Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

У меня вопрос о покаянии и исповеди. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет мирянину: "Не советовал бы я Вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств Ваших.Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия." Мне не понятно, что значит входить в тонкое разбирательство грехов. И как собирать все в один сосуд? Как это нужно правильно понимать мирянину по отношении к исповеди?

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Уважаемая Ирина! У святителя Игнатия, блестяще владевшего русским литературным языком, образный строй речи. А современный человек часто этого не понимает и пытается абсолютно всё толковать буквально… Тонкое разбирательство грехов — это попытка уловить все тончайшие движения мысли, дуновения помыслов, которые бывают у человека, но быстро проходят, не оставляя в нем следов. В таком случае, вместо того, чтобы избавляться от этих помыслов, мы, наоборот, вновь приводим их себе на память, исследуем, и это приносит гораздо больше вреда.

На самом деле, тонкое различение грехов возможно — но для человека духовно опытного, который имеет еще более опытного духовника и долговременный навык исповедания помыслов и борьбы со своими страстями. Такое бывает далеко не в каждом монастыре. Поэтому мирянину нужно просто называть совершенные им грехи, не вдаваясь в их подробное описание и исследование причин. Не надо стремиться отслеживать все свои помыслы и движения души. Не следует также впадать в уныние, возвращаясь в памяти к уже исповеданным грехам, которые Господь нам простил. Именно об этом говорит здесь святитель Игнатий.