Уважаемый Владыка, скажите, считается ли грехом, если на исповеди каешься в грехах, которые не совершал? Дело в том, что готовясь к генеральной исповеди, взяла «Мытарства блаженной Феодоры» и переписала оттуда почти все грехи (на всякий случай, надеясь таким образом очиститься ото всех возможных грехов), кроме таких понятных и явных, забыть которые невозможно. Рассказала о своей исповеди одной верующей женщине, она мне ответила, что это грех, когда каешься в несовершенных грехах, ведь ты на исповеди обманываешь священника! Я очень расстроилась потому, что на каждой исповеди каюсь в грехах, которые могла бы совершить, но не знаю, совершала или нет (например, пустословие или упоминание имени Божия всуе, там такая тонкая грань). Я стараюсь жить так, чтобы не бояться внезапной смерти. И что же мне теперь делать? С уважением, Тамара.
Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Уважаемая Тамара! Называть «на всякий случай» все грехи, которые существуют на свете или перечислены в той или иной книжке, ни в коем случае нельзя. Дело даже не в том, что это само по себе грех, — но это нерассудительное отношение к таинству исповеди, непонимание его сути. Исповедь — это покаяние человека в грехах, которые он совершил, в греховных помыслах, пожеланиях, которые его посещают. Сверх этого ничего выдумывать не надо, и тем более брать на себя несовершенные грехи.