Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Ждать, чтобы встретить
Просмотров: 1437     Комментариев: 0

Ровно через сорок дней после Рождества Христова Церковь отмечает праздник, который называется Сретение, что означает «встреча».

Почему именно в этот день? По ветхозаветному закону, женщина, родившая младенца мужского пола, сорок дней — семь до обрезания и тридцать три после — должна находиться в очищении, не приходя к святилищу и не прикасаясь ни к чему священному (см.: Лев. 12, 4). Если рождалась девочка, срок очищения увеличивался до шестидесяти дней. Но у нас Мальчик, и потому мы потихоньку пойдем за Марией и названым мужем Ее Иосифом: они несут Младенца в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 22‒24).

Что касается горлиц — жертвы во очищение родившей женщины, о них также сказано в Книге Левит; причем двух горлиц или двух молодых голубей должна была принести и отдать священнику женщина, у которой не было средств на более весомое приношение — ягненка (см.: Лев. 12, 6‒8). Так мы с вами узнаём, что Иосиф с Марией жили небогато.

Ну а что касается посвящения Младенца Богу, Сам Господь заповедал это евреям, выводя их из Египта: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому что Мои они (Исх. 13, 2). Эти слова Отца можно назвать провозвестием: ведь именно Первенцем станет через две тысячи лет после Исхода Сын Божий — Тот, к Кому изначально направлена, чьим Рождеством и чьею Жертвой освящена вся Священная история.

Но мы уже слышим шаги престарелого Симеона, спешащего навстречу Деве с Младенцем: «Крепитеся, руце Симеони, старостию ослабленнии, лыста же претружденна старча правобыстро движитася Христу на сретение…» (Канон на утрене праздника).

Кто же он, этот Симеон? Он праведник и пророк — Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). Именно Святой Дух, как запечатлено в «Символе веры», руководит пророком, открывает ему судьбы мира, обращается к людям его устами. Издревле ветхозаветные пророки — Давид, Исаия, Даниил, Захария — получали откровение о Мессии, таинственном необыкновенном Человеке, Который придет и воцарится, дабы сделать Божий народ — Израиль — счастливым. В иудейской религиозной литературе этого Человека называли Менахем — Утешение. Симеон был из тех, кто чаял утешения Израилева (ср.: Лк. 2, 25), кто ждал этой великой радости, счастья для своего народа, перенесшего много скорбей и лишенного независимости.

Но что значит «ждал»? В принципе можно ведь сказать, что ждали все; всем тогдашним евреям с детства сообщалось, что когда-то придет Он, неведомый Мессия (Машиах), и что Его надо ждать. Но насколько это меняло жизнь каждого из них? Точно так же и мы с вами, современные христиане, знаем, что нам с неизбежностью предстоит пережить Его Второе Пришествие и Суд. Но как это знание на нас действует, делает ли оно другой нашу жизнь, наше отношение к себе, поднимает ли оно хоть на какие-то духовные градусы нашу веру, нашу молитву?

Старец Симеон ждал иначе — не рассеянно и расслабленно, как мы, а твердо и собранно. Он прежде всего свято верил Божиему обетованию, пророческому слову. И сохранял эту веру, не смущаясь длительностью ожидания. Старец был готов ко встрече с Мессией — в любой день, в любой час. Это жизнь в режиме духовного подвига, это колоссальный внутренний труд, терпение, верность и стойкость. Не случайно Симеон получил от Бога особую милость: откровение о том, что он дождется, что непосредственная встреча с Мессией произойдет при его земной жизни.

По мнению многих современных библеистов (есть, впрочем, и другие мнения), слова не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26) вовсе не означают, что жизнь Симеона была необычно долгой. «Александрийская» версия — о том, что Симеон, будучи одним из 70-ти толковников, переводивших в III веке до Р.Х. Священное Писание евреев на греческий язык, дерзнул исправить известный стих пророка Исайи Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14) — большинством библеистов воспринимается как поздний средневековый домысел. Вероятно, Симеон был человеком преклонного, но обычного возраста. Тем не менее как же это сложно — ждать, когда смерть твоя уже недалека, когда тело твое уже «претружденно» и силы твои тебе изменяют, и верить, что Бог все равно не позволит смерти лишить тебя твоего Сретения…

И вот — оно произошло. Сын Девы — на руках Симеона, которого отныне и до скончания времен будут называть Богоприимцем.

 Предмет пререканий

Вместе с Марией и Иосифом мы слышим пророческое слово Симеона:

— Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2, 34)…

Понять эти слова нам поможет лаврский старец, архимандрит Кирилл (Павлов) — своей проповедью на Сретение:

«Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.

Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира, и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью».

Да откроются помышления…

Но Симеон еще не закончил, он обращается к Божией Матери: и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35).

Евангелие молчит о том, вспоминала ли Мария эти его слова, когда стояла у Креста. Могла ли Она в эти часы вообще что-либо вспоминать? Святитель Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Луки предполагает, что в эти часы Она переживала отчаяние: как может быть распят Тот, Кого Она родила бессеменно, извещенная Архангелом, Кто на Ее глазах творил чудеса, воскрешал мертвых? Но пройдя через это отчаяние, Мать утверждается в вере в Сына. Одновременно с этим, пишет святитель, «открылись помышления многих сердец, когда обнаружился предатель и обнаружились любящие Его, каковы, например, были Иосиф, пришедший к Пилату, и жены, стоявшие у Креста». Профессор, толкователь Библии Александр Лопухин говорит о том, что именно суд над Христом, Его страдания и казнь стали для многих людей ситуацией бескомпромиссного выбора: «Раскрытие же или обнаружение мыслей произойдет тогда, когда нужно будет стать или на сторону Христа, или же — против Него».

