+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+

15.01  Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца

Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в г. Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафий Мошниных. Во святом Крещении был наречен Прохором, в честь святого Прохора, апостола от 70-ти (память 4 января и 10 августа). Исидор Мошнин брал подряды на строительство каменных зданий; под конец жизни начал постройку церкви во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Курске, но скончался до окончания работ. Трех лет святой Прохор лишился отца, завещавшего своей супруге окончить строительство храма.

С младенчества святой Прохор был под особенным покровительством Промысла Божия. Однажды Агафия Мошнина взяла с собой сына на строительство храма и он, оступившись, упал с колокольни; но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Святой Прохор с детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил он молиться в уединении.

На десятом году святой Прохор тяжело заболел; в сонном видении ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла святого Прохора приложиться к святой иконе, после чего он быстро поправился.

Еще в отрочестве святой Прохор решил посвятить свою жизнь служению Богу и уйти в монастырь. Мать благословила его на иноческий путь медным распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Незадолго до того святой Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил святой Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, святой Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем был мудрый старец отец Пахомий. Определив юношу в послушники, он назначил ему в духовники старца Иосифа. Под руководством старца святой Прохор проходил многие монастырские послушания: был келейником, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием. Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия".

По примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, святой Прохор испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.

Через два года послушник святой Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие святого Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы хотели вызвать к нему врача, на что святой Прохор сказал отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", — и попросил, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же святому Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей — от рода нашего". Затем Она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Престол для придела святой Прохор соорудил из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, он принял иноческий постриг с именем Серафим (евр. — пламенный), столь удачно выражающим его подлинно пламенную любовь к Богу и стремление ревностно Ему служить. Через год преподобный Серафим Саровский был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме. Господь сподобил преподобного благодатных видений: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной Литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после пения тропарей преподобный произнес: "Господи, спаси благочестивыя", — и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим Саровский увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим Саровский в духовном восторге не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим Саровский был рукоположен в сан иеромонаха. После кончины настоятеля, отца Пахомия, преподобный, имея его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля отца Исайи и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь он стал предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и возвращаясь к себе в келлию после Литургии, за которой причащался Святых Тайн. Свое келейное молитвенное правило преподобный Серафим Саровский совершал по уставу древних пустынножителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.

Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением удалялись. Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный прекратил к себе доступ мирянам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его.

Видя подвиги преподобного, диавол навел на святого мысленную брань — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим Саровский усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая; "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келлии на другом камне, который принес из леса. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал разбойников. У преподобного, работавшего на огороде, был в руках топор, но он не стал обороняться, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Разбойники нещадно били преподобного, проломили ему голову, сломали несколько ребер. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, мучительно страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран. Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого преподобный Серафим Саровский провел около пяти месяцев в обители, а затем вновь ушел в пустынную келлию. Оставшись согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исайи, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав посещать обитель в воскресные дни. Плодом великого подвижничества явилось для преподобного стяжание мира души и радости о Святом Духе. Преподобный Серафим Саровский впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". Новый настоятель отец Нифонт предложил отцу Серафиму Саровскому или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в Богослужении, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после пятнадцатилетнего пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим Саровский сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями — Климентом Римским и Петром Александрийским — явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора.

Преподобный Серафим Саровский открыл двери своей келлии для всех. Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму Саровскому за назиданием чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям; "радость моя, сокровище мое". Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлию. Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку, где лежало Евангелие и груз из камней и песка. На вопросы, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня".

В последний период своей жизни преподобный Серафим Саровский особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного заботиться о "дивеевских сиротах". Ученики и духовные дети помогали святому окормлять Дивеевскую общину: Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер дивеевских; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н.А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Все знали и чтили преподобного Серафима Саровского как великого подвижника и чудотворца. С 1831 года преподобный многим предвозвещал о предстоящем голоде, и, по его совету, в Саровской обители сделали запас хлеба на шесть лет, вследствие чего спаслись от голода. За год и девять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим Саровский еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимче Мой, будешь с нами"...

Преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В то время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим Саровский в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

Желая дать возможность почитателям прощаться со старцем, лежащим уже во гробе, целые восемь суток оставляли почившего непогребенным; он лежал в Успенском соборе, и в это время ко гробу его стекались тысячи жителей из окрестных мест и соседних губерний.

В 1891 году над гробницей преподобного Серафима Саровского была выстроена часовня. В 1903 году совершилось торжественное прославление великого угодника Божия — преподобного Серафима Саровского. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в подготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудотворениями и исцелениями. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим Саровский становится одним из самых любимых святых русского народа.

 Слово Игумена Никона (Воробьева)
в день памяти преподобного Серафима Саровского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем память преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В ночь с 1 на 2 января 1833 года он преставился. Преподобный Серафим еще молодым пошел в монастырь, прошел в нем все монашеские послушания, работы, испытания, прошел все виды монашеского жития и достиг величайшего духовного преуспеяния, творил великие чудеса, исцелял неизлечимых больных, предсказывал события, которые всегда исполнялись. Он издалека видел состояние души человеческой. Так, его современник, великий подвижник Георгий Задонский был долго мучим помыслами уйти из своего монастыря, потому что туда приходили люди и мешали ему сосредоточиться. И вот однажды является ему странник и говорит: "Преподобный Серафим велел тебе сказать, как ты столько времени подвизаешься и не можешь понять, что твои помыслы от лукавого. Оставайся на месте". Георгий Задонский очень удивился. Потом стал искать этого странника, который только что вышел. Но оказывается, никто подобный в монастырь не входил. Тогда Георгий Задонский понял, что это был преподобный Серафим, который видя его душевное состояние, приказал ему, чтобы он оставался на месте. Были случаи воздействия его на внешнюю природу. Однажды вечером он приказал Дивеевским сестрам посадить лук, а утром уже посылает их собрать свежий лук и нести в Дивеевскую обитель. "Батюшка, — пытались было возразить монахини, — мы вчера только лук посадили". Но преподобный Серафим повторил: "идите, соберите лук и снесите в Дивеево". Когда они пришли на огород, то лук уже был больше четверти аршина высотой. Другой раз пришли к нему в келлию гости, кажется, архиерей, и с ним другие. Преподобный Серафим приказал кусту малины зацвесть, принести плод и на глазах гостей, собрав малину, угостил их.

Приходил к нему медведь, который не только не трогал угодника Божия и других присутствующих, но однажды по приказу преподобного Серафима поспешно пошел в лес и принес свежего сотового меда. Так сила Божия, благодать Божия зримо почивала на преподобном Серафиме и через него творила многие чудеса.

Был у преп. Серафима близкий человек, некто исцеленный, именем Мотовилов, который с детства размышлял о том, в чем состоит истинное христианство. И вот однажды преподобный Серафим, сказав ему об этой его мысли, объяснил, что цель христианина должна состоять в стяжании Духа Святого, а затем и показал ему, как действует Святой Дух, почивающий в человеке. Они были вдвоем на поляне в лесу. Преподобный Серафим помолился, и вот лицо его — как в Евангелии сказано о славе праведников в Царствии Божии — засияло как солнце, так что Мотовилов не мог на него смотреть. Так преподобный Серафим зримо, наглядно, объяснил ему действие Святого Духа на душу и тело человеческое.

Как же происходит рост духовный у этих великих подвижников? Преподобный Серафим, как и многие другие, в юности поступил в монастырь. Здесь он прошел все монашеские послушания, которые очень необходимы всем вновь поступившим. Ибо среди этих послушаний человек подвергается всякого рода испытаниям и искушениям. Здесь он должен победить свое тщеславие, свой гнев, чревоугодие, должен научиться побеждать всякие помыслы: и нечистые, и помыслы уйти из монастыря, и многие другие — потому что дьявол разжигает человека всячески, делает жизнь монашескую как будто бы невыносимо тяжкой, скучной, бесполезной, гонит каждого истинного христианина из монастыря. Все это нужно преодолевать. Нужно в этой обстановке, среди людей приобрести внутреннюю молитву, молитву сердечную, т.е. чтобы она сама непрестанно действовала в сердце. Эта молитва Иисусова: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного".

