Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Зачем христианину работать?
Просмотров: 1701     Комментариев: 0

Сегодня мы переходим ко второму посланию апостола Павла к солунским христианам. Это послание совсем небольшое — всего лишь один лист печатного текста. Будет хорошо, если читатели познакомятся с полным текстом этого послания до или после чтения статьи.

Почему к некоторым христианским общинам апостол Павел пишет дважды (помимо посланий в Фессалоники есть два послания апостола в Коринф и два — его ученику, святому апостолу Тимофею)? Причина — обстоятельства, возникшие среди христиан, адресатов послания.

Если в двух предыдущих статьях — о первом послании апостола в Фессалоники — речь шла об окружении и внешних обстоятельствах жизни первых христиан, то здесь разговор будет касаться внутреннего уклада жизни христианской общины. Ожидание парусии — скорого явления Христа и совершения суда Божия над миром — требовало от хрис­тиан не только серьезного духовного настроя, но и некоторых других качеств. И, как мы выясним далее, качества нужны были самые обычные — можно сказать, житейские.

Фессалоники

Что было бы, если…

…если бы из четырнадцати посланий апостола Павла до нас дошли только Первое и Второе послания к Солунянам? Ведь наши знания о жизни христианских общин апостольского века во многом основаны именно на павловых текстах. Взаимоотношения между христианами из иудеев и христианами из язычников, оправдание верой во Христа, необходимость соблюдения ветхозаветного законодательства, цель существования христианских общин и духовное осмысление жизни в Церкви, учение о кенозисе (истощании, или отказе от Божественной славы) Хрис­та — все эти вопросы поднимаются в других посланиях апостола Павла.

Но из двух писем в Фессалоники мы знали бы о том, как жили первые христиане среди язычников, об ожидании пришествия Христова и о скорби части христиан об умерших. Много это или мало для нас? Я бы ответил: этого достаточно для понимания целей самого апостола Павла. Он затрагивает только те проблемы и вопросы, которые волновали его адресатов.

Чаще всего апостол Павел начинает послания с похвалы (см.: 2 Фес. 1, 3–4). Думаю, каждый из нас знает, как бывает тяжело без доброго и ободряющего слова, особенно от человека близкого. Не случайно апостол называет христиан братьями (2 Фес. 1, 3), подчеркивая близость членов общины друг другу.

Особенно важно осознание этого для нас — христиан больших городов. Ведь даже в крупных по древним меркам поселениях (население таковых во время жизни апостола редко превышало пять тысяч человек) все жители знали друг друга. Сейчас же, находясь в миллионных мегаполисах, нам как никогда нужно чувствовать, что мы одна христианская семья. Именно это подчеркивает слово «братья». Оно раскрывает глубину взаимоотношений ранних хрис­тиан и значение этого для нас.

Братья бывают разные

Это вполне справедливое возражение. Если рассматривать аналогию братских, то есть семейных, отношений (думаю, читатели помнят, что апостол Павел часто использует подобные параллели, сопоставляя, например, отношения мужа и жены и образ отношений верующих и Христа в Церкви), мы скажем: братья могут ссориться и даже ненавидеть друг друга. Сам Господь в причте о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32) повествует о старшем брате, который совершенно не рад возвращению в дом младшего.

Конечно, апостол говорит об идеальных, насколько это возможно, братских отношениях — и каждое слово подкрепляет делом. На правах старшего апостол мог бы пользоваться гостеприимством солунян в какой угодно мере, но ни он, ни его спутники не позволяют себе взять что­то просто так или потребовать чего­то для себя лично. Апостол пишет: Мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,— не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец (2 Фес. 3, 7–9).

Нежелание выделять себя или пользоваться привилегиями — важная черта личности апостола Павла. И это еще один значимый факт о взаимоотношениях между христианами, который бы о многом нам сказал, даже если бы другие павловы тексты до нас не дошли.

Но еще более важно другое: апостол призывает все равно считать братьями даже тех, кто поступает совершенно не по-братски.

Еда и работа

Кто-то из солунских христиан пришел к мысли: если скоро суд Божий над миром и пришествие Христа, то остается только ждать этого. И в этом рассуждении нет ничего плохого. Но некоторые верующие пошли еще дальше: отказались от какой-либо работы и стали просто ждать. Возможно, они наравне со всеми продолжали пользоваться средствами общины и даже выказывали превосходство над собратьями, обремененными, как им казалось, мирской суетой и делами.

Для апостола Павла позиция: «Брат, зачем ты сеешь пшеницу, ведь суд совсем скоро, и апостол написал, что все воскреснут?» — неприемлема. В послании мы читаем: Некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (2 Фес. 3, 11–12). То есть не нужно смущать других пустой болтовней — лучше молча трудиться для собственного пропитания.

Здесь же возникает существенный для христианской жизни вопрос: должен ли верующий заботиться о себе? Евангелие говорит: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25). Если эти слова понимать совершенно буквально, то выходит, что нужно забыть про заработок и содержание себя и семьи. Но если все так, как объяснить тот факт, что сами апостолы продолжали заниматься рыбной ловлей (чем и зарабатывали себе на жизнь), да и Господь не требовал, скажем, от мытаря Закхея отказаться от должности сборщика налогов (см.: Лк. 19, 8–10)?

Заповедание Христа не заботиться о завтрашнем дне следует понимать как призыв к правильной расстановке приоритетов. Еда, одежда, работа должны быть на своем месте и не должны становиться самоцелью, поглощающей человека целиком. То же самое говорит и апостол Павел: да, мы ждем пришествия Христа и суда над живыми и умершими, но при этом живем обычной жизнью — трудимся, общаемся, помогаем друг другу. Только теперь для христианина и работа, и семья, и дружба, и все остальное освящены Христом и наполнены верой в Бога. Бог — на первом месте, остальное — благословлено Им. Христианин продолжает зарабатывать на жизнь честным трудом в надежде на Бога, ведь если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10).

Это и было причиной второго письма, написанного апостолом Павлом в Фессалоники. Смута, внесенная теми, кто решил больше не работать, вызвала разделения внутри общины. Легко ничего не делать и ждать Христа, но разве в этом подвиг? Подвиг — не забывать о Господе даже среди обычных житейских дел и наполнять их верой и молитвой.

Похоже, кто-то из общины предложил прогнать «смутьянов и бездельников», но апостол призывает христиан хранить братскую любовь и мир: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 14–15).

Те, кто заранее прочитал Второе послание к Солунянам, могут напомнить: в этой статье совсем не затронута вторая глава, где идет речь о таких важных вещах, как тайна беззакония и удерживающий, с которым связано открытие беззаконника (см.: 2 Фес. 2, 1–8). Эти вопросы будут рассмотрены в следующей статье, потому что сложность перевода и понимания некоторых мест этой главы требуют детального разбора.

Газета «Православная вера», № 04 (696), февраль 2022 г.