Здравствуйте. Благословите. На сайте Православие.ру прочитал статью французского богослова Антуана Гийомона "Иисусова молитва египетских монахов". В целом статья понравилась. Но хотелось бы узнать отношение Православной Церкви к некоторым утверждениям из статьи. В частности, в статье говорится о том, что диавол может внушать подвижнику мысли против Иисусовой молитвы: если молишься только Сыну, значит не молишься Отцу и Духу. На это предлагается отвечать так: Сыне неотделим от Отца и Святого Духа, и тот, кто призывает Христа, молится в то же время Святой и Нераздельной Троице. Означает ли это, что Иисусова молитва обращена ко всей Троице? И правильно ли я понимаю, что в Боге есть только один Ум и только одно реальное сознание или сверсознание, которое разделяют Отец, Сын и Дух? Благодарю за ответ. Рафаил.
отвечает иерей Василий Куценко
Рафаил, в житийной и аскетической литературе можно найти не мало примеров того, как дьявол искушал подвижников, понуждая их оставить подвиг. Приведенный в статье пример искушения – это слова из обнаруженной во время раскопок надписи. Надпись была найдена в Нитрийской пустыне – древнем центре христианского монашества. Надпись очень хорошо показывает, как дьявол вооружается против искренней молитвы и пытается внушить подвижнику мысли, что такая молитва ошибочна, поэтому ее нужно оставить.
Если же говорить о том, к Кому мы обращается в молитве, нужно помнить, что Сын Божий, Господь Иисус Христос есть Слово Божие, Которое было у Бога (Ин. 1, 1), и через Воплощение Бога-Слова нам открылся путь к познанию Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Это указывает на единство Отца и Сына, а также Духа Святого. Лучше всего на это указывает богослужебный возглас: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице. Мы различаем лица Святой Троицы, но не может целиком и полностью разделись Их. Поэтому обращаясь в молитве к Сыну Божию, мы обращаемся к Нему, как к Лицу Троицы, Воплотившемуся Слову, Сыну Отца, ниспославшего в мир Духа Святого. Можно сказать, что обращение к Отцу и Духу Святому подразумевается в этой молитве.
Святая Троица обладает единой волей и действием. Термин «Ум» отцы Церкви чаще всего относили к Богу-Отцу. Например, преподобный Максим Исповедник называет Сына Божия «Словом Великого Ума». Важно еще помнить и о том, что человеческий язык не может выразить полноту бытия Божия. Поэтому что бы мы ни говорили о Боге – все это останется лишь попыткой выразить невыразимое доступными нам средствами. Поэтому, когда мы говорим о божественном уме, сознании или действии, мы так или иначе исходим из привычного нам понимания данных терминов. Но Бог не может быть полностью описан нашими языковыми средствами.