Наша — современных христиан — ситуация, казалось бы, гораздо мягче. Мы знаем о Его смерти, но знаем и о Воскресении. Нам не грозят ни отчаяние, ни — сейчас по крайней мере — страдания за нашу веру. Но на самом деле слова Симеона Богоприимца об открывающихся помышлениях относятся и к нам тоже. Когда мы обращаемся к вере и Церкви, Христос входит в нас и освещает нашу внутреннюю клеть: всё, что мы прятали в темных закоулках души, обличается Его светом. Это тоже сретение, встреча, но чем она продолжится? «Господь подался и почил на руках праведного Симеона,— проповедует святой праведный Иоанн Кронштадтский,— а на руки грешного человека он не подался бы и не смог бы на них носиться… Так и ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям; и, если мы хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель».

Ныне отпущаеши…

Сретение — это встреча человека с Богом. Это встреча, граница двух великих эпох — ветхозаветной, проникнутой лишь предчувствием Мессии, и новозаветной, в которой Он уже есть и пребудет с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Мария, Иосиф, Симеон, дряхлая пророчица Анна и все, кому она говорила о Нем (см.: Лк. 2, 38), стоят на пороге новой эры. Но Симеон не войдет в нее, как Моисей не вошел в Землю обетованную — успел лишь напутствовать приведенный в нее народ. Богоприимец завершил свой земной труд: он благословляет Бога, благословляет Марию с Иосифом, не будет, наверное, большой дерзостью сказать, что он благословляет и всех нас — тех, кто будет жить в новое время — время Христа.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий, свет во откровение языком и славу людий Твоих Израиля (Лк. 2, 29-32). У кого не замирает сердце, когда возносится под своды храма песнь Симеона Богоприимца? Ее поют в конце вечерни, потому что вечерня символически отражает ветхозаветное время, а за нею следует утреня — восходит Солнце Правды, начинается Новый Завет. А еще мы произносим эти слова, завершая благодарственное молитвословие по Святом Причащении — почему? Потому что мы тоже приняли Христа.

Святитель Феофан Затворник в проповеди своей говорит о том, как радостна, как умилительна для нас картина Сретения: юная Мария, седой Иосиф, руки Симеона, протянутые навстречу Младенцу, Анна пророчица… «Но, братие,— добавляет он, — и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем».

Материалы по теме

Сретение — праздник многогранный, богатый смыслами. И первый из этих смыслов отражается самим словом «сретение» — «встреча». Это встреча человека, который очень ждал Христа, со Христом. И одновременно это граница эпох, встреча двух Заветов — Ветхого и Нового, двух миров — того, что был до Рождества Христова, и того, что существует после

Просмотров: 2106
Комментариев: 0

Праздник Сретения Господня несет особую радость. И это не случайно. Именно через встречи мы становимся теми, кем мы являемся. Уже более двух тысяч лет в сердцах христиан живет память о той особой Встрече, которая некогда состоялась между Богом и человеком, между Творцом и творением. Однако задолго до этого события Бог уже встречался с человеком, о чем нам повествует Священное Писание…

Просмотров: 2399
Комментариев: 0

15 февраля по новому стилю, на 40‑й день после Рождества Христова, Церковь отмечает Сретение Господне. Что мы знаем об этом празднике? Зачем родители с Младенцем Иисусом пришли в храм? В чем был смысл прозвучавших в тот день пророчеств? Какое отношение праздник Сретения имеет к каждому из нас? Об этом мы беседуем с настоятелем храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете протоиереем Кириллом Краснощековым

Просмотров: 4905
Комментариев: 0

На молебне, который я регулярно совершаю для рожениц в саратовском перинатальном центре неподалеку от вокзала, во время отпуста почти всегда поминаю святого праведного Симеона Богоприимца. И немного рассказываю присутствующим о нем, а еще о том, в чем заключается подвиг материнства и зачем состоялась Встреча ветхого старца, Младенца и Его Матери…

Просмотров: 3879
Комментариев: 1

То ли в шутку, то ли всерьез, говоря о Сретении, люди нередко упоминают о встрече зимы с весной. Однако речь идет о другой встрече. Что означает Сретение? Каков исторический смысл этого события и каково его значение сегодня? Об этом мы побеседовали с настоятелем саратовского храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) протоиереем Александром Домовитовым

Просмотров: 5700
Комментариев: 0

14 февраля вышла в эфир новая телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии

ВИДЕО

Просмотров: 4959
Комментариев: 0

Каждый церковный праздник — воспоминание о том или ином событии в истории мира, в истории Церкви, которое совершилось по воле Божией «нас и нашего ради спасения». Воспоминание важное, нужное, помогающее нам горЕ обратить свои сердца, отрешиться хотя бы ненадолго от сиюминутных попечений и забот, выбраться из постоянно затягивающего в себя болота повседневных, забирающих большую часть наших телесных и душевных сил дел. А порой — и заставляющее обратить внимание не только на содержание наступившего праздничного дня, но и на содержание нашего сердца, задуматься не только о том, что происходило на рассматриваемом отрезке Священной истории, но и о том, что некогда имело место в нашей собственной жизни

Просмотров: 4019
Комментариев: 0

Есть удивительный церковный праздник — Сретение Господне. Мало кто теперь знает о нем, ибо он так часто приходится на будний, рабочий день, тонет в ритме и суматохе нашей такой обыденной, такой грубо материалистической жизни!

Просмотров: 4564
Комментариев: 0

Настоящий праздник Сретения Господня называется так потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятодневного Младенца, Господа Иисуса Христа с Пречитою Его Материю, взял Его на руки и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:29-32)

Просмотров: 3888
Комментариев: 0