Преподобный Серафим говорил: "монахи, которые не имеют непрестанной молитвы Иисусовой, подобны черным головешкам, они бесплодны и бесполезны". Вот и нужно, живя в общежитии, среди монахов, в монастыре приобретать непрестанную молитву, которая даст силу побеждать всякие искушения: и внутренние, и внешние.

Когда человек приобретет эту молитву, он старается избегать всех людей, по возможности. Он хочет сосредоточиться в себе, хочет, чтобы никто ему не мешал, поэтому во всех монастырях после того, как настоятель, если он опытный, — увидит такое состояние монашествующего, увидит, что у него развилась уже эта молитва, ему разрешал уйти в уединение. Так было и с преподобным Серафимом. Несмотря на то, что очень трудно было в то время в монастырях уходить в уединение, Господь устроил таким образом, что ему разрешили уйти, и он много лет жил один в келейке на расстоянии 5 км от монастыря. Здесь он достиг высоких духовных состояний.

Здесь он подвергался сильнейшим бесовским искушениям, как и все истинные подвижники. Бесы, то в виде разбойников, то в виде зверей, то страшных чудовищ старались повредить ему, напугать, изгнать его из этой пустынной келлии. Однажды они бросили к преподобному кряж такой величины, что 7 человек с великим трудом вытащили его из келлии.

Здесь же в пустынном лесу он подвергся особому испытанию, которое было попущено Господом преподобному (как попускалось многое и другим подвижникам) по следующей причине. Когда подвижники достигали высокой степени совершенства, то у них разгоралась такая пламенная, непостижимая для нас любовь к Господу, благодарность к Нему за то, что Он пришел на землю, чтобы Своею кровью спасти людей, благодарность за Его крестную жертву, которой стали подаваться нам великие духовные дары, то эта пламенная любовь не могла быть у них ни чем иным утолена, как только какими-либо особыми страданиями и подвигами, которых они испрашивали у Господа и которые с радостью переносили. Подвиги нес и преподобный Серафим, все, какие только можно было совершить, но, по-видимому, они не могли удовлетворить души преподобного. И вот по его, несомненно, желанию Господь попустил ему понести и особый тяжкий крест, подобно кресту Своему. В лесу напали на него разбойники, три крестьянина, и потребовали у него денег. Преподобный Серафим обладал большой физической силой и, имея в руках топор, совершенно свободно мог бы и с большим числом, а не только с тремя, справиться. Но он положил топор на землю, стал на колени и ответил им, что у него денег нет. Тогда разбойники схватили топор и во многих местах проломили преподобному череп, затем повлекли его к келлии, избили его, растоптали грудь, поломали несколько ребер. Преподобный Серафим был брошен ими в таком состоянии, что в порядке естественном он должен был умереть.

Только сила Божия сохранила его. Разбойники в келлии ничего не нашли, кроме 2-3 картофелин, после чего в страхе убежали. Однако потом их нашли и хотели строго наказать. Но преподобный Серафим сказал, что если их накажут, то он уйдет отсюда. По его просьбе крестьян оставили в покое. Они потом искренне раскаялись и провели остаток жизни как истинные христиане.

Преподобный Серафим умер 130 лет тому назад, можно сказать, что он почти наш современник. И в его время, и до него, и после, многие говорили и говорят, что теперь уже невозможно достигнуть тех состояний, какие имели древние подвижники. Преподобный Серафим своей жизнью показал, что это неправда, и сам он говорил, что во всякое время, до конца мира могут быть истинные подвижники, ибо "Христос вчера и днесь, Той же и во веки". От христианина требуется лишь решимость следовать заповедям Христовым и примеру Его жизни.

1963 г.