+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Держаться за ниточку внутренней молитвы
Просмотров: 1357     Комментариев: 0

«Сражение с семиглавой гидрой смертных грехов» — так была обозначена тема встречи протоиерея Артемия Владимирова с жителями Саратова, которая прошла 9 февраля в Зале собраний Покровского храма.

Отец Артемий — духовник столичного Алексеевского ставропигиального женского монастыря, педагог высшей категории, ведущий православных теле­ и радиопередач. Некоторые его рассуждения, а также ответы на вопросы собравшихся — в нашем материале.

Из античной литературы вы, наверное, помните образ Лернейской гидры. В нашем народном творчестве это Змей Горыныч — как только Иван-царевич срубает ему одну главу, на ее месте тотчас появляется новая. Это персонифицированный образ вселенского зла. Безусловно, и мифологический, и сказочный образы не на пустом месте возникли, их никак нельзя назвать выдумкой. Иногда даже в храмах, на западной стене, изображается этот поверженный во ад змей. На кольцах туловища можно прочитать надписи семи убийственных страстей, восходящих к трем основным — гордости, гневу и похоти. В плену этих грехов и может оказаться христианская душа, легкомысленная и невнимательная, если, забыв Христа, позволит изгнанному из сердца лукавому возвратиться вспять с семью злейшими духами.

Где-то в сокровенных потемках нашего сердца скрывается гордостная самость, или «семя тли», о котором упоминается и в ежедневных вечерних молитвах.

Это ядовитое семя, источающее тление, — наше эго, мнимая самодостаточность; это наше «я», норовящее выпрыгнуть на первое место в алфавите. Действительно, эгоизм — источник всех бед и трагедий человеческой души. Как свидетельствует преподобный Макарий Великий, даже у великих святых где-то в глубинах сердца остается «стропотность» — начало самоутверждения. Потому они и благодарили Бога и за скорби, и за болезни, хорошо зная, что собственными усилиями избавиться от злосчастного «семени тли» невозможно.

Самомнение, высокое о себе суждение, предательское чувство собственной исключительности, фарисейское начало, противопоставляющее себя окружающим, гонор подросткового возраста (кстати, совершенно ни на чем не основанный), обидчивость, иногда патологическая, — всё это многообразные проявления самости.

Иные из нас уже настолько сдали свои позиции, что говорят: «У меня дурной характер». Или так: «Батюшка, вы со мной поосторожнее, у меня характер не сахар». Заметим, человек заранее соглашается с тем, что у него непереносимый характер, и, таким образом, опускает свою нравственную планку.

Гордостное начало, при максимальном развитии, приводит к безумию.

Увы, встречаются такие люди, которые не в состоянии сказать: «Я ошибся, я был неправ, простите меня». Посмотреть на себя со стороны, критически воспринять себя им невероятно трудно — это симп­том болезни, зашедшей далеко.

Мрак гордости является, по существу, одной из вечных мук, «кромешной тьмою».

Вечные муки уже сейчас имеют место в нашей жизни, с той только разницей, что мы, находясь в потоке времени и не потеряв свободы покаяния, можем из этого потока выплыть. Но гордость производит ослепляющее действие — не видно ни зги, только кончик собственного носа и возможно разглядеть.

Если бы не Господь и Его благодать, то ни у кого из нас не было бы ни единого шанса выбраться из этого потока на свежий воздух и увидеть свет Божий.

Друзья! Вы знаете, что смирение (изгоняющее гордость) не имеет ничего общего со слабохарактерностью, с готовностью уступать злу, с забитостью. Смирение — это воздаяние Творцу подобающей чести и хвалы и, одновременно, исповедание собственной слабости, немощи. Такое устроение души христианина тотчас восполняется энергией Святого Духа, и немудрено: «Бог смиренным дает благодать» (см.: 1 Пет. 5, 5). Человек смиренный всегда смотрит на себя со стороны, а ведь это основа психического здоровья. Чем отличается уравновешенный человек от неуравновешенного? Неуравновешенный в своих словах и поступках действует изнутри самого себя, неадекватно воспринимает окружающий мир, не замечает реакции ближних на свои действия. Уравновешенный способен оценивать себя со стороны и корректировать свою деятельность. Эта «оглядчивость» — важный признак того, что вы находитесь в ясном уме и здравой памяти.

Есть еще один признак душевного здоровья — самоирония. Это состояние, когда ты можешь улыбнуться, посмеяться над самим собой. Ты оставляешь за собой право на ошибку. Смирение дает знание меры и позволяет обрести душевный мир. Смирение поставляет человека в состояние просителя, который, будучи никем и не имея ничего, знает, что может получить от Бога всё. Он возлагает на Создателя всю свою надежду, трудится сам, но успеха ожидает свыше; он достигает цели, но не приписывает себе в том заслугу; он всегда благодарит Спасителя — и за неудачи, обусловленные нашими несовершенствами, и за победы, которые дарует Бог, чудесно восполняя наши силы. Смирение возвращает личности человека гармонию, баланс ума и сердца и ту полноту внутреннего бытия, которая именуется у людей счастьем.

* * *

— С помощью чего и как исцелиться от окамененного нечувствия, омертвения сердца, которое наступило от многолетнего коснения в тяжких, смертных грехах?

— Здесь, конечно, нужна генеральная исповедь — нужно постараться вспомнить всё, что привело к ожесточению сердца. Такая исповедь способна произвести в человеке поразительные изменения, порой он буквально оживает на наших глазах. Но тотчас стать нежным цветком душе невозможно — на это нужно время, и порой очень долгое.

После полной исповеди необходимо жить «чисто, честно, благородно». При этом мы должны с неослабным терпением и вниманием держаться за золотую ниточку внутренней молитвы.

Наш бессмертный дух (после святого крещения) обладает способностью всюду и всегда памятовать, что Бог есть, что Он нас видит, слышит и любит.

На призывающую нас благодать душа христианина призвана отвечать кратким, но сердечным, постоянным молением.

Вслед за святым апостолом Павлом святитель Феофан Затворник учит своих читателей, что тайная молитва нашего духа — словно мерцающая в сердце лампада. Главное, ради чего мы изучаем Священное Писание, читаем молитвенное правило, готовимся к Святому Причащению, принимаем Святые Тайны — молитва ума и сердца. Обрести эту золотую ниточку дано тому, кто неленостно призывает Иисуса Христа. Иногда молитва даже бывает бессловной — когда все наши мысли и чувства просто устремлены ко Христу.

И завершая ответ на Ваш вопрос, скажу: терпение и труд все перетрут.

Если ты с глубокой верой, духовно предстоя Богу, взываешь: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешнаго», если при этом хранишь сердце от худых мыслей и нечистых чувств, то мало-помалу душа умягчится…

— Как открыть глубоко эгоистическое сердце Господу?

— До поры до времени все мы чувствуем, что сердце наше как будто имеет двойное дно. Преподобный Макарий Великий говорит, что иные, чувствуя духовный свет в душе, по неопытности думают, что Божия благодать всецело их просветила. Между тем у грешной души есть глубины, которые еще никогда не видели света Божиего. Хотя сама по себе душа проста, грех сделал ее многослойной и многосложной. Как открыть все эти этажи? Ответ один: внимательная, покаянная, неспешная молитва, которую ты совершаешь пред лицом Христа, как больной пациент, готовый лечь на операционный стол. «Господи, ты видишь мою душу, ты видишь греховные язвы моих страстей, Ты единый можешь уврачевать и исцелить меня, вверяю себя Тебе, как Всемогущему врачу, — помилуй меня!»

Человек на молитве — это больной, который позволяет Врачу вскрыть свое сердце до последних его глубин.

— Объясните, что такое тщеславие?

— Это очень просто. Тщеславие — тщетная слава, суетная слава, чужая, нам не принадлежащая. Тщеславный человек — это вор, который ворует славу у Создателя. Слава принадлежит лишь Создателю нашему, а тщеславный эту славу хватает, кусочек отрывает, чтобы присвоить ее себе.

Девиз учеников Христовых таков: «Не нам, не нам, а имени Твоему дай, Господи, славу!»

Когда же человек хочет эту небесную славу присвоить себе и всячески упражняется, чтобы свое имя сделать славным, то погружается, как в греховную тину, в болото тщеславия.

— Подскажите, как избавиться от ненужных мыслей? Можно ли вообще управлять своими мыслями?

— Мысли всякие бывают: от человеческого естества, от Бога, от лукавого. «Ненужные» мысли, то есть те, что от лукавого, познаются по их навязчивости, никчемности, несвое­временности. За такими помышлениями зачастую прячется демон, и они насыщены демонической энергией. Поэтому избавиться от них собственными силами вы не можете. Но вы можете сказать: «Это не мое, Господи, и не Твое — не принимаю!» — после чего необходимо тотчас обратиться к Создателю: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

И еще одно наставление, которое можно встретить у святых отцов: учись не внимать худым мыслям, как будто ты идешь по дороге с определенной целью, а тебя с этой дороги хотят сбить, пихают, толкают… Ты же не будешь обращать на помехи внимания — если тебе во что бы то ни стало нужно достичь цели, ты все равно будешь идти вперед, пока не добьешься своего. Так и будем молиться — с глубоким вниманием, целеустремленностью, сознанием своей немощи и верой в помощь Божию!

Газета «Православная вера» № 04 (600)

Фото Андрея Гутынина

[Подготовила Яна Конченко]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.