В этом убежден полковник танковых войск Макейченко, в недавнем прошлом — российский военный советник в Сирии. А ныне — храбрый защитник целого куста старинных русских сел: Липовки, Большой и Малой Гусихи, Белого Ключа. Сколько таких сел в России умерли или умирают беззащитными!
Липовка основана в 1763 году капитаном Иваном Алмазовым. Полковник Александр Макейченко поселился в ней в 1995 году, отслужив и выйдя в отставку. Вообще-то он саратовский. Но длительная служба в танковых войсках рождает, видимо, в человеке желание поселиться в тихом селе среди красивой природы и собирать по осени грибы.
Однако сбором грибов этот липовский новосел не ограничился.
Мы познакомились с ним три года назад — когда маленькая группа земляков-патриотов решила установить Поклонный крест на месте уничтоженного Покровского храма в соседнем с Липовкой селе, в умирающей Малой Гусихе. Деньги на этот крест собирали по сторублевке, однако собрали. Вот над этим-то пятиметровым дубовым крестом, лежавшим тогда еще на траве, я и увидела впервые Александра Васильевича Макейченко — с рубанком в руках. Сейчас крест в Малой Гусихе стоит, и железная ограда вокруг него установлена — по периметру снесенного храма. И калитка имеется, и чья-то свечка горит в нише основания — «голгофы».
Впоследствии выяснилось, что инструмент из рук полковник выпускает только для того, чтобы написать письмо очередному политику или бизнесмену. Тема у писем одна — просьба помочь. Пожертвовать на кирпич для колокольни, на купол, на колокола…
Тогда, при первой нашей встрече, православного храма в Липовке не было и в помине. Теперь он есть и действует.
— Главным образом благодаря усилиям Александра Васильевича, — объясняет благочинный Базарно-Карабулакского округа священник Николай Протасов. — Александр Васильевич — настоящий военный человек: сказал «сделаю» — значит, сделает.
Под храм Александру Васильевичу (да, можно сказать, лично ему) отдали крайне незавидное помещение бывшего магазина. Учитывая местные возможности, можно было бы не прыгать, как говорится, выше головы: отмыть, отскоблить магазинчик, приспособить его мало-мальски к новому употреблению да и пригласить батюшку, чтоб освятил. Но нашего танкиста этот вариант не устраивал. Ему нужна была церковь настоящая. Чтоб созывала народ колокольным звоном, чтоб высоко в небе блестел крест. И это получилось, хотя работ еще много, особенно отделочных. А деньги приходится собирать по крохам…
|
|
Александр Васильевич вручил мне список своих главных помощников с кратким освещением роли каждого и попросил непременно документ опубликовать:
«Мой друг Олег Валентинович Щербаков, подполковник запаса, пожертвовал не одну тысячу рублей. Он верит мне как офицер офицеру. Знает, что я деньги не пропью.
Заместитель главы администрации Президента Вячеслав Викторович Володин помог деньгами на купол и колокола.
Глава администрации Липовского МО Валерий Владимирович Докторов вместе с отцом Николаем и со мной объезжал окрестных фермеров и уговаривал их пожертвовать на храм хоть понемножку.
Игорь Михайлович Казанцев, каменщик из Базарного Карабулака, безвозмездно выложил колокольню храма.
Уроженец Липовки, ныне руководитель фирмы «Рада» Александр Николаевич Тишин бесплатно изготовил шатер для колокольни.
Житель Липовки Евгений Николаевич Кузин — внутреннее убранство храма, резьба по дереву (эта резьба, кстати, создает свое лицо липовской церкви. — М. Б.).
Евгений Болтушкин, художник из Алексеевки, расписал иконостас».
А упомянутый в списке Валерий Докторов, глава администрации муниципального образования (Липовка, две Гусихи, Белый Ключ), перечислял мне потом жертвователей-фермеров. Они, кстати, живут в наших краях совсем не жирно: те три-пять тысяч, которые мог отдать иной из них, заставляют вспомнить о лепте вдовы (см.: Лк. 21, 2–4). Николай Федоров, Александр Дементьев, Дмитрий Титов, Рушан Акчурин…
С момента, когда в Липовке начал действовать храм во имя святого пророка Божия Илии, отец Николай крестил в нем шестнадцать детей разного возраста и двоих взрослых. Основное место служения у отца Николая — Никольский храм в Карабулаке, но в Липовку он выезжает регулярно, и каждый его приезд в село — событие, и народу на службе хватает.
