Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
По святым местам — не покидая Саратова
Просмотров: 504     Комментариев: 0

Состоялась очередная паломническая экскурсия по Саратову для прихожан храма во имя святых равноапостольных Петра и Павла (3-я Дачная, Саратов). О том, что узнали ее участники расскажет гид паломников, которым вновь стала заместитель редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова, предварительно проводившая краеведческую работу по подготовке материалов для экскурсии.

Первая «глава» экскурсии была посвящена чудесному и, увы, малоизвестному сегодня событию, произошедшему в нашем крае в революционном 1917 году: явлению Испанской иконы Божией Матери и образа великомученика Пантелеимона в селе Корнеевка Николаевского уезда Самарской губернии (теперь это Пугачевский район Саратовской области). Чудесные сновидения о святыне и о месте ее сокрытия стали посещать пленного солдата Первой мировой, венгра и католика Петера Чердаша, жившего в Корнеевке. Он рассказал о своих снах сельскому священнику Николаю Кубареву, и тот поверил инославному христианину. Икону Божией Матери Петер после долгих трудов выкопал из твердой, почти не поддававшейся лопате земли в стенах разрушенного сарая за селом. Потрясенные явлением образа крестьяне крестным ходом доставили его в местную церковь. И сразу после совершенного перед иконой молебна стали происходить чудеса: парализованные вставали и шли, слепые прозревали, согбенные распрямлялись, из кого-то с криком выходили бесы… А на следующий день после явления Испанской в том же раскопе местный мальчик обнаружил еще икону великомученика и целителя Пантелеимона. Пораженный происходившим на его глазах Петер Чердаш принял Православие.

Чудеса, явленные от корнеевских икон, засвидетельствованы священниками, снискавшими впоследствии мученические венцы — иереем Олимпом Диаконовым, протоиереем Павлом Соколовым (впоследствии архиепископ Воронежский и Задонский Петр), священномучеником Михаилом Платоновым, священником Сергием Самуиловым и его сыном, также священником, Константином. Кажется, Сама Богородица чудесным Своим образом, обретенным в роковом году, благословляла Своих детей на святое мученичество…

Рассказ об этих событиях прихожане Петропавловского храма слушали по дороге в храм Сошествия Святого Духа на апостолов. В этом храме нет корнеевских икон, увы — обе они, по имеющимся сведениям, были сожжены вместе со всей церковной утварью в 1937 году, когда в селе закрыли и разгромили храм. Но в Духосошественском есть памятный образ, созданный, скорее всего, вскоре после корнеевского чуда: золотое поле, крест и две иконы — святой Пантелеимон (целительство и мученичество!) и Пресвятая Богородица.

От Духосошественского храма автобус с паломниками взял курс на стадион «Динамо» — на место разрушенного в 1930-х годах Александро­Невского собора. Здесь паломники познакомились с двумя саратовскими архипастырями, похороненными в свое время в крипте нижнего храма собора и лежащими сейчас, увы, под восточной трибуной стадиона: епископом Евфимием (Беликовым, 1813–1863, годы на Саратовской кафедре — 1860–1863) и епископом Авраамием (Летницким, 1838–1893; в Саратове с 1889 года). В их судьбах много общего: оба выбрались в люди из сиротства и нищеты, из низов духовного сословия той эпохи. Оба были великими тружениками и оставили заметный след в истории нашего края. Оба считали своим долгом всячески содействовать развитию народного просвещения, церковно­приходских училищ; оба не терпели суеты и праздности, служа Церкви и России — пока хватало телесных сил, то есть действительно до предела… И обоим был сужден короткий век. И знать об этих архиереях важно еще и потому, что слишком живучи в нашем сознании штампы вроде «поголовной безграмотности в царской России») и «роскошной жизни архиереев».

Знакомство прихожан — паломников-экскурсантов — с памятными и святыми местами нашего города, с подвижниками Саратовской земли стало возможным благодаря самоотверженному труду наших историков и краеведов, в первую очередь Валерия Теплова, иерея Максима Плякина, Евгения Лебедева, ныне покойной Ольги Пудовочкиной.

 


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото Марины Юловой и из архива Саратовской епархии

Газета «Православная вера» № 21 (569)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: