Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Патриаршая проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля
Просмотров: 125     Комментариев: 0

7 апреля 2025 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня особый Богородичный праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы — в историческом храме в Кремле, посвященном именно этому величайшему событию в истории спасения рода человеческого.

Когда размышляешь о том, что произошло с нашей страной и народом, который всегда с особым благоговением возносил свои молитвы к Пресвятой Богородице, понимаешь, что многие непонятные для историков повороты событий в нашей национальной жизни не были результатом каких-то человеческих действий. Молитвами Пречистой Царицы Небесной, избравшей, как Свой жребий, Отечество наше, Господь, несомненно, управлял историческим процессом — а иначе, с точки зрения человеческой логики, не осталось бы камня на камне от нашей веры, нашей Церкви и наших христианских ценностей.

Ни одна страна в мире не претерпела таких гонений, такого сознательного уничижения христианской веры, как Русь Святая. Как будто сам диавол поругался над святостью нашего народа! Силы зла, которые воздействовали на сознание нашего народа и затмили его историческую память, заставляли его поверить в некие идеологические схемы, фантастические, абсолютно нереальные идеи. Но жизнь показала, что от всех этих идей, за которые проливалась кровь, за которые страдали люди, не осталось ничего.

То, что произошло с нашим народом, — это обращение от безбожия к вере, и это, наверное, самое сильное доказательство бытия Божия и присутствия Богоматери в жизни нашего многострадального народа. Сегодня наши храмы наполняются, к Богу обращаются люди, еще вчера не сознававшие себя православными, развиваются все стороны церковной жизни, в школе преподаются основы Православия, открывается множество храмов — столько, сколько никогда, ни в одной стране, не открывалось. И этого не понять многим людям за рубежами нашего Отечества, даже христианам, потому что в традиционно христианских странах, которые не проходили через безбожные гонения, храмы сегодня закрываются, я об этом с сожалением уже говорил. В лучшем случае переформатируются под другие цели: иногда под мечети, но там хоть имя Божие призывается, а иногда под рестораны, увеселительные заведения, и вера изгоняется из сердец людей.

А ведь наша страна прошла через самые страшные гонения за всю историю христианства, которые нельзя сравнить даже с римскими гонениями. Там гонения охватывали относительно небольшое количество людей и не предполагали полное истребление христианства. А у нас задача была поставлена именно так: уничтожить все, что связано с православной верой. Но Господь не допустил, и эта победа нашего духа и нашей веры свидетельствует о том, что Покров Пречистой Царицы Небесной, Ее милость простирается над землей Русской.

Однако мы не можем воспринимать это как некую данность, полученную навсегда, на все времена. Мы призваны отвечать на эту милость Божию своей верой, воспитанием своих детей, молодежи, работой со многими секторами общественной жизни, в которых сегодня все больше и больше внимания обращается на духовную составляющую и осознается несомненная важность хранения православных традиций.

Но кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). И в ответ на эту милость Божию, на радикальное изменение положения Церкви в стране, на обращение к вере многих и многих людей мы, православные христиане, каждый на своем месте, должны еще больше работать для того, чтобы вера укреплялась в жизни народа. Родители должны воспитывать в православной вере детей, никого не стесняясь и ничего не боясь. Помните: за детей ответите перед Богом! Может, сами будете в храм ходить, но если вырастите безбожников, Господь спросит: «А дети твои где? Почему они не с тобой?» То же самое — и внуки. Не стесняйтесь, бабушки! Мы знаем силу бабушек, которая способна сокрушить многое. Включайтесь в воспитание ваших внуков! Тем более сейчас все так просто: и на телевидении есть религиозные передачи, и книг множество издается, и проповедь беспрепятственно произносится в храмах. Но еще раз хочу сказать: кому больше дано, с того больше и спросится. И с нашего поколения спросится в первую очередь за сохранение веры в нашем народе, за воспитание в вере следующих поколений наших русских людей. Поэтому, принимая милость Божию, воспринимая ее как дар народу нашему, Церкви нашей, мы в ответ на этот дар должны укреплять свою собственную веру и воспитывать в этой вере наших детей и внуков.

