Всечестные отцы!
Дорогие братия и сестры!
Тема, заявленная в названии конференции – очень обширна и постоянно обсуждается и в церковных, и в светских кругах. И хотелось бы сказать несколько слов, которые предварили бы наше общение.
Мы живем в то время, принято называть постхристианским. Конечно же, это ни исторически, ни практически не точно, но есть много желающих говорить о том, что христианство не имеет того влияния в жизни общества, не имеет влияния на его культуру, которое имело на протяжении многих веков. Безусловно, это не так. Но, к сожалению, мы видим, что современное секулярное сознание, все более резко противопоставляя себя религиозному, все дальше отходит и от традиционной двухтысячелетней культуры, которая сформирована христианством. И этот процесс происходит не только на Западе, но и в нашей стране. Осмысление, сохранение и передача следующим поколениям россиян традиционных ценностей — вот то, что необходимо, задача, которая стоит перед отечественной культурой.
Один немецкий физик и философ дал очень точную характеристику современной культуре: "Ставшая возможной с помощью науки, современная культура надежна, уверенна и пренебрежительна по отношению к старым культурам, которые еще не могли то, что может она. Современный человек живет в мире грез, представляясь самому себе стоящим вне законов, исследуемых им. Он еще не достиг смиренного самопознания. Этот оптимизм мира воли и рассудка не нуждается в Боге".
Именно такое "смиренное самопознание", такое понимание места человека в Богосотворенном мире дает ему возможность верно понимать суть вещей и явлений –говорит нам Священное Писание. Но современный мир действительно отрицает свою нужду в Боге, и именно это стало причиной кризиса, который мы наблюдаем во всех сферах человеческой деятельности. Особенно резкое влияние этот кризис оказывает на личность человека, на взаимоотношения между людьми. Его результаты — это почти полная потеря нравственной ориентации, распад института семьи, различные социальные недуги, о которых мы говорим и которые стали привычными. Поэтому для нашего общества вопрос сохранения традиций, культурной самобытности, продолжения нашей самобытной культуры — это вопрос жизненно важный, который можно решить, лишь обратившись к тому наследию, на основе которого формировались представления о нравственных и социальных приоритетах.
Важно отметить, что культура изначально самым тесным образом связана с религиозностью. Слово "религия", то есть восстановление единства, связи между человеком и Богом, подразумевает возможность и необходимость воспитания в человеке чувства присутствия в его жизни высшего начала. По мысли преподобного Максима Исповедника, Церковь, в соответствии с Божественным замыслом о мире, направляет человека от бытия как природной необходимости к бытию вечному и совершенному.
Однако в последние десятилетия в общественной жизни мы наблюдаем усиленные попытки противопоставления понятий Церковь и культура, связанные прежде всего с тем, что секулярный мир пытается доказать самому себе, что Церковь вообще и вера в Бога — это нечто безнадежно устаревшее. Один из самых распространенных упреков в отношении Церкви — это ее консерватизм. Церковь действительно консервативна, в первом, основном значении этого слова: "консервативный — значит, отстаивающий свою неизменность". По моему мнению, это понятие употребляется в Церкви без каких-либо негативных оттенков. Подлинный консерватизм верующего человека проявляется в верности Христу, осознанном и постоянном следовании евангельским заповедям. Но современный расцерковленный мир вкладывает в понятие "консерватизм" нечто другое: "то, что безнадежно отстало, то, что тянет назад, в безвозвратно ушедшее прошлое". Нетрудно заметить, что в "системе координат" общества, обожествляющего прогресс в сфере технических достижений человеческого разума, вообще исчезает само понятие "вечных ценностей".
Но можем ли мы считать в такой ситуации, что влияние Церкви на культуру общества — лишь исторический факт, что сейчас культурное влияние Церкви сведено к нулю? К счастью, это не так, и благотворное воздействие Церкви, как опосредованное, так и непосредственное, сохраняется и в современной России становится все более значимым.
Прежде всего, Церковь объясняет сам феномен творчества, благословляет человека-творца на со-творчество Богу, сотворшему небо и землю (Пс. 145, 6). Основополагающие понятия культуры и творчества — духовность и вдохновение — возникли как свидетельство присутствия и действия Святого Духа в жизни человека и в истории человечества.
Сверхзадача культуры — это возделывание человеческой личности, основной объект исследования художественного творчества — душа человека. Во все времена писатель, художник, музыкант пытались заглянуть в душу человека, понять ее поиски, сомнения, прорывы и падения, радости и скорби, умение со-радоваться и со-страдать. И этот интерес — еще одна, причем, главнейшая, точка соприкосновения для культуры и Церкви. Церковь обладает глубинным пониманием человеческой природы, воспитывает незамутненный взгляд на окружающий мир. Церковь благословляет в процессе творчества все, что ведет к очищению и преображению душевного мира человека.
