Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Осколок Атлантиды
Просмотров: 8175     Комментариев: 0

О жизни и творчестве саратовского художника Федора Корнеева

Редкие знатоки искусства знают имя художника Федора Корнеева. Но вовсе не оттого, что он был плохим художником — наоборот: о его способностях и педагогическом даре писали многие современники.

Все дело в том, что после ареста художника в 1929 году загадочным образом исчезло его творческое наследие. Неизвестно, где и когда художник умер, так и не возвратившись в родной Саратов… Вот улицы, по которым он когда-то ходил,— только под другими названиями, а вот и место на Малой Казачьей — ныне Яблочкова, где до осени прошлого года стоял дом Корнеевых. Теперь и его нет.

Все, что мы сегодня знаем о Федоре Корнееве, собрано усердными стараниями научного сотрудника художественного музея имени А.Н. Радищева Ирины Александровны Жуковой. Благодаря ей вернулся на родину художника «Портрет неизвестной» — именно Ирина Александровна идентифицировала подпись Федора Корнеева на репродукции портрета, размещенной в журнале «Антиквариат». Это стало началом истории, кульминацией которой явилась передача портрета в Саратовский Радищевский музей.

То, что осталось после художника Корнеева,— это осколок Атлантиды, следы ушедшей навсегда эпохи.

Путь к цели

Ф.М. Корнеев. Саратов. 1910−е годыВ феврале 1869 года в Саратове, в семье купца Максима Михайловича Корнеева родился сын Федор. Отцу было свойственно стремление к эпатажу — в городе он был известен своими увеселительными заведениями, слава которым была воспета даже в фельетонах местной прессы. При этом увлечение сына изобразительным искусством, которое проявилось в детстве, не приветствовал — тяга к рисованию казалось Корнееву-старшему сомнительным с финансовой точки зрения делом. Однако Федор свой выбор отстоял.

Когда будущему художнику было 14 лет, он оставил учебу в Александро-Мариинском реальном училище и вскоре поступил в рисовальную школу свободного художника И. Ф. Ананьева, только что открытую в Саратове. Это было в 1884 году. В городе эта школа была первым специальным учебным заведением, где учили рисовать. Кстати сказать, реальное училище и школа Ананьева располагались по соседству, оба — на Малой Сергиевской улице (ныне — улица Мичурина), стена к стене. В здании училища сейчас кадетский корпус (№ 91), рядом с ним — бывший дом Шомбурга, где была рисовальная школа (№ 89).

Федор Корнеев учился у Ананьева вместе с Виктором Мусатовым. Они дружили и оба мечтали об одном и том же: о поступлении в Академию художеств. Сохранился рисунок Мусатова «Подготовка в Академию», на котором в классе изображены двое юношей и преподаватель, а внизу надписи «Корнеев» и «Мусатов». Атмосфера в школе была творческой, к тому же молодые люди посещали неофициальный рисовальный кружок Василия Васильевича Коновалова, энергичного, преданного искусству, талантливого художника, преподававшего рисование в реальном училище. Он оказал большое влияние на многих саратовских юных живописцев, впоследствии прославившихся на весь мир, например на Павла Кузнецова. И на Корнеева тоже.

В 1886 году Федор — студент-вольнослушатель Петербургской Академии художеств. О том, как он учился шесть лет, как жил в северной столице, известно очень и очень мало — только то, что он сам написал в автобиографии, сохранившейся в архивах ФСБ: например, на последнем курсе, в 1891-м, он принимал участие в выставке картиной «Расчет рабочих на Волге». Что на ней изображено? Бог весть… Кстати сказать, петербургская выставка была не первой в жизни Корнеева: до того его работы принимали участие в выставке ученических работ в школе Ананьева и в земской сельскохозяйственной — тут Федор Корнеев был даже удостоен первой премии.

 

Саратов — Царевщина — Париж

 Портрет графа А.Д.Нессельроде. 1901 год. Холст, масло.

    Портрет графа А.Д.Нессельроде.
              1901 год. Холст, масло
.
   Краеведческий музей города Вольска

В Академии Федор Корнеев прослушал весь курс и получил право преподавания по специальности в средних учебных заведениях. После возвращения в Саратов он занялся педагогической деятельностью в рисовальной школе Общества любителей изящных искусств. Затем художник получил приглашение от графа Анатолия Дмитриевича Нессельроде приехать к нему в родовую усадьбу, расположенную в селе Царевщина Вольского уезда Саратовской губернии (ныне это село включено в состав Балтайского района). В лице Анатолия Дмитриевича художник Федор Максимович имел друга и покровителя.

