Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Не обижаться на Церковь и не обижать в Церкви
Просмотров: 6190     Комментариев: 0

Обида на кого-то или на что-то — это маленькая духовная катастрофа. С точки зрения психологии обида возникает как реакция на несоответствие чего-то или кого-то нашим ожиданиям. И второй аспект — обида между двумя личностями возникает лишь тогда, когда они небезразличны друг другу. Обида — сигнал того, что отношения зашли в тупик, но они еще есть.

То же относится и к обиде человека на Церковь. Это чувство может стать преградой между человеком и Богом, когда неофит только стоит на пороге храма, или отравить жизнь человеку, уже воцерковленному. А может и стать причиной или, вернее, поводом для ухода из Церкви. В любом случае обида свидетельствует о том, что человек не получил того, что ожидал получить, в чем нуждался. Попробуем спокойно и беспристрастно рассмотреть типичные обиды и понять, чего ждут люди от Церкви и чего они от нее не ждут.

Люди гибнут за металл

 

Прежде всего, поводом для обид и недопонимания становятся деньги. Нередко продавец со свечным ящиком слышит сетования прихожан и «захожан»: какие же дорогие у вас требы, а свечи, что они, из золота, что ли? При этом многие из обидевшихся в принципе понимают, что храм существует только на средства от пожертвований; и признают то, что человек, трудящийся в храме, будь то священник или уборщица, должен получать какое-то содержание. Но их оскорбляет то, что церковь становится чем-то похожей на магазин. Эта реакция показывает, что для людей, даже далеких от церкви, храм — особое место. Людям кажется, что здесь не должно быть товарно-денежных отношений, что человек в храме должен служить во славу Божию, не заботясь о собственном пропитании. Обида возникает от несоответствия реального положения вещей идеалу, который прочно укоренился в нашем сознании еще с советских времен: церковь бедная и гонимая, а не сияющая золотыми куполами. Кстати, наличие золотого купола или богатого убранства в храме также становится камнем преткновения: «Вместо того чтобы строить еще один храм, лучше бы построили новую больницу или детский сад».

А здесь не апостолы!..

 

В церкви, как и в любом собрании людей, возникают конфликты, которые могут иметь под собой как объективные, так и субъективные причины. Особенностью конфликта в церковной среде становится то, что человек подходит к людям, стоящим и молящимся в храме, с завышенными (а может быть, и с нормальными) мерками. Да, мы все знаем, что церковь — это собрание кающихся грешников, а не праведников. Но не мы ли читали: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). И когда вместо любви прихожанин или тот самый внешний, даже случайно зашедший в храм человек встречает осуждение, слышит излишние придирки, когда он нарывается в храме на хама… это может больно ударить не только по самолюбию (как обычно говорят), но и по вере в душе человека. Конечно, никто не обидится на все магазины или на весь общественный транспорт за то, что ему нахамил в маршрутке или магазине какой-то отдельный представитель торговой или транспортной компании. Однако храм — не магазин и не маршрутка. И входящий в храм — может быть, впервые — человек иногда искренне ожидает увидеть в верующих тех апостолов, которые своей бесстрашной проповедью и горячей любовью к Богу и людям перевернули весь мир. И не видит.

Пастырь недобрый

 

Особенно болезненным может быть разочарование в священнике. Обида на пастыря глубоко ранит человека, как верующего, воцерковленного, так и сделавшего лишь первый шаг на этом пути. Раздор с пастырем, вне зависимости от того, насколько весомым был повод для конфликта, может укорениться и перерасти в конфликт с Церковью. А потом эта история, обрастая все новыми и новыми подробностями, начнет свой пагубный путь в Интернете.

Нужно особо подчеркнуть, что порой обида на священника имеет под собой вполне реальное основание. Священник действительно может злоупотребить своей властью, не проявить внимания и сочувствия к человеку, пришедшему в храм. Однако часто рассказы о недостойном поведении священства основаны на недоразумении. Кроме того, обида на конкретного человека в сане может быть только внешним прикрытием внутренней боли от лицезрения собственного греха.

За этими обидами стоит глобальная нехватка любви, желание безусловного принятия, может быть, выраженного несколько инфантильно: «любите меня таким, какой я есть», но за инфантильной формой скрывается человек с глубокими душевными ранами, который нуждается в помощи и не находит ее там, где он ее искал.