Я бы хотел сегодня ограничиться тем, что я уже устно сказал. Утром, пролистывая вот эту книгу, которая называется «Проповеди Патриарха», обратил внимание на слово в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля, которая была произнесена 7 апреля 2011 года. И поскольку эти слова не потеряли своей актуальности, я хотел бы кое-что из этого текста вам прочитать: 

«"Днесь спасения нашего главизна" — сегодня начало нашего спасения. Этот день положил начало великой тайне Божественного воплощения, тайне, которая не может быть объята человеческим умом. В этой тайне так много непонятного для людей, и, в первую очередь, само благовещение, зачатие и непорочное рождение Сына Божиего и Сына Человеческого. Люди пытаются примерить все эти тайны к своему опыту, но ничего не получается, потому что в человеческой жизни нет аналогов воплощения Бога в лице Сына Человеческого. Мы лишь можем благоговеть перед этой тайной и прикасаться к ней — не разумом своим, несущим в себе и грех, и несовершенство нашего мира и нашей собственной личности, — но только чистой верой, и обретать от этого прикосновения великую силу.

О празднике Благовещения в святоотеческих творениях написано очень много; сохранились замечательные проповеди выдающихся иерархов, отцов Церкви, в которых раскрывается богословие этого великого события. Но, с другой стороны, эти древние слова не всегда понятны современному человеку; а поскольку факт Боговоплощения лежит вне опыта современного человека, то даже самое мудрое и самое прекрасное человеческое слово как бы повисает в воздухе. Для того чтобы иметь живую веру, нам нужно все то, что Бог явил во Христе роду человеческому, включить в свою жизнь, в свое понимание. Сделать это очень непросто, но, опять-таки, святые отцы помогают нам это сделать.

Мы говорим о Божией Матери, что Она выше Ангелов и Архангелов, "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим". Мы понимаем — кто-то очень отчетливо, а кто-то хотя бы в общем, — что речь идет о каком-то величайшем совершенстве. А как это совершенство было выражено в жизни? Сохранились ли свидетельства о том, как выглядела Божия Матерь, как Она одевалась, как Она себя вела? Наверное, если бы мы увидели обычную земную жизнь Богородицы, то от нас бы отступили всякие сомнения, потому что величайшая святость являлась во всем, в том числе и во внешнем облике, и в общении с людьми, и в том, что и как Она говорила.

И вот вопрос: а сохранились ли эти свидетельства, есть ли где-нибудь эти описания — не сказочные, не фантастические, а записанные со слов очевидцев? Такие описания есть, и я хотел бы вам сегодня их зачитать.

Около 110 года после Рождества Христова мученически скончался епископ Антиохии Игнатий, именуемый Богоносцем. По преданию, он был тот самый младенец, которого Господь взял на руки и сказал: "Если будете как дети, войдете в Царство Небесное" (см. Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец не был, конечно, ровесником Спасителя, но он был ровесником тех, кто видел и Самого Спасителя, и Божию Матерь.

Что же пишет нам святитель Игнатий Богоносец о Божией Матери? Цитирую: "У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим". Свидетели — те, кто видел, слышал — сказали Игнатию Богоносцу, человеку, жившему не во втором, не в третьем поколении, а в то же самое время.

Известный церковный писатель Никифор Каллист, также отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: "Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные".

Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы. Но он также пишет не от ветра головы своея, но отталкиваясь от того живого Предания, которое положили самовидцы Пресвятой Девы Марии: "Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты".

Замечательно также свидетельствует о Ней тот же Никифор Каллист: "В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее" (который во времена Никифора Каллиста хранился в церкви). Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Вот какой дивный физический образ Божией Матери сохранен в Предании. Эти слова должна бы знать каждая современная женщина — и богатая, и бедная. Это идеал женщины, это идеал человека. И потому, когда мы говорим о Ней, что Она выше всех Ангелов и Архангелов, мы ведь имеем в виду не небожительницу — мы имеем в виду реального человека, Пречистую Преблагословенную Деву Марию, Которая запечатлела в истории, в словах тех, кто свидетельствовал о Ней, великую красоту Своего образа — и физического, и духовного.

Конечно, как Мать Сына Божиего Она несет миру совершенно особую миссию. Она предстоит пред престолом Божиим и молится за Церковь и за всех, кто обращает к Ней свою молитву. Но Она также является идеалом и великим примером для подражания.

Пусть же Господь всем нам поможет воспринять святой образ Приснодевы Марии, в том числе и физический, как пример для подражания и как одну из основ почитания Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в Православной Церкви. Аминь».

Патриархия.ru 

Загрузка...