Прошедший Великий пост поставил нас в новые условия — закрытые двери храмов, богослужения без прихожан. Многие остались без храма даже на Страстной седмице и завершали пост как могли — молясь по книгам, смотря трансляции служб и не зная, что сосуществование с вирусом еще только начинается… Теперь — наступает пост Рождественский. Какой отпечаток наложит на него пандемия? Стоит ли вообще поститься в столь сложное — и для кошелька, и для иммунитета — время? И сможем ли мы среди всех этих ограничений почувствовать дух Рождества? Об этом размышляет клирик Петропавловского храма Саратова священник Василий Куценко
28.11—31.12 Рождественский пост
Рождество Христово — одно из величайших событий Священной истории, совершенно особенный праздник. Чтобы понять, почувствовать это, необходимо отвлечься по возможности от всего житейского, суетного, дать духу, душе, хотя бы в какой-то мере освободиться от давления плоти. К духовному торжеству необходимо подготовиться. И такой подготовкой становится пост — время воздержания в пище, удаления от развлечений, земных удовольствий, время покаяния. Благодаря посту в воспрянувшей душе высвобождаются силы для общения с Богом.
Устав Рождественского поста таков. Нельзя употреблять пищу животного происхождения — будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и т.п. Разрешены только растительная пища и рыба. Но и рыбу можно есть лишь в субботу, воскресенье и дни праздников. Время со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) — дни особо строгого поста. Даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Именно на Рождественский пост приходится празднование гражданского Нового года. Нужно подходить к этому празднику разумно: не обижать близких, которые хотят повеселиться в семейном кругу, и в то же время помнить о посте.
Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья постящегося. Есть церковный устав — достаточно строгий, и есть более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Но нужен подход индивидуальный — необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Общий подход таков: для того, чье здоровье не позволяет поститься в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А человеку здоровому пост идет лишь на пользу. Просто в посте, как и во всем, необходим навык, привычка.
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Можно начать хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны,— злятся на всех и на все, пост скоро становится для них невыносимым и они бросают его. Каждый сам должен определить, сколько требуется ему в сутки пищи; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой еды и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие — неспособности к делу.
Пост телесный без поста духовного не приближает нас к спасению, даже наоборот, может навредить, если человек, воздерживаясь от пищи, начиная гордиться этим. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Святитель Иоанн Златоуст говорил о посте: "Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния".
В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.
Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны
«Мне нельзя без мяса и молочного», «У меня язва», «При таком заболевании крови ни врач, ни даже священник не разрешают держать пост», «Беременные, больные и военнослужащие от поста освобождаются» — такие разговоры можно часто услышать перед началом поста и во время него. Казалось бы, нельзя поститься, так что тут еще думать, — не постись. Однако не все может быть так однозначно. Известный принцип «Если очень хочется, то можно», как ни странно, срабатывает и здесь. Так как же поститься, не постясь, — своим опытом с читателями делится Инна Самохина
Приближается начало Рождественского поста, который продлится с 28 ноября по 6 января включительно. О пользе поста и «правильном» отношении к постной пище мы беседуем с кандидатом медицинских наук, врачом-эндокринологом, специалистом по питанию многопрофильной клиники «Сова» Юлией Зотовой
Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину
Вопрос о смысле Рождественского поста, который чаще всего задают люди нецерковные или только начинающие церковную жизнь, как-то всерьез меня озадачил. Рождество… Что это, как не тихое ликование Неба и земли, соединившихся в радости простых пастухов и воспевающих славословие Ангелов? Даже ребенок без труда озвучит вам настроение предрождественских дней: «Как можно не радоваться, если ты приглашен на день рождения?». А ведь и правда, как можно не радоваться… Уместен ли посреди этой радости присущий посту покаянный настрой и утеснение плоти?
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Для тех, кто задумывается, поститься или нет; кто хочет, но не может сделать первый шаг; кто сомневается в своих силах, — предлагаем размышления настоятеля Петропавловского храма г. Саратова игумена Нектария (Морозова) о том, как решиться на пост
Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события — Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве
28 ноября начинается Рождественский пост. О смысле поста мы писали не раз, но, как показывает опыт, вопросов о посте у верующих людей по-прежнему остается немало. Ведь кто-то из православных христиан постится впервые, а у кого-то вопросы появляются уже благодаря тому опыту поста, который человек приобрел. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Наступает Рождественский пост — не самый строгий, но продолжительный, по новому стилю — с 28 ноября до 7 января. Что это значит? Ну, во-первых, что множество людей, для которых жизнь в Церкви стала не просто неотъемлемой частью их жизни, а жизнью главной, на протяжении всего этого времени будут воздерживаться от скоромной пищи, чаще бывать в храме, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия. А во-вторых... Во-вторых, едва ли не большее (а пожалуй, что и большее) число людей будут объяснять, почему лично они, хотя и желали бы поститься, делать этого все же не будут. И почему вообще поститься не стоит
По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по инерции никак не решаемся остановиться и что-то обдумать всерьез, по инерции грешим… А пост — лучшая возможность преодолеть эту инерцию
28 ноября начинается Рождественский пост, который продлится сорок дней. По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петрову посту. Он установлен Церковью для того, чтобы мы, очистив свое сердце молитвой и покаянием, достойно встретили праздник Рождества Христова
28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»
Рождественский пост, который начинается 28 ноября, сразу после дня празднования памяти ап. Филиппа (почему и получил название «Филиппов»), и заканчивается 6 января подготавливает верующих к великому и светлому празднику Рождества Христова. На вопросы прихожан относительно Рождественского поста отвечает игумен Пахомий (Брусков) [ныне епископ Покровский и Николаевский Пахомий]
28 ноября по новому стилю (15 ноября по старому) начался последний многодневный пост в году — Рождественский. Он длится 40 дней и потому так же, как и Великий пост, именуется в церковном Уставе Четыредесятницей. Заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 (14) ноября), поэтому его еще называют Филипповым
Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает иеромонах Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"