Благословите. Чем отличается страсть от греха? Спаси Господи. Виктор
Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова
У святых отцов всякий грех рассматривается как проявление живущей в человеке греховной страсти. Страсть есть болезнь души, есть расстройство и одностороннее направление сил и способностей человека на объект страсти. Святитель Феофан Затворник называет страсти «худыми настроениями воли». Человек, одержимый греховной страстью, все мысли, силы и время тратит на удовлетворение этой порочной привычки, что выражается в совершении грехов. Такое состояние, вместо плотского или душевного удовольствия, ради чего и совершался грех, в конечном итоге приводит лишь к страданию (страсть и страдание — слова одного корня). Грех же есть нарушение святой и благой воли Божией: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4), т.е. определенная греховная мысль, слово или поступок человека.
Страстность появляется в нашей человеческой природе после грехопадения прародителей, т.е. после совершения первого греха еще в Раю. Таким образом, первый грех стал причиной удаленности человека от Бога, что привело к состоянию смертности и господству страстей, в первую очередь самолюбия, или эгоизма. По причине смертности и страстности, наследуемых нами от прародителей, мы впадаем во множество различных грехов.
С одной стороны, грех есть итог действия греховной страсти в человеке, с другой, всякая конкретная греховная страсть берет свое начало в определенном грехе, который формирует в душе человека греховный навык — страсть. Поэтому в православной аскетической литературе все черты и проявления страсти считаются чертами и проявлением соответствующей данной страсти грехов.