Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Здравствуйте, батюшка. Возник вопрос по Библии. В первой главе книги Бытия говорится что Господь создал и благословил мужчину и женщину одновременно. Во второй главе, действие которой, если я верно понимаю, происходит позже мужчина один и среди всего живого на Земле нет существа подобного Адаму. И только потом на сцену выходит Ева. Что произошло с женщиной, о которой рассказала первая глава? О Еве ли шла речь или тут надо видеть намёк на какую-то "первую любовь" Адама? Признаёт ли Церковь факт существования Лилит? Инна

отвечает иерей Василий

Инна, в Священном Писании действительно содержится два рассказа о сотворении человека, в первой и второй главах книги Бытия (и ещё одно краткое повествование в пятой главе: Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, муж чину и ж енщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек в день сотворения их (Быт. 5:1-2)). 

Святые отцы объясняют это мнимое противоречие так: первая глава содержит более общее описание творческого акта, вторая - более подробное. При этом повествование второй главы Бытия о сотворении Евы из ребра Адама святитель Иоанн Златоуст относит к числу сложнейших экзегетических мест Писания, так как оно "превосходит всякий разум человеческий и понять его можно не иначе... как только рассмотрев… очами веры".

Также отцы Церкви видят в этом указание на достоинство женщины и равенство её с мужчиной. Сотворением женщины из ребра подчёркивается также более чувственный и эмоциональный характер женщины, ведь ребра ближе всего к сердцу - средоточие всех человеческих чувств. 

Позднее возник ряд апокрифов (слово означает "скрытый, сокровенный, тайный"), в которых действительно рассказывается о том, что Бог сотворил двух женщин. Такое мнение возникло из-за непонимания духовной глубины текста Священного Писания. Апокрифическая литература не принималась Церковью в качестве авторитетной, и распространялась главным образом в гностических кругах. Гностики (от гнозис - знание) считали, что спасение достигается путем получения некоего тайного знания, доступного лишь для избранных. Поэтому гностики "цеплялись" за кажущиеся противоречия или сложные места библейского текста, чтобы истолковать их в свою пользу или приписать упоминающимися в этих текстах людям обладание "тайным знанием". Легенда же о Лилит возникла в некоторых направлениях средневековой иудаизма, а это имя в Библии ни разу не упоминается. 

В книге пророка Исайи есть слово lilith, которое переводится на русский язык двоякое - приведение или ночная птица (см. Ис. 34:13-14). Речь в данном фрагменте идёт о запустении Идумеи (местность находявшаяся южнее Иудейского царства), которая станет место обитания диких зверей и хищных птиц. 

Главное свидетельство о том, что Бог сотворил одного мужчину и одну женщину содержится в посланиях апостола Павла. Воспитанный благочестивым фарисеем Гамалиилом - он прекрасно знал Священное Писание. Апостол пишет: прежде создан Адам, а потом Ева (1 Тим. 2:13).