Епископ Саратовский и Вольский Лонгин ответил на письмо-обращение главного редактора газеты «Наш город Саратов» М.В. Сохинова о ситуации вокруг храма в честь Страстей Господних (ул. Октябрьская, 41).
Уважаемый Михаил Владимирович!
В своем обращении, направленном в мой адрес, Вы делаете некие выводы и высказываете ряд упреков Русской Православной Церкви, основываясь на «устной жалобе» представителей ООО «Спортивный клуб ″Буревестник″». Я просил бы Вас всесторонне ознакомиться с реальными фактами, а они таковы.
В мае 2010 г. в юридический отдел Саратовской епархии обратился представитель ООО «Региональная управляющая компания», предъявив в качестве подтверждения своих полномочий договор от 17 октября 2008 г., согласно которому ООО «Спортивный клуб ″Буревестник″» передало этой компании недвижимое имущество (нежилое двухэтажное здание по ул. Октябрьской, 41) в доверительное управление. В п. 1.5 упомянутого договора говорится, что «Целью доверительного управления имуществом является максимальное извлечение прибыли от использования имущества, подготовка имущества к продаже и совершение сделки по продаже имущества, переданного в доверительное управление». Представитель нынешнего собственника предложил Церкви выкупить за 24 млн рублей здание, которое является историческим церковным строением — зданием храма в честь Страстей Господних и, согласно Российскому законодательству, подлежит возвращению Церкви. Мы сочли это предложение абсурдным.
Видимо, с целью все того же максимального извлечения прибыли большинство помещений указанного здания сдается в аренду фитнес-центру (СРОСО «Модус») и многочисленным арендаторам по краткосрочным договорам, и деятельность этих арендаторов никоим образом не связана с развитием детского спорта. Если бы Вы как журналист захотели увидеть все собственными глазами, Вы обнаружили бы на фасаде здания многочисленные предложения купить абонемент в фитнес-центр от 1000 рублей, оформить загранпаспорт, сделать распечатку на ксероксе и т.д.
Не совсем понятно, о какой «детской спортивной школе», где «укрепляют здоровье сотни мальчишек», говорится в Вашем обращении. Возможно, о секциях карате, но, как показывает практика, в них занимаются отнюдь не маленькие дети и не всегда бесплатно. Обращаясь в епархию, представители ООО «Спортивный клуб ″Буревестник″» вели речь исключительно о своих коммерческих интересах, поэтому вопросы о наличии и судьбе спортивной школы следует адресовать исключительно руководству этого ООО, которое, повторю, уже в течение нескольких лет пытается продать здание, доведенное практически до аварийного состояния. А поскольку права собственности «Буревестника» на это здание вызывают сомнения, дело рассматривается сейчас в судебном порядке.
В своем обращении Вы предполагаете, что происходящее (судебное рассмотрение иска комитета по управлению имуществом г. Саратова к ООО «Областной спортивный клуб ″Буревестник″») «не вполне соответствует как букве ныне действующих законов, так и некоторым общественным интересам» и что «нарушение юридических норм… целиком и полностью стоит отнести на счет ныне действующей городской власти». Я сказал бы, что подобные предположения ничем не обоснованы и, по меньшей мере, некорректны.
Я глубоко благодарен администрации Саратова за то, что она вмешалась в проблемную ситуацию, которая не решалась в течение десятилетий. Напомню, что с начала 1990-х годов в России было принято несколько нормативных актов, касающихся возвращения Церкви ее сохранившейся дореволюционной собственности. С 1992 г. правящие архиереи Саратовской епархии (архиепископ Пимен, архиепископ Александр) неоднократно обращались в органы власти с просьбой вернуть Церкви здание храма в честь Страстей Господних — и получали заверения в том, что здание будет возвращено (документы об этом имеются в юридическом отделе епархии). Однако эти обещания остались неисполненными, а культовое здание, согласно Российскому законодательству, подлежащее возвращению Церкви, перешло в частные руки. Опыт показывает, что за давностью лет такие дела даже в судебном порядке разрешаются с большим трудом, необходим путь компромисса между сторонами. Поэтому дело находится на контроле Правительства Саратовской области и администрации г. Саратова.
Мне неоднократно приходилось говорить о том, что собственность важна для Церкви не сама по себе. После 70-летнего периода жесточайших гонений Церковь старается восстановить не только богослужебную жизнь, но и те стороны своего служения, которые были ей всегда присущи, в том числе социальную и просветительскую деятельность. Однако для такой работы нужна определенная материальная база и помещения, где можно было бы проводить занятия с детьми и молодежью, на базе которых можно проводить служение милосердия.
