Иерей Иаков Логинов — это сельский священник, расстрелянный в январе 1938 года в Вольске по приговору «тройки» (особого совещания при УНКВД по Саратовской области). Материалы к его канонизации, подготовленные в Саратовской епархии, в настоящее время рассматриваются Синодальной комиссией. Мы предлагаем читателям рассказ о его крестном пути.
Яков Иванович Логинов родился 15 октября 1878 года в крестьянской семье, в селе Самодуровка Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне село Белогорное Вольского района Саратовской области). Начальное образование он получил в сельской школе. Затем, в апреле 1902 года, окончил Саратовскую Кирилло-Мефодиевскую миссионерскую школу. Это учебное заведение было создано при православном Братстве Святого Креста, развившем на саратовской земле чрезвычайно активную деятельность: как миссионерскую (противостояние расколу, сектантским движениям), так и благотворительную. В дальнейшем Яков Логинов состоял при этой же школе надзирателем и помощником миссионера. По благословению Преосвященнейшего Иоанникия II (Руднева), впоследствии митрополита Киевского, Братство Святого Креста проводило регулярные публичные беседы, чтения и диспуты с раскольниками и сектантами. Главным образом эти беседы проходили на подворье саратовского Спасо-Преображенского монастыря — Киновии. Она была центром духовного просвещения в Саратове.
В августе 1908 года Яков Логинов был рукоположен во диакона к Покровской церкви села Самодуровка. Активная катехизаторская деятельность отца Иакова не осталась незамеченной. По рекомендации Саратовского епархиального противораскольнического миссионера (была такая должность) священника Андрея Игнатьева он был вызван в Саратов и 15 февраля 1915 года правящим Архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшим Палладием (Добронравовым) рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Синенькие Саратовского уезда. В том же 1915 году по распоряжению Преосвященнейшего Палладия отец Иаков окончил в Саратове епархиальные миссионерские курсы. Два десятилетия спустя в характеристике, выданной на отца Иакова Самодуровским сельсоветом, первым «свидетельством» против священника будет одно лишь слово: «миссионер».
В 1920 году отец Иаков служил священником в селе Апалиха Хвалынского района. В 1925 году он, согласно его показаниям в следственном деле, оказывается за штатом, занимается сельским хозяйством, но священнослужения не оставляет. С 1929 года Иаков Логинов — штатный священник Свято-Троицкой церкви села Гостевка Воскресенского района. Он живет там с семьей: жена Евфросиния Петровна и четверо младших детей. Пятеро старших к тому моменту, видимо, проживали уже отдельно.
Меж тем, в стране нарастают темпы коллективизации. Создание колхоза зачастую начинается со снятия колоколов и закрытия храма. Однако народ еще не взнуздан, не запуган до крайней степени: преследование Церкви вызывает протесты, особенно в сельской местности. Видимо, одно из таких выступлений и произошло в Гостевке. В октябре 1930 года Воскресенским райаппаратом ОГПУ по Нижне-Волжскому краю гостевский батюшка был арестован первый раз. Вместе с ним за решеткой оказались восемь его односельчан. Это были крепкие, зажиточные (в недавнем, разумеется, прошлом) крестьяне, не принимавшие коллективизации и не сразу уразумевшие, что нельзя высказывать это недовольство вслух. «Руководство данной контрреволюционной группой лежало на гр. Визгалове и попе Логинове»,— пишет следователь. С его точки зрения, обвиняемые «старались дезорганизовать работу сельсовета и других сельских организаций, в особенности парализовать ход кампании по хлебозаготовкам…».
По существу дела иерей Иаков Логинов показал: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, женщины меня охраняли в количестве 10 человек в момент моего вызова в Воскресенское не по моей инициативе, а по своей, заявляя мне: „Мы тебя не пустим никуда, за вас сами пойдем”, что и сделали…».
Весьма примечательный момент: прихожане так любили своего батюшку, что не отпустили его (вызванного, как мы понимаем, в НКВД) одного, собрались и поехали с ним. Надеялись там защитить!
Один из свидетелей обвинения показывает, что люди, вооружившись вилами, защищали священника от ареста. Другой свидетель сообщает, что «готовилось женское восстание для охраны церкви от закрытия, с вилами. Логинов агитировал: „Нам нужно что-то предпринять, если не будем ничего делать, то у нас все закроется”. Когда стало известно об аресте Логинова, его собрались защищать примерно 50 женщин». Согласно показаниям еще одного свидетеля, еще до этого отец Иаков протестовал против снятия колоколов с сельского храма. В результате священник Иаков Логинов 1 января 1931 года постановлением тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю осужден к 10 годам лишения свободы по обвинению в проведении антисоветской агитации и участии в антисоветской деятельности. Срок заключения он отбывал в Медвежьегорском районе Карельской АССР.
После досрочного освобождения (из назначенных ему десяти лет в заключении он отбыл 6 лет и два месяца) с 1936 года отец Иаков проживал в родном селе Самодуровка Широко-Буеракского района Саратовской области и, поскольку храм был закрыт, занимался сельским хозяйством. Однако он продолжал считать себя священнослужителем. В последнем следственном деле сохранился ответ подследственного на вопрос о прежнем роде занятий: «Занимался священнослужением Гостевской церкви Воскресенского района 15 лет».