До Катастрофы в Липовке стоял большой храм в честь Рождества Христова, трехпрестольный, выстроенный в 1835 году тщанием Пармена Владыкина, участника Отечественной войны 1812 года, представителя одного из древнейших дворянских родов России. Церковь оглашала окрестность пятью колоколами, самый большой весил 114 пудов… Это — из сведений, которые полковник Макейченко и его дочь Ольга откопали в архивах. А всего такой информации — об истории Липовки и окрестных сел, о священниках, помещиках, мельниках, учителях, врачах, кузнецах, землепашцах, трудившихся на этой земле, — собрано уже… да вон сколько. На снимке — общественный экскурсовод Липовского краеведческого музея Валентина Попова с распечатанным историческим материалом.
— Что же вы будете дальше делать с такими фолиантами? — спрашиваю я Валентину Георгиевну и Александра Васильевича.— Издать попытаетесь книгу свою?
— Да, для начала хотя бы совсем маленьким тиражом. Чтоб по селу раздать — в каждый дом. Чтоб все читали и гордились своей Липовкой, — отвечает полковник, который, как вы уже поняли, не совсем уж единственный воин в поле.
Валентина Георгиевна — экономист, а в недавнем прошлом — русская беженка из Баку. Там она работала в министерстве, а здесь, в Липовке, пришлось пойти на совхозную ферму свинаркой. Потом нашлась должность библиотекаря в школе. И вот здесь-то Валентина Георгиевна и занялась краеведением.
— А потом мы с Александром Васильевичем скооперировались и создали музей.
|
|
Музей дислоцирован в местном Доме культуры. Температура в нем — почти та же, что на улице, но, рассматривая экспонаты, мерзнуть забываешь. От железных весов, изготовленных в царствование Екатерины Великой, до первого в Липовке телевизора с крохотным экранчиком. И ткацкий станок позапрошлого века, и станок для отливки калош (один местный крестьянин освоил такое кустарное производство и с успехом обувал земляков в калоши), и решета (потому что в Липовке процветал решетный промысел), и глиняная посуда… И здесь же — портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя Ивана Сытова, местного уроженца, погибшего в 1943 году. И шинель, в которой другой липовец дошагал до Берлина. И портреты земляков, честно исполнивших воинский долг в позднейших горячих точках. И даже пожарный колокол с полным списком местных пожарных.
|
![]() |
Мне рассказывают о липовских помещиках. Ромейко, Ростовцевы, Менде — о каждой из этих дворянских семей можно рассказать массу интересного… Не хочется лишний раз повторять то, что стало уже, кажется, общим местом: народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего и т. д. Теоретически все это знают. Но мало кто реально что-то делает для того, чтобы мы помнили.
В Липовке и ее окрестностях, иначе говоря в селах, входящих в упомянутое выше Липовское МО, это делают, к счастью, не только полковник Макейченко и Валентина Георгиевна Попова. Есть еще Валентина Петровна Кузина — уроженка и патриотка Малой Гусихи, есть ее братья и сестры: их стараниями в умирающей деревне ежегодно проводятся слеты ее уроженцев, съезжаются люди из многих российских городов и даже из-за границы. И не только крест на месте снесенного храма установлен, как уже сказано, но и крест на могиле последнего священника. А в Большой Гусихе — и могила священника обихожена, и на месте храма целый своеобразный мемориал, и все это — дело рук местного пчеловода Анатолия Ивановича Фомина…
Но, беседуя с полковником-танкистом, мы легко перемещаемся из саратовской глубинки в пылающую Сирию. Александр Васильевич очень любит эту страну. Вспоминает об удивительно добром отношении к русским, о том, как мирно и гармонично уживались там мусульмане и христиане. За новостями оттуда наш танкист следит сейчас с болью, но и с надеждой. А в липовской Ильинской церкви по вечерам зажигаются светильники, привезенные супругами Макейченко из Сирии. Это не что-то экзотическое, нет, это обычные комнатные настенные лампы; но то, что они горят теперь здесь, все же немножко символично. Не умрет древняя христианская Сирия, и старинная русская Липовка не умрет. Можно верить.
Фото автора
Журнал «Православие и современность» № 28 (44)