Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Здравствуйте! Как мы знаем, в мире ничего не происходит без воли Бога. А в других мирах тоже все зависит от воли Божией? И есть ли какие-то другие миры? Что об этом говорит Православие? Спасибо. Антонина

отвечает иерей Василий Куценко

Здравствуйте, Антонина. Если мы обратимся к Священному Писанию, то найдем повестование только о нашем мире, сотворенном Богом. О других мирах, вызванных в бытие велением Творца в Библии ничего не говорится. При этом в Писании неоднократно описываются явления ангелов, а также демонов - падших ангелов. То есть, кроме видимого, материального мира, существует и мир духовный. Хотя он скорее является частью единого творения Божия, как сказано в Символе веры: Верую во единого Бога Отца..., Творца небу и земли, видимым же всем, и невидимым (под невидимым, как раз и подразумеваются ангелы).

Православная Церковь официально не высказывала мнения о существовании или несуществовании во Вселенной других разумных миров. Хотя сейчас вопрос о существовании вне-земных миров/цивилизаций поднимается и в науке, но чаще все же - в фантастической литературе. 

Христианский богослов III века - Ориген - высказывал мнение о множественности миров, но речь шла скорее о смене одного мира другим, а не о параллельном существовании. Ориген был талантливым богословом и философом, оказавшим влияние на многих последующих святых отцов Церкви, но далеко не все мнения Оригена Церковь признала соответствующими православному вероучению. 

Можно привести и другие примеры. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), священноисповедник XX века, писал: "Невозможно допустить, что все бесчисленные звёздные миры были только грандиозными массами мёртвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?". Заметьте, святитель говорит не о том, что другие разумные миры существуют, а о том, что такая возможность допустима. 

Американский подвижник и православный миссионер, также живший в XX веке, иеромонах Серафим (Роуз), столкнувшись с набиравшими в то время популярность "уфологией", описаниями контактов с "пришельцами", считал, что все это - не более чем явления бесов. 

Можно сказать, что для православного вероучения проблема существования других разумных миров не является важным или актуальным вопросом. Но при необходимости Церковь может высказать некую официальную позицию. 

В завершение ответа приведу слова еще одного замечательного пастыря и миссионера - архиепископа Иоанна (Шаховского): "Как бы ни был велик и чудесен звёздный мир, сияние которого мы видим над головой, есть ещё мир гораздо более высокий: мир духа и истины. Этот мир нельзя отождествить ни с каким пространственным".