Бюрократический спектакль

 

Болезненную реакцию могут вызвать те или иные формы благочестия, которые в силу ряда причин непривычны человеку. Непонятный язык, слишком пышное богослужение, долгое простаивание на службах. А зачем коленопреклоненные молитвы? А обычай целовать руку священнику? А почему в брюках в монастырь женщине нельзя? А когда ты стоишь в длиннющей очереди на исповедь, обливаясь холодным потом от ужаса собственного греха, а кто-то впереди тебя чинно кланяется и говорит: «Простите меня, братья и сестры!». Как это подчас раздражает!

Иной прихожанин может заподозрить, что за этими формами нет никакого содержания, что все это игра на публику, спектакль, в котором тебе уготована роль статиста. Слишком все туманно и непонятно… и не хватает порой сил и рвения, чтобы проникнуть за завесу этой тайны, раскрыв учебники по литургическому богословию.

Кому-то кажется, что Церковь слишком таинственна и эзотерична. Другая категория прихожан, как правило, из людей воцерковленных, возможно, даже работающих в церковных структурах, может болезненно воспринять прямо противоположную ситуацию: «Церковь больше не гонима, в ней нет загадки, тайны, много обыденности». В Церковь проникает бюрократизм: программы, отчеты, официальные бумаги… Фотосессия на каждой праздничной Литургии… К чему все это?

Первый раз в первый класс

 

А когда-то обида на Церковь возникает просто потому, что пришедший в храм человек, по сути, не понимает, куда и, главное, зачем он пришел. Особенно, если он заходит в храм от случая к случаю или вообще перешагнул порог Церкви в первый раз.

Зачем нужны беседы с родителями и восприемниками перед крещением ребенка? Разве нельзя «просто покрестить, и все»? А чем не устраивают батюшку наши крестные? Ну и что же, что они второй раз в жизни в церковь зашли, мы тоже нечасто здесь бываем… Какая еще Литургия, я не Литургию вовсе, а панихиду заказала! Что значит — потом?! Я что, три часа ждать должна?!

Великая инквизиция

 

Неиссякаемый источник конфликта между Церковью и обществом — это вопросы культуры. Многие произведения современного искусства и явления культуры вызывают неприятие у верующих христиан. Многие фильмы, картины, выставки, спектакли становятся объектами критики со стороны священнослужителей и верующих мирян. Представители творческой интеллигенции воспринимают эту критику крайне болезненно. Любое неодобрение, высказанное с позиции верующего христианина, для них — грубое вторжение в «святая святых» их творческого процесса. Чем не повод для обиды? Эта ситуация может задеть и людей, от искусства весьма далеких. Агрессивная реакция общества на присутствие Церкви в культурном пространстве вынуждает простых верующих либо нападать, либо защищаться. Не все готовы к тому, чтобы аргументированно отстаивать свою позицию, и возникает обида: мне приходится отдуваться потому, что наших батюшек (или, что бывает чаще, излишне ревностных мирян) опять «занесло, куда не надо»?

Последний и решительный бой!

 

А «куда надо» — «не занесло»! Многие прихожане, напротив, считают, что Церковь мало участвует в общественной жизни, недостаточно активно обличает пороки общества, не дает комментариев, связанных с «последними политическими событиями», не борется с ИНН, не обличает еретиков, дает однобокую оценку нашему прошлому, короче, «не участвует в моей борьбе»! Эта обида возникает из абсолютизированного представления о справедливости и порой, к сожалению, отводит от церкви людей совестливых и неравнодушных, тех, кто не может молчать, глядя на то, что творится в мире. Теоретически все мы знаем, что церковь — это место, где возможна одна-единственная форма борьбы — борьба с грехом, а практически несогласие с тем или иным политическим высказыванием священнослужителя (которое даже не совпадает с официальной позицией Церкви) может глубоко задеть человека, неравнодушного к общественной жизни.

По дороге к Раю

 

Церковь не Рай. Она — только земная к нему дорога. И на этой дороге, как на всех земных, нас может ждать всякое.

Человек не становится ангелом от того, что он приходит в Церковь. Даже став в ней священником, даже приняв монашеский постриг, он не обретает совершенства. Он в лучшем случае только движется к нему. С переменным, как правило, успехом. Поэтому обиды, конфликты, недопонимания и недоразумения — неотвязные спутники приходского бытия.

Меж тем травма, полученная в Церкви, может стать серьезным духовным испытанием даже для человека, стойкого
в вере, не говоря уж о неофите.

Как исцелиться от обиды самому и помочь исцелиться ближнему? Как принять то, чего душа подчас принимать не хочет, но чего мы все равно не изменим? Как остановить того, кто обижает? Как сделать так, чтобы люди не обижались на нас?

Обсуждению этой темы мы посвятили целый ряд статей...

Журнал «Православие и современность» № 41 (57)

Загрузка...