Поскольку, судя по Вашему обращению, Вам небезразлична тема духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, напомню, что Саратовская епархия уделяет этому вопросу приоритетное значение. В епархии действует более 100 воскресных школ, в которых занимается более 2,5 тыс. детей. В большинстве из них, кроме вероучительных предметов, преподаются история России и Церкви, дети занимаются прикладными искусствами, музыкой, рисованием. Ежегодно сотни детей летом отдыхают в православном оздоровительном лагере «Солнечный», посещают летние площадки при храмах. В Саратове с 2007 года работает Свято-Романовская детская православная хоровая школа. Действует несколько спортивных секций — при воскресных школах Покровского, Ильинского храмов, Никольского мужского монастыря. В 2010 г. по инициативе руководства Управления ФСКН России по Саратовской области и настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» организован военно-патриотический клуб «Патриот», в программу занятий которого входит военная и физическая подготовка: занятия для подростков по рукопашному бою, строевой, огневой и высотной подготовке проходят на прекрасно оборудованной тренировочной базе спецназа УФСКН. Поэтому я от всей души приглашаю детей и подростков на занятия в приходские школы и секции, в клуб «Патриот», где они получат самые разнообразные знания и умения. Думаю, для многих родителей будет немаловажным и то, что занятия проводятся абсолютно бесплатно.
Вы признаете, что «с точки зрения формальной логики, подобный возврат собственности, некогда изъятой у Церкви большевиками, следовало бы считать вполне обоснованным и справедливым». Но дело в том, что, настаивая на возвращении храмовых зданий, Церковь руководствуется не «формальной логикой» и, в значительной мере, не имущественными и юридическими соображениями. Главное — в том, что даже перестроенное до неузнаваемости, полуразрушенное, используемое не по назначению церковное здание остается храмом — поруганным, но все же храмом. То, что занятия в храме аэробикой и боевыми искусствами являются кощунством, чувствует и осознает, наверное, каждый человек, не омертвевший духовно, и это кощунство, надругательство над храмом не только глубоко ранит сердца верующих, но и неизбежно наносит вред душам тех, кто это кощунство совершает.
Вы совершенно справедливо пишете, что «наилучшим вариантом решения этого вопроса следовало бы считать тот, что наименее сопряжен с возникновением ненужного ″брожения умов″ в обществе и вольным или невольным противопоставлением той или иной части населения Русской Православной Церкви». Соглашаясь со сказанным Вами, я хотел бы с сожалением отметить, что участие в разжигании «конфликта» в данном случае принимают некоторые саратовские СМИ: в газетах и Интернете уже появились публикации, основанные исключительно на «устных жалобах» собственника, а то и откровенных домыслах, между тем как журналистская этика и профессионализм требуют всестороннего рассмотрения проблемы. Раздувание конфликтов, разжигание страстей не бывает «невольным»: это всегда действие злой человеческой воли. Такие действия безответственны и не приносят ничего доброго ни жителям нашей области, ни обществу в целом.
Каменный храм в честь Страстей Господних был возведен на месте деревянной часовни и освящен в 1860-1866 гг. Согласно «Справочной книге Саратовской епархии» за 1912 г., «Храм Киновии, находящийся на Полицейской улице (ныне ул. Октябрьская) г. Саратова, устроен в 1866 г. при Епископе Иоанникии II. Храм двухпрестольный: главный престол во имя Страстей Господних, придел во имя иконы Божией Матери Иверской».
В XIX – первой трети ХХ в. этот храм вместе со зданиями № 43 и № 45 по нынешней улице Октябрьской составляли подворье Спасо-Преображенского мужского монастыря — Киновию.
В 1927 г. храм был закрыт, здание и имущество церкви изъяты в пользу государства. Была снесена купольная часть храмового здания, и после частичной перестройки там открыли спорткомплекс. В начале 1990-х гг. размещавшаяся в здании на тот момент организация была преобразована в ООО и в 1993 г. оформила помещение в собственность. В настоящее время дело по иску комитета по управлению имуществом г. Саратова к ООО «Областной спортивный клуб ″Буревестник″» рассматривается Двенадцатым Арбитражным аппеляционным судом.
Здание по ул. Октябрьская, 41, является объектом культурного наследия регионального значения.