Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Скажите, почему женщинам нельзя входить в храм в брюках, если эти брюки именно женские? Ведь в Священном Писании запрещается одеваться женщине в мужскую одежду, а мужчине в женскую. А сейчас большое количество брюк, пошитых специально для женщин. Объясните, почему, если устранена причина запрета, запрет все равно остался? Правила и постановления регулировали жизнь христиан в конкретном месте и в конкретное время. И никогда не было пустого следования традиции. Сейчас многие воцерковленые люди не знают, для чего нужен женщине в Церкви платок. Отвечают, так положено. Кем? Для чего? Какой в этом смысл? — Не знают. Опора на необходимость соблюдения традиции не являются в данном случае корректными. Мне никого не хочется обидеть, тем более умничать. Просто этот вопрос давно привлекает мое внимание, но глубокого и обоснованного объяснения необходимости одевать женщинам в храм обязательно платье или юбку нигде так и не нашел.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Дело в том, что этот вопрос и не требует глубокого и обоснованного объяснения. В Священном Писании по этому поводу все сказано достаточно четко и определенно: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). «Глубоко и обоснованно» доказывать, что брюки — это не женская одежда, было бы как-то странно и нелепо. Дело в том, что прежде всего нам надо научиться правильно расставлять акценты, понимая, что есть вещи важные для нашего спасения (о них-то и говорится совершенно определенно в Священном Писании), а есть второстепенные, о которых и говорить-то много не стоит.

У апостола Павла есть замечательные слова, что платок женщина носит на голове не просто так, а «для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Значит надо просто верить в то, что мир таков, каков он создан Богом, верить в Ангелов, которые помогают человеку ― и тогда не потребуется многих слов для убеждения. Нужна вера, и я от всей души желаю Вам веру обрести.

Ничто так не укрепляет веру, как твердое следование традиции. Современным обществом ни Священное Писание и Предание Церкви, ни вытекающая из них традиция христианской этики практически не воспринимаются. К великому сожалению, прекратилось осуждаемое Вами «следование традиции», которое я, однако, вовсе не назвал бы пустым. Традиции ― это живая связь поколений, в рамках которой только и может существовать культура. Разрыв традиции ― беда современного человека, гордиться тут нечем. Наоборот, чем реже человек включает свой помраченный гордостью разум, тем точнее он будет следовать традиции. Это вовсе не означает, что традицию нельзя осмыслять по-новому, но для начала нужно научиться неукоснительно ей следовать.

Судя по Вашему письму, Вы настроены так, что Вашу пытливость не удовлетворят логические рассуждения, которых Вы ищете. Хочется дать Вам совет: не мучайте себя без нужды и не пытайтесь дать объяснение тому, что так же, как смех ребенка, как радость солнечного утра или глубина тихого вечера не требует объяснения. Традиция — это почва, в ней можно укорениться и начать расти и приносить плоды, а глядя на нее сверху вниз, не мудрено увидеть только бесформенную грязь. А это очень печально и безрадостно, видеть везде только запреты и шоры.

Традиция требует верного и доверительного к ней отношения. Поэтому оставьте мучительную обеспокоенность судьбой брючных костюмов, не лишайте себя радости традиционалиста и прислушайтесь к великому апологету традиционности — английскому писателю Г.К. Честертону: мир не может понять, почему такая строгая и противная логике вера снова и снова дает самую большую радость.