Будущий архиепископ Платон родился в семье священника Черниговской епархии и был назван Петром. Первоначальное образование получил в Спасо-Ярославской семинарии, а высшее в коллегиуме и в Киевской академии, по окончании курса в которой был учителем и префектом в Вятской семинарии. Епископом Вятской епархии был его родственник Варфоломей Любарский, и в этой епархии с 1762 по 1772 год Петр исправлял в ней должность проповедника.
13 ноября 1770 года (по другим источникам — 5 августа 1771 года) принял монашество, а в следующем году назначен игуменом в Верхочепецком Крестовоздвиженском монастырь в г. Слободском. 5 августа 1772 года возведен в сан архимандрита в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и определен ректором Казанской семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря. В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Петербург. 30 октября 1785 года был переведен в Свияжский Богородицкий монастырь, в июле 1787 года (или в 1789 году) в Московский Воскресенский, именуемый «Новый Иepycaлим». 31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь. 30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы.
26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского, но 11 марта того же года переведен в Астраханскую епархию, где 29 мая (по другим данным — 1 апреля) 1796 года возведен в сан архиепископа.
Еще до назначения епископа Платона в Астрахань, в 1793 г. от Астраханской епархии были отделены города: Моздок, Кизляр, Екатериноград, Георгиевск, Александровск и Ставрополь, из которых образовано Моздокско-Маджарское викариатство, чтобы «наилучшим и надежнейшим образом» способствовать распространению христианства на Кавказе среди инородцев. Епископом Моздокским был назначен архимандрит Гаий. Хотя епископ Гаий считался викарием Астраханской епархии, но имел самостоятельное управление, свою Консисторию и свой особый штат. В 1799 году от Астраханской епархии отделена была Саратовская губерния, в которой учреждена самостоятельная епархия. Моздокский епископ Гаий переведен был в Саратов, а Моздокское викариатство снова вошло в состав Астраханской епархии. После закрытия Моздокскаго викариатства архиепископ Платон именовался Астраханским и Моздокским, а с 1803 года — Астраханским и Кавказским.
Вступивши в управление Астраханскою епархиею, епископ Платон прежде всего обратил внимание на производство дел в духовных правлениях, которые были в уездных городах. Духовным правлениям предписано было в производстве дел поступать по указам, данным предшественником архиепископа Платона и им самим. В этих указах, между прочим, предписывалось, во избежание пристрастия при решении дел, никаких дел не решать без общего приговора всех членов правления, а «цепи наложить на священника или диакона и все присутствие не долженствует присудить», и даже получаемые пакеты распечатывать всегда в присутствии и не одному члену, а, по крайней мере, двум, при главном чиновнике, называвшемся повытчиком, и не затягивать дел, а решать оные в законный срок. Членам правления предписывалось быть ко всем добродушными, ласковыми и терпеливыми.
Наблюдая сам справедливость и избегая притеснений, архиепископ Платон требовал того же и от духовных правлений. Приводя в порядок духовные правления, архиепископ Платон старался улучшить состояние церквей и духовенства. Узнав, что в некоторых церквах не было ни описей церковного имущества, ни книг для записи церковных сумм, ни церковных старост, Преосвященный предписал, чтобы при всех церквах были старосты, добрые и рачительные; чтобы при церквах заведены были книги для записи церковного имущества и денег, и чтобы благочинные по этим книгам свидетельствовали церковное имущество и об усмотренном доносили ему.
Видя, что раскольническое и молоканское заблуждение быстро распространяется по епархии главным образом потому, что народ мало знаком с христианским вероучением, архиепископ Платон вменил в обязанность священникам в праздничные дни, особенно в пост, учить своих прихожан молитвам, читать им в церкви и на домах книжицы религиозно-нравственного содержания, с доступным для них толкованием, а ученым священникам составлять и произносить и свои проповеди. Для самообразования духовенства и для научения прихожан, во многий церкви разосланы были книги религиозно-нравственного содержания.
Не довольствуясь этим, архиепископ Платон, для просвещения своей паствы, заботился об устройстве при церквах школ. «Знание грамоты, — писал он в Кизлярское духовное правление, — не только духовенству необходимо, но и мирянам нужно и полезно, а всем служит основанием к душевному и телесному просвещению», почему и предлагал духовным правлениям заводить в приходах школы для обучения детей духовенства и иных сословий. Так как миряне не желали отдавать своих детей в школы, а принудить их силою было не во власти Преосвященного, то он ревностно принялся за образование детей духовенства.
В 1802 году он издал второй указ, чтобы не только в городах, но и в селах заводились начальные школы для подготовления детей духовенства к поступлению в Астраханскую семинарию. А так как духовенство, особенно Кавказское, под разными предлогами уклонялось от посылки своих детей в семинарию, то Преосвященный предписал благочинным отбирать у родителей детей от 10 до 15 лет и отправлять их «с благонадежною оказией», в Астрахань, а укрывавших своих детей штрафовал. А чтобы сами благочинные и духовные правления не укрывали чьих-либо детей от посылки в семинарию, с 1803 года Консистория сама стала составлять списки детям духовенства, достигшим 10-летнего возраста, и по этим спискам требовала их в семинарию. Благодаря таким мерам, число воспитанников семинарии при архиепископе Платоне возросло до 280 человек, так что семинария могла доставлять образованных пастырей для всего юго-востока России. При увеличении числа воспитанников, семинарские здания оказывались не поместительными, поэтому старанием архиепископа Платона построен был над зданиями верхний этаж, библиотека, столовая и другие службы. Особенно много он постарался о семинарской библиотеке, в которой число книг в его время дошло до 1000 томов.
