Не знаю даже, как точно сформулировать вопрос. Я не могу заставить себя пойти на исповедь. Если правильно все поняла, то в идеале человек, исповедовавший свои грехи, уже не должен их повторять. Получается, что рассказывать придется все то, что рассказывала на предыдущей исповеди. То есть ничего не исправила, хоть и пыталась. Очень тяжело и стыдно рассказывать детально. О некоторых вещах вообще не хочется говорить никому, даже на исповеди, хотя я и знаю, что это грех. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть.
Отвечает игумен Нектарий (Морозов),настоятель
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Лечение от немощей духовных не бывает безболезненным. Да оно и не должно быть таким. Оно требует труда, порой – краски стыда, заливающей лицо, порой сердечной боли, очень часто – слез. В том-то все и дело, что стыдно снова и снова говорить на исповеди об одном и том же, стыдно говорить о вещах, о которых бы просто хотелось забыть и никогда не вспоминать. Но надо преодолеть себя и сказать, несмотря ни на что. И в следующий раз, когда придет искушение, вспомнится исповедь, вспомнятся стыд, боль, слезы, и это поможет устоять, не упасть. А если и случится опять пошатнуться, снова надо будет об этом сказать. Сколько раз? Столько, сколько будем падать. До каких пор? До той поры, пока Господь не призовет нас из этой жизни и не застанет – или в грехе, или в покаянии.
Покаяние, исповедь «в одних и тех же грехах» смиряет нас, учит менее строго судить других людей за их недостатки, смягчает жесткость (жестокость) нашего сердца, делает ближе к Богу, научая видеть в Нем милосердного и любящего Отца, раз за разом не отвергающего, а принимающего нас. Покаяние – наше свидетельство перед Богом и перед самими собой, что мы не хотим жить в грехе, что мы желаем исправиться, измениться, что мы не бежим со своим грехом «в кусты», подобно Адаму, но идем к Господу и говорим слова мытаря: «Милостив буди мне, грешному».
И кроме того, покаяние – таинство, в котором всегда действует и присутствует Сам Бог. И Его благодать незримо врачует нас, подает силы встать и идти дальше, снова трудиться над собой, снова бороться с тем, что пытается встать между нами и Им.
А стыд перед священником надо преодолеть. Он не судья, а свидетель, хотя и необходимый. Священник знает, что такое человеческая слабость, знает, как удобопреклонен человек к греху. И оттого, скорбя о падениях кающегося, радуется его исповеди и желанию жить по Богу, каким бы несовершенным оно ни было.
Поэтому не бойтесь, не отступайте, и Господь Сам обязательно поможет Вам на поприще покаяния и исправления себя. Только – запаситесь мужеством и терпением.