Граф Нессельроде был одним из самых интересных людей своего времени. Высокообразованный, умный, с добрым сердцем: открытых на его средства школ, больниц, яслей, пожарных команд по всей губернии было не сосчитать. По свидетельству современников, родную усадьбу он превратил в рай на земле, крестьяне, жившие в Царевщине и в окрестных селах, уважали своего графа. При этом Анатолий Дмитриевич называл себя атеистом и разделял идеи переустройства мира с помощью революции, в том числе поддерживая конспираторов-революционеров материально. В общем, неординарная личность, человек «передовых взглядов», вынужденный еще в 1907 году эмигрировать из России в Париж — как раз из-за своих политических воззрений и атмосферы недоброжелательства, сгустившейся вокруг.

Но вернемся чуть назад — художник Федор Корнеев в живописном уголке губернии, в богатейшем имении. Библиотека со множеством бесценных книг, красивейшая природа — густые смешанные леса, замечательная усадьба — целый дворец, парк и постройки вокруг. Здесь Федор Максимович прожил около четырех лет. Затем состоялась его первая поездка в Париж — с целью совершенствования профессионального мастерства.

Во французской столице, которую восторженные художники уже давно окрестили столицей мира, Федор Корнеев учился в частной академии Филиппо Коларосси, где в свое время занимались Константин Сомов, Евгений Лансере, Елизавета Кругликова и многие другие замечательные художники.

 

Художник и педагог

Впитав в себя дух радостного творческого подъема, который витал в студиях академии Коларосси, художник Федор Корнеев вновь вернулся в имение графа Нессельроде, где прожил еще три года, до 1898-го. А потом, видимо, переехал в Саратов, где участвовал в выставках Общества любителей изящных искусств, показывая работы, созданные в Царевщине. Выставок в его жизни было немало — он выставлял пейзажи и портреты, жанровые композиции — как живописные, так и графические. Почти все они исчезли.

 Саратов с Заволжской стороны. 1890−е годы. Холст, масло. Саратовский областной музей краеведения

   Саратов с Заволжской стороны. 1890−е годы. Холст, масло. Саратовский областной музей краеведения

Мужской портрет. 1887 год. Бумага, графитный карандаш.

                            Мужской портрет. 1887 год.
                          Бумага, графитный карандаш.
  Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева

 
Учитель Чичикова. 1880−е годы. Бумага, графитный карандаш.

                       Учитель Чичикова. 1880−е годы.
                        Бумага, графитный карандаш.
   Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева

 
 Саратов со стороны Товарной станции. 1890−е годы. Холст, масло. Саратовский областной музей краеведения

                                               Саратов со стороны Товарной станции. 1890−е годы. Холст, масло.
                                                                   Саратовский областной музей краеведения

Федор Максимович сотрудничал с журналами «Всемирная иллюстрация», «Нева», «Север» — там публиковались его графические работы. Но главным его делом после приезда из Царевщины стала педагогическая деятельность: он преподавал в Боголюбовском рисовальном училище. При этом у него была собственная студия-школа, куда приходили все, кто хотел постигнуть тайны живописного искусства. Это занимало много времени, к тому же Федор Корнеев часто ездил по Европе, собирая для своего магазина-салона книги, репродукции, открытки, рисовальные принадлежности. Кстати, и студия, и магазин Корнеева находились на Малой Казачьей улице (ныне — улица Яблочкова), в доме № 5. Здесь же художник и жил — вместе с матерью, которая умерла в 1925 году, и супругой Ольгой Григорьевной. Детей у них не было.

 Спас Нерукотворный. Бумага, гуашь. Саратовский областной музей краеведения. ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

                                   Спас Нерукотворный. Бумага, гуашь.
                                 Саратовский областной музей краеведения.
                                              ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

 Подпись художника на обороте холста

                        Оборотная сторона работы, прямо указывающая
                                          на авторство Ф.М. Корнеева.

Художник Федор Корнеев был хорошим педагогом, как свидетельствовали его ученики — «требовательным, опытным и знающим». Например, художник И. В. Севастьянов, окончивший в свое время Боголюбовское училище, вспоминал о нем: «На классных занятиях Федор Максимович держал себя всегда ровно, спокойно, не повышая голоса, тактично: был общительным, интеллигентным человеком с большим кругозором в области искусства. Он почти каждый год бывал за границей, во Франции или в Германии. Корнеев сам хорошо владел французским и немного немецким языками. Он охотно рассказывал о заграничных новинках в искусстве, о знакомствах с разными людьми, делая критические замечания на виденные им произведения живописи, скульптуры и графики...». Его школа-студия считалась центром художественной жизни Саратова, а ассортимент магазина служил просвещению саратовцев.

