+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Выступление Высокопреосвященнейшего Лонгина, Митрополита Саратовского и Вольского, на Межрегиональном научно-образовательном форуме «Православные истоки русской культуры: значение истории для современности»
Просмотров: 400     Комментариев: 0

Сердечно приветствую всех участников Межрегионального научно-образовательного форума, который проходит в Саратове в дни памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских!

На этот раз он посвящен теме «Православные истоки русской культуры: значение истории для современности».

Наша конференция впервые проходит в Историческом парке «Россия – моя история».Все вы уже знакомы с его оригинальной концепцией и мультимедийной экспозицией. Его задача как особого музейного пространства нового типа — актуализировать историю нашего Отечества, вернуть к ней интерес, особенно молодого поколения наших современников.

Напомню слова, сказанные на открытии Исторического парка Митрополитом Псковским и Порховским Тихоном, председателем Патриаршего совета по культуре, инициатором этого проекта:  «История — это особая материя, к которой пытаются подступиться многие, в том числе, для того, чтобы манипулировать сознанием людей. А для нас история — это, в первую очередь, осознание себя в потоке жизни своего народа, своей страны». Он привел при этом и слова известного русского историка В.О. Ключевского: «История — не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков».

Дело в том, что каждый народ, человеческое общество в целом может благополучно существовать и успешно развиваться только тогда, когда в нем сохраняется преемственность, наследие предыдущих поколений. Их опыт может помочь сегодняшним людям лучше понимать явления современной жизни, строить будущее, избегая грубых ошибок.

Думаю, глубину и актуальность темы нашего форума раскроют  доклады наших гостей. Я же хотел бы в своем выступлении кратко обозначить те результаты миссии Солунских братьев, которые стали своего рода фундаментом — как для церковной жизни, так и для русской культуры, отечественной гуманитарной науки и образования.

Православная Церковь именует святых братьев равноапостольными, подчеркивая тем самым, что их целью, в первую очередь, была проповедь Евангелия. Славянские народы, до того не имевшие письменности и книжной культуры, получили возможность познавать истины христианства, читая Священное Писание на понятном, родном языке. Это главное деяние Солунских братьев-просветителей. Однако оно имело и необычайно важное общекультурное значение.

Переход от устной традиции  к письменному литературному языку для всех славянских народностей и племен стал мощным катализатором развития самостоятельной государственности и национальных культур.

На Руси православная вера послужила, как принято говорить сегодня, мощным объединяющим фактором для собирания прежде разрозненных племен и умирения враждовавших княжеств. Она повлияла на развитие государственного устройства, политических взаимоотношений, гуманизацию всех сфер отношений между людьми. Но ярче всего это воздействие проявилось именно в сфере культуры, литературы и искусства.

Выдающийся ученый, историк древнерусской литературы академик Д.С. Лихачев (который, кстати, был одним из инициаторов празднования Дней славянской письменности и культуры на общероссийском уровне) отмечал в ряде своих работ: «Восприяв Православие от Византии, славяне одновременно с ним получили множество культурных и образовательных элементов». Важнейшими из них ученый считал византийские тексты, имея в виду, конечно же, тексты богослужебные, так как в советское время было немыслимо употреблять это слово в контексте научного исследования.

Знакомство с культурой Византии, находящейся в своей наивысшей точке, дало импульс развитию русского литературного языка и литературного творчества. Этот процесс был необычайно мощным. Уже к середине XIвека были созданы выдающиеся памятники древнерусской литературы (вспомним, например, «Слово о законе и благодати», ряд летописных сводов). По замечанию одного из современных исследователей-славистов Френсиса Томсона: «Кирилл и Мефодий создали литературный язык, полностью способный выразить наиболее глубокие и отвлеченные философские и религиозные идеи и быть средством для создания сочинений великой поэтической красоты и силы».

Высокие христианские ценности нашли также свое отражение в архитектуре, иконописи, декоративном искусстве, в музыке и определили высочайший уровень русского искусства, признанного во всем мире.

Почему же так произошло? Почему христианство всегда и везде способствовало распространению культуры, и многие произведения христианской тематики из европейской и русской классики были и остаются непревзойденным эталоном художественного творчества?

Дело в самой сути христианства. В том, что Евангелие, Священное Писание в целом раскрывают нам высочайшие истины о Творце мира и  красоте Его замысла, о том, какими поразительными возможностями наделен человек. Об этом замечательно говорил святитель Феофан Затворник: «Человек назначен был вместилищем необыкновенно высоких сил, готовых излиться на него из источника всех благ», если только человек исполняет свое предназначение. Святитель говорит здесь о вложенной в человека Богом способности к творчеству, прежде всего, к творчеству самому высокому — преображению собственной души, путь к которому открывает Евангелие.

А поскольку историческая преемственность, передача интеллектуального и культурного наследия человечества совершается, в первую очередь, с помощью письменности, литературного языка, значение подвига святых братьев-просветителей — не только в жизни нашей страны, но и в нашей собственной жизни,— переоценить очень трудно. И хотя мы редко задумываемся об этом, хорошо бы время от времени задавать себе те вопросы, о которых говорит и Святейший Патриарх Кирилл: «Какой была бы русская словесность, если бы не питалась от живоносного источника церковнославянского языка? Каким был бы путь всей русской культуры, если бы в ее основе не лежали евангельские ценности и идеалы, привитые ей трудами святых солунских братьев?... Осознаем ли мы сегодня, читая художественные произведения, научные труды и публицистику, что все это ветви чудного древа, выросшего из семени, посеянного много веков назад святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием?».

Только культура как возделывание, преображение мира и человека может противостоять деградации. Но надо помнить и то, что любая культура живет до тех пор, пока есть люди, готовые ее передавать и воспринимать, пока она востребована. Вот почему так важно напоминание о высотах русской культуры, которое остается первой и главной задачей Дней славянской письменности. Я сердечно благодарю всех, кто принимает участие в организации празднования. Благодарю наших гостей, участников образовательного форума и конференций.

Молитвами святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Бог да благословит наши труды! 

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.