Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Здравствуйте, отец Михаил! Меня зовут Антон. Я хочу спросить Вас о волнующем меня вопросе. Я начал изучать Священное Писание. Прочел Ветхий Завет, сейчас читаю Новый Завет. В Новом Завете Иисус Христос учит народ молиться Богу Всевышнему, Своему Отцу Небесному. Так кому нужно молиться: Богу Отцу, или Иисусу, или Троице? Заранее благодарен Вам за ответ. С уважением, Антон.

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска

Догмат о Святой Троице утверждает равночестность Ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Это означает, что каждая Ипостась в Своем личном бытии представляет полноту Божества. Ипостаси Троицы не имеют раздельного существования. Так что, к кому бы ни была обращена молитва христианина — к Богу Отцу, Богу Сыну или Богу Духу Святому, она обращена к Богу-Троице.

Бытие Бога-Троицы — это личное бытие нераздельных и неслиянных Ипостасей. Нельзя представить, как это делал, например, идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, что отдельно есть Бог Отец, отдельно — Бог Сын, отдельно — Бог Дух Святой и еще отдельно — «вся» Троица. Явление Бога-Троицы (праотцу Аврааму или преподобному Александру Свирскому) всегда происходит как явление Трех Божественных Лиц, даже если каждое Лицо принимает вид ангела. И на иконах никогда не изображают Троицу как таковую, а как единство трех Ипостасей (Троица Ветхозаветная, Триипостасное Божество или Отечество).

Поскольку мы молимся не отвлеченному богословскому понятию, а Живому Богу, то молитва к Богу-Троице обращена к Ее Ипостасям. Например, молитва «Пресвятая Троице, спаси нас…» — это молитва, обращенная к Богу Отцу («Господи, очисти грехи наша), к Богу Сыну (Владыко, прости беззакония наша) и к Богу Духу Святому (Святый, посети и исцели немощи наша). Коленопреклоненные молитвы на вечерне праздника Пятидесятницы, обращенные к Троице, в то же время обращены к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому.

Поскольку каждая Ипостась в полноте представляет Бога-Троицу, обращаться в молитве можно к каждой конкретной Ипостаси. Например, молитва Господня «Отче наш…» обращена к Богу Отцу. Молитва евхаристического канона на Литургии о преложении Святых Даров (ее тайно читает священник, а молящиеся в храме слышат только отдельные ее части) также обращена к Богу Отцу. Молитва «Царю Небесный…» обращена к Богу Духу Святому. Однако большинство молитв все же обращено к Господу Иисусу Христу, Богу Сыну, потому что именно в этой Ипостаси Бог стал человеком. Священное Писание называет Бога Сына Агнцем Божиим, принесенным в жертву за человеческие грехи еще до создания мира (1 Петр. 1, 20; Откр. 13, 8). Именно в человеческом воплощении Бог становится очень близким каждому человеку, так что молитва, обращенная к Богочеловеку Иисусу Христу, совершается естественнее и легче, чем молитва, обращенная к Богу в других Ипостасях.