Заботясь о приготовлении достойных кандидатов на священство, архиепископ Платон требовал и от наличного духовенства исправного исполнения своих обязанностей и доброго поведения. Если замечал, что неисправность или упущение происходили от неведения, то неведующих вразумлял сам или приказывал научать благочинным, а за нерадение и намеренное уклонение от исполнения долга штрафовал. Особенное внимание он обращал на священно- и церковнослужителей кавказских, которые вообще были мало сведущи в исполнении своих обязанностей, а по образу жизни, одежде и проч. почти ничем не отличались от своих прихожан — грузин и осетин. Так, например, Ставропольский благочинный Лампадчиков доносил Преосвященному, что «священнослужители его ведомства в служении Божественной литургии, утрени, вечерни и мирских треб весьма незнающи и неосторожны; один, например, не знал, как приступить к совершению Преждеосвященной литургии; другой пред служением вечерни хотел совершить проскомидию». Преосвященный приказал благочинным вызывать к себе таких священников и учить.
Кавказские священники, диаконы и причетники одевались большею частью в свои национальные одежды: горские папахи, черкески, чевяки, наговицы, баранью грузинскую шапку. Поэтому в 1800 году всему кавказскому духовенству объявлен был указ к непременному исполнению, что «священники и диаконы должны носить рясы суконныя, камлотныя, китайныя и из других… тканей, состоянию, приличию сана, места и степени соответственныя, холодныя или теплыя…; цветов темных, не ярких или светлых, но смирению сана пристойных; подрясники холодные или теплые таковых же материй и цветов; поясы из всех тканей, но смиреннаго цвета; на голове летом черныя шляпы…, а зимою шапки с околышами бобровыми или приличных мехов…, на ногах сапоги или башмаки, а не коты или лапти… Причетники должны носить платье продолговатое и обувь… приличныя, а не в подлом или тщеславном виде. При том напоминается всем священно-служителям содержать себя всегда в чистоте и опрятности, иметь волосы и бороду расчесанныя, лицо и руки чисто умытыя, усы на уста не навислые, ногти обрезанные… Словом, содержать себя и домы свои в приличном расположении, чистоте и порядке. И сие предписание тщательно наблюдать правлению и благочинным, подвергая не исполняющих, кольми паче неповинующихся, штрафованиям по инструкции за первый и второй раз; а за третий, усугубив наказание, отмечать таковых в благочиннических ведомостях».
Ревностно занимаясь епархиальными делами, архиепископ Платон находил время и для занятий учеными трудами. Известны его труды: «Поучение к казанской пастве о сохранении верности императрице в октябре 1773 года»; «Речь при освящении знамен полка кн. Урусова». (М., 1799); «Надгробное слово Бибкову» (24 апреля 1774 года); «Две речи на торжество открытия Казанского наместничества». (М., 1781); «Вятская иерархия» (Чтен. Моск. общ. ист., 1848, № 7); «Астраханская иерархия» (там же); «Извест. о Казан. Преображ. м-ре с приб. надписей и грамот» (рукопись); «Казанская иерархия» (рукопись); «Краткое известие о Пугачеве», (изд. в 2 т. Истории Пугачева, соч. Пушкина); «Письма к Б. Каменскому о пугачевщине» (архивы старых дел).
18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим.
В 1809 году удостоен права ношения алмазного креста на клобуке.
Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что Преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с 12-летним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, 9-ти и 8-ми лет. Фамилия дьячка была Неумытый. Владыка сделал честь благочинному и стал экзаменовать сына его. Первое испытание состояло в гласном чтении церковно-славянской псалтири, но благочиннический 12-летний сын читал плохо, наподобие некоторых нынешних столичных дьячков. Архиерей взял из рук мальчика книгу и передал ее старшему сыну дьячка. Тот зачитал бойко и внятно, без единой ошибки. Платон заставил читать младшего, 8-летнего, и тот прочел превосходно. Тогда Преосвященный поднялся с места, схватил благочинного за бороду и за косы и оттаскал его жестоким обычаем при всех бывших здесь «просителях» и прислуге. А бил Преосвященный Платон ужасно «могуче», потому что роста он был огромного и силы страшной. За свою лихую ухватку и скорость на руку Преосвященный Платон получил от духовенства и мирян прозвище «запорожец». Дьячку, который хорошо учил своих детей, Преосвященный дал хорошее место, а ребят его сам наблюдал в училище.
Скончался Владыка Платон 20 октября 1811 года в Екатеринославле. Погребен в Самарском Ново-Московском монастыре (загородный архиерейский дом), в Николаевской церкви.
При подготовке материала были использованы:
- Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: 1602-1902 гг. Астрахань. 1902.
- Архиепископ Платон. // Опубликовано на официальной Интернет-странице Астраханско-Енотаевской епархии.
- Платон (Любарский). // Интернет-публикация Благотворительного фонда «Русское Православие».