Когда в 1929 году Федора Максимовича арестовали, ему вменяли в вину роспись храмов и монастырей. К сожалению, об иконописном даре Корнеева сегодня практически ничего неизвестно.

 

После революции

Весной 1918 года, в силу кардинальным образом изменившихся в России социальных и политических условий, Федор Корнеев был уволен из Боголюбовского рисовального училища, переименованного в Высшие свободные государственные художественные мастерские. Его уволили после «постановления» «революционной пятерки» студентов училища. Уволили потому, что обвинили в лицемерии и двурушничестве: у «детей революции» не укладывалось в голове, как можно сначала писать портрет Петра Столыпина, а потом — аллегорическое полотно о победе над старым строем (панно, говорят, было выполнено на фасаде некоего здания, но оно не сохранилось — дело было в 1918 году). У Федора Максимовича была идея — создать музей истории революции. Это тоже стало «моментом обвинения». Не смягчил учащихся даже благородный жест художника — он написал большую историческую картину по рисунку Адама Олеария «Саратов в 1636 году» и подарил ее саратовскому музею наглядных пособий.

Художественная мастерская Корнеева на ул. Малой Казачьей

                                                   Художественная мастерская Корнеева на ул. Малой Казачьей 

 
 Портрет неизвестной. 1917 год. Ткань, пастель, уголь

                 Портрет неизвестной.
      1917 год.   Ткань, пастель, уголь

После увольнения из училища Федор Корнеев стал заведующим и преподавателем принадлежавшей прежде ему студии, которая была передана в ведение Губернского отдела народного образования и получила название — «Профессионально-техническая художественная школа Саргубпрофобра». В разные годы здесь брали уроки многие саратовские художники, например Павел Кузнецов, Борис Протоклитов, Николай Загреков, Алексей Карев, Ольга Таврина. Последняя писала впоследствии о Корнееве: «Сама я в Саратове какое-то время занималась в студии художника Ф. М. Корнеева, и личность его как преподавателя считаю исключительной».

По каталогам выставок и другим печатным источникам был составлен список работ художника, включающий около 60 наименований. Большую часть утраченного наследия составляли пейзажи, в том числе городские, и портреты. Корнеев писал и жанровые картины со сложной многофигурной композицией. Работал не только в технике масляной живописи, но и виртуозно владел техникой акварели и пастели. Пробовал свои силы в иллюстрации литературных произведений, делал карандашные зарисовки городской повседневной жизни. После революции он увлекся созданием монументальных произведений, меняющих внешний и внутренний облик городских зданий.

1 ноября 1929 года Федор Максимович Корнеев как неблагонадежный был арестован. Его обвинили в выполнении заказов для монастырей и храмов Саратова, в переписке с П.А. Столыпиным, в дружбе с графом А.Д. Нессельроде, в частых поездках за границу. Библиотека, рисовальные классы, мастерская художника были опечатаны, а все имущество — конфисковано. Ольга Григорьевна скончалась вскоре после этого, так и не увидев больше Федора Максимовича.

Художник был осужден по статье 58, пункт 10 и отправлен в Архангельск. Есть две версии того, где и как умер саратовский художник. Ольга Таврина высказывала предположение, что он доживал последние дни в далеком северном городе. Также ходили слухи, что Федор Корнеев после освобождения оказался в Москве, очень нуждался, голодал и умер.

 

Возвращение из прошлого

Недавно собрание Радищевского музея пополнилось случайно обнаруженной картиной Федора Корнеева. Прекрасная молодая женщина изображена в профиль, на ней — темное платье с ярко-красным цветком. Безукоризненная цветовая гармония, лаконичность композиции, красота модели заставляют вглядываться в портрет снова и снова.

Пока готовился этот материал, произошло следующее событие. В музей позвонила жительница Саратова (пока не будем называть её имя) и сказала, что этот портрет принадлежал её бабушке и долгое время находился в семье, в доме на Константиновской улице (ныне Советская). Незадолго до смерти бабушка подарила портрет приехавшему из Москвы другу.

В следующем номере, надеемся, мы сможем рассказать вам, чем завершилась эта история. Завершилась ли?

Подготовила Наталья Волкова
Журнал "Православие и современность"  №10 (26) 2009 год

Редакция благодарит Саратовский областной музей краеведения,
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева за огромную помощь в подготовке материала

[Подготовила Наталья Волкова]
Загрузка...