Почему же в современном мире нам часто приходится слышать обвинения в "зашоренности", "мракобесии" и разжигании конфликтов с современным искусством? Дело в том, что искусство сегодняшнего дня — это, в основном, плод эпохи постмодернизма, а постмодернизм предпочитает принципиально несерьезное, игровое и ироничное отношение к духовным и культурным ценностям. Он отказывает единой абсолютной Истине в праве на существование и провозглашает равноправие множества относительных, частных и ни к чему не обязывающих "истин". Он очень хорошо согласуется в этой своей игре с секулярным сознанием, которое пытается представить Православие лишь этнографическим набором обрядов и традиций, и более того, набором ограничений и запретов.
Безусловно, Церковь не может согласиться с таким отношением к жизни — поверхностным и утилитарным. Она не может не предупреждать своих чад об опасности такого отношения. По мысли христианского философа Ивана Ильина: "Все, чем живут люди, – или уводит их от Царства Божия, или ведет их к нему; и Церковь может и должна иметь свое суждение обо всем этом, открытое, авторитетное, ободряющее или осуждающее. Но это суждение должно иметь своим мерилом именно закон Божий и Царство Божие… И в суждениях своих Церковь должна блюсти полную религиозную свободу и независимость, не угождая людям и не приспособляясь, а если надо, то приемля и гонения" [1]. Однако в современной культурной ситуации Церковь видит свое предназначение не в том, чтобы критиковать культурные процессы, а в том, чтобы помочь современному человеку осознать и пережить глубину жизни, ее духовное измерение. Наша задача — дать людям возможность узнать об Истине, увидеть ее и сделать свой осознанный, свободный выбор.
Общение, взаимосвязь между светской и духовной культурой сегодня равно необходимо обеим сторонам. Дело в том, что человек, который воспитан на классических образцах мировой культуры, имеет представление о многообразии и сложности жизни, как правило, приходя в Церковь, и духовное наследие стремится воспринять в его полноте. Он менее подвержен и тем духовным болезням, которые встречаются в Церкви, как и в любом другом живом организме, особенно среди новоначальных христиан. С другой стороны, христианские принципы любви, гармонии и красоты, церковное искусство обладают неоценимыми возможностями в деле воспитания и образования молодого поколения. Вот почему Церковь на протяжении ряда лет настаивает на том, что преподавание в школе предмета "Основы православной культуры" нужно не только учащимся, но и, в не меньшей степени, самой системе образования, которая только пытается обрести, определить для себя новые принципы взамен утраченных.
Церковь в России переживает период возрождения, восстанавливаются не только храмы и приходская жизнь. Возрождаются духовное образование и богословские школы, труды ученых-богословов получают признание светского научного сообщества. Выпускаются просветительские издания, настоящий бум переживает православное книгоиздательство. Сотрудничество Церкви и учреждений культуры, науки уже существует, возрастает и приносит добрые плоды. Пример тому — год от года растущий авторитет форума, на который мы собрались, Рождественских образовательных чтений. Думаю, что многие наши коллеги из разных регионов, епархий приведут подобные примеры. В Саратове такой совместной научной конференцией стали Пименовские чтения, посвященные памяти архиепископа Пимена (Хмелевского), замечательно образованного человека, выдающегося архипастыря, который возглавлял Саратовскую епархию в трудные для Церкви времена с 1965 по 1993 год. Пименовские чтения были проведены уже в четвертый раз, и в декабре 2006 г. обрели новый статус: в рамках чтений состоялся миссионерский форум Приволжского федерального округа.
Яркими событиями в культурной жизни России стали Московский Пасхальный фестиваль, международный кинофестиваль "Золотой Витязь", и многие другие мероприятия. Нельзя не отметить и феноменальный успех фильма "Остров", как и то, что и режиссер, и сценарист этого фильма — люди невоцерковленные, они еще только ищут путь к Богу в своей жизни. Поиск веры и предстояние человека перед Господом — это вечные темы для искусства, интерес к ним не иссякнет до конца времен, потому что, по слову блаженного Августина, "Ты нас создал для Себя, Господи, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе".
В заключение хочу пожелать всем участникам чтений успешной и плодотворной работы. Надеюсь, что каждый из вас в процессе работы конференции "Церковь и культура" сможет найти единомышленников, получить много новой информации, которая поможет вам в благородном деле изучения и сохранения отечественных культурных традиций. Долгоденствия, мудрости и всесильной помощи Божией в ваших трудах.
[1] Ильин И. А. Основы христианской культуры. Церковь и культура. Мюнхен, 1990. ^