14 декабря 1937 года отец Иаков был вновь арестован Широко-Буеракским РО УНКВД по Саратовской области. Поводом ко второму аресту послужил донос, в котором отец Иаков Логинов обвиняется в том, что совершил крещение ребенка. «Занимается внедрением снова религиозного обряда среди населения,— спешит сообщить доносчик,— дурманит головы молодым». Донос — свидетельство того, что отец Иаков, переживший уже однажды арест, допросы и длительное заключение, остался миссионером. Он не оставил благовествование Слова Божия своим односельчанам, особенное внимание обращал на молодежь, подвергавшуюся в те годы тщательной идеологической обработке.
«Я его крепко изругал,— продолжает доносчик,— и спросил: „Значит, из тебя поповскую дурость не перевоспитали?”. А он мне ответил: „Никогда нас со святыней не разлучат”».
Еще из свидетельских показаний: священник Иаков Логинов призывал колхозников «не забывать Бога», «отдавать Богу Богово», а в воскресные дни и в дни религиозных праздников собираться на молитву. Молились, видимо, на дому у отца Иакова, поскольку храм был уже закрыт.
Правлением Самодуровского сельсовета были составлены характеристики на всех четырех фигурантов этого уголовного дела; характеристики констатировали: «антисоветская деятельность против мероприятий советской власти». В 1939–40 годах после заявлений двух остававшихся в заключении обвиненных по этому делу было проведено дополнительное расследование, и бывший председатель вышеназванного сельсовета так объяснил составление характеристик на отца Иакова и его товарищей по несчастью: «Приехали в 1937 г. представители РО НКВД, которые вызвали меня в сельсовет и предложили подписать характеристики, заранее подготовленные на указанных граждан. Я категорически отказывался подписывать характеристики, не зная существа дела, но пом. нач. РО НКВД предложил мне подписать, одновременно сказал: „Если не будешь подписывать, то немедленно арестую и посажу”. Я перепугался и вынужден был подписать характеристики».
«Активный церковник-поп. Миссионер. Во время коллективизации вел среди масс активную работу по разложению колхозов, пользуясь своим положением попа»,— это из характеристики на отца Иакова.
На сей раз священника Иакова Логинова обвиняли в том, что он якобы был «руководителем нелегальных антисоветских сектантских сборищ». К сектантским их приписали скорее всего потому, что по делу проходили начетчик одного из беспоповских согласий Максим Ефимович Гуреев (вторым обвиняемым) и еще несколько старообрядцев. Отец Иаков отрицает все обвинения, заявляя, что он «является священником Православной Церкви и поэтому не может руководить сектантами». На неоднократные попытки следователя «уличить» отца Иакова в «проведении работы против Советской власти» на основании его прежней судимости по 58-й статье обвиняемый отвечал: «Свое прошлое я не отрицаю, но в настоящем виновным себя не признаю».
Один из свидетелей показал, что священник Иаков Логинов собирал по селу подписи для открытия церкви.
Есть в этом деле еще один совершенно замечательный момент: священник Иаков Логинов, оказывается, готовился к выборам в Верховный Совет СССР. Односельчане хотели выдвинуть его в качестве кандидата в депутаты!
Это не удивительно. Конституция 1936 года, ее предварительное обсуждение и последовавшая предвыборная кампания многими были восприняты всерьез и с надеждой — в том числе и некоторыми представителями духовенства. Конституция ведь даровала священнослужителям равные права со всеми другими гражданами, включая и право голоса; а согласно 141-й статье Конституции кандидаты в Верховный Совет должны были выдвигаться общественными организациями. В некоторых местах священники говорили мирянам, что они могут просить вновь открыть храмы, так как согласно Конституции Церковь и ее служители больше не рассматриваются как враждебные элементы. В городских и сельских храмах проводились предварительные неофициальные тайные голосования, на которых выдвигались кандидатуры священников и диаконов для будущих выборов в Верховный Совет. Все свидетели обвинения по делу священника Иакова Логинова показывают, что обвиняемые во время выборов агитировали против официальных кандидатов Вышинского (того самого!) и Дубинина, «а выдвигали попа Логинова».
Если обвинительное заключение 1931 года заняло все же несколько листов, то в 37-м оно уместилось на одном листочке. Ранее судимый поп Логинов обвиняется в том, что он «враждебно настроен против Советской власти, распускал контрреволюционные слухи о скором развале колхозов, производил крещение детей на селе».
16 декабря отцу Иакову объявили об окончании следствия, а 27 декабря 1937 года иерей Иаков Логинов осужден постановлением «тройки» при УНКВД по Саратовской области к высшей мере наказания по обвинению в проведении антисоветской агитации. Постановление приведено в исполнение 10 января 1938 года в 22 часа в г. Вольске Саратовской области. Данных о месте захоронения в материалах дела не имеется.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий...» гражданин Логинов Яков Иванович реабилитирован по обоим своим уголовным делам.
Журнал «Православие и современность» № 12 (28) 2009 г.