Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Здравствуйте, батюшка! Православная Церковь строго запрещает участие в таинстве Причастия инославным, и соответственно - православным у инославных, потому что у нас с ними имеются некоторые догматические отличия. При этом, подавляющее большинство прихожан в храмах не знают догматики как таковой, и их совершенно спокойно причащают, не выясняя, что они думают по поводу исхождения Святого Духа от разных Лиц и по другим догматическим вопросам. Почему так? Все же полное согласие с догмами Церкви - это непременное условие для Причастия или нет?

отвечает иерей Василий Куценко

Уважаемая Кристина, знание догматов - основных вероучительных истин - обязанность каждого православного христианина. Не случайно на каждой Божественной литургии в храме поется Символ Веры, содержащий главные догматические положения Церкви - о Святой Троице и о Боговоплощении. Символ Веры поется как раз перед началом евхаристического канона - главной части литургии, во время которой и происходит освящение Святых Даров. То есть, прежде чем приступить к причащению, верующие по сути свидетельствуют о своем единстве с верой Церкви. Поэтому знать догматику (вероучение) Церкви, как минимум на уровне понимания Символа Веры, необходимо. 

Но возникает и другой вопрос: можем/должны ли мы требовать/ожидать одинаково-выского уровня понимания и знания вероучения от всех членов Церкви - от маленького ребенка, которого привели с собой родители, священника, получившего специальное образование, старенькой прихожанки, в силу возраста не имующей возможности читать сложные догматические сочинения? Думаю, не можем и не должны. Согласитесь, что одно дело - священник, окончивший семинарию, где Догматическое богословие - отдельный предмет, изучающийся несколько лет. При этом священник хорошо знаком с богословскими сочинениями святых отцов и современных церковных авторов. Совсем другое - маленький ребенок и бабушка, которая, может быть и полного школьного образования не получила в силу ряда причин, а тут еще и возраст. Это совершенно разные уровни восприятия и понимания. Да и не устраивать же экзамен по догматике прямо перед Чашей? 

Думаю, что главным условием причащения является искреннее желание соединиться со Христом и вера в то, что Иисус Христос - истинный Сын Божий. Собственно, именно эти слова мы слышим в молитве "Верую Господи и исповедую": Ты еси во истину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти

А чтобы уровень догматических знаний верующих повышался - нужна просветительская деятельность священника. Конечно же необходимо говорить проповеди на догматические темы (стараясь делать это доступным и понятным языком), заниматься катехизацией и просвещением паствы, проповдить беседы для прихожан разных возрастов, где также можно и нужно затрагивать главные догматические темы. Конечно, это требует хорошей подготовки и от самого священника.