Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Выйти из смуты
Просмотров: 3608     Комментариев: 0

Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи.

И все-таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII.

Сегодня Россия (скажем точнее, немалая часть ее народа) растеряна. Она не может опознать себя, она лишена того, что в странах с более спокойной, закономерной и органичной историей чувствуется буквально на каждом вдохе, в любом пейзаже, в облике любого города; а именно — чувства национальной идентичности и исторической преемственности. Человек, не находящий себя в настоящем, плохо знающий свою многовековую историю и культуру (наивно полагающий, в частности, что Петр I «вытащил Россию из дикости и грязи») ищет опору в недавнем, неостывшем прошлом, в советской мифологии. Он празднует 7 ноября, несет цветы Ленину, решительно защищает Сталина, не хочет слышать о репрессиях («Если кого и расстреляли, то за дело!») и с просветленным лицом встречает столетие комсомола. Он говорит о патриотизме советских людей, не понимая, что патриотизм совсем необязательно связывать с идеологией, что самоотверженная любовь к Отечеству задолго до красных флагов никого в России не удивляла. Вопреки реальности, этот человек рассказывает молодым о «прекрасной жизни в Советском Союзе», хотя сам в те славные годы только и делал, что потихоньку ворчал. Феликс Разумовский считает, что советский миф «…так настойчиво внедрялся в сознание нескольких поколений, что приобрел невероятную живучесть и почти полностью исказил национальное историческое сознание». Но, полагаю, Феликс Вельевич согласился бы с тем, что причина живучести не в одних только усилиях агитпропа. Советская мифология жива и активна еще и по причине сегодняшних условий: социальной несправедливости, колоссального имущественного расслоения, нерешенных проблем здравоохранения и образования, неразвитой инфраструктуры городов, заброшенности сел. Люди хотят справедливого народного государства, и само по себе это желание совершенно нормально — никакому осуждению не подлежит. Весь вопрос в том, где мы ищем сейчас эту справедливость или дорогу к ней; какими ориентирами пользуемся; что мы бессознательно решили помнить, а что — начисто забыть. Знать историю — означает познавать себя, узнавать себя в ее процессе. Книга Разумовского приглашает к познанию.

Книга начинается с раздела о «преданной войне» — о Первой мировой, великой и забытой. Автор повествует о ее предпосылках, о ситуации в Европе, приводит немало документов, передвигает для нас флажки на военных картах, рассказывает и о героизме, о подлинном патриотизме тогдашних русских — и о подлости, о безответственности, о неумении и малодушии, то есть о том, что в нашем народе тоже никогда не выводилось. Разумовский не склонен идеализировать и воспевать что-либо или кого-либо — он показывает эпоху и каждого человека в ней во всей их трагической противоречивости.

Ленин призывал превратить войну империалистическую в войну гражданскую. Кем должен быть человек, чтобы желать своей стране гражданской войны? Да вот Лениным и должен: «Его, политического эмигранта, безвестного руководителя маргинальной партии, Гражданская война вынесла на вершину власти. И он сумел удержаться на этом кровавом гребне».

Разумовский подробно рассказывает об обстоятельствах легендарного возвращения Ленина в Россию, о роли германских властей, о целях, которые они преследовали. Мы вздрагиваем, читая телеграммы: «Есть намерение возвратить из Швейцарии в Россию <…> русских революционеров, которые действовали бы там в наших интересах…», «Приезд Ленина в Россию удался. Он работает совершенно так, как мы хотели…»

Но дело не в одном только Ленине, конечно, и не в «ленинской гвардии» (напомню, почти полностью уничтоженной в 30‑е годы Сталиным). Большевики бросили свои семена во вполне определенную почву — почву русской смуты.

По сути, книга Феликса Разумовского, как и весь корпус его телевизионных передач (напомню, что он почти три десятка лет ведет на телеканале «Культура» историческую программу «Кто мы?»), — исследование этого иррационального феномена. Само понятие смуты (Смутного времени) родилось в конце XVI — начале ХVII века. Смута — это когда то, что стояло твердо и было ясно как день — Бог на небесах, Его помазанник в Кремле, каждый из нас на своем месте — вдруг теряет свои очертания, рушится, и на место ясности приходит муть и непонятность. А то недоброе, что до поры скрывалось в человеческих сердцах, получает право вылезти из своих нор и всласть погулять на воле. «Разрушительная энергия смуты, — пишет Разумовский, — отменяет красоту и человечность русской жизни, ее высокое призвание, отменяет величие нашей культуры — собственно, все то богатство, которым живет и дорожит наш народ в годы созидания. Срываясь в смуту, русский человек все расточает, от всего отрекается. Это — род национальной болезни, форма кризиса, пробуждающего и развязывающего темные страсти и низменные инстинкты».

Однако же в России всегда находились люди, готовые смуте противостоять. Второй раздел книги посвящен Гражданской войне и событиям 20‑х годов. Названия глав — «Ледяной поход», «Чехи и самарский Комуч», «Донские казаки и атаманы», «Морская директива генерала Деникина», «Белый Крым», «Антоновщина, или Тамбовская вандея», «Белая эмиграция под контролем ГПУ» — дают представление о тематическом охвате. Последняя глава — «Год великого перелома» — посвящена трагедии раскулачивания, то есть, по сути, раскрестьянивания России; разрушению земной основы Русского мира:

«Масштабы раскулачивания и выселения в самом деле потрясают. Судя по рассекреченным сводкам ОГПУ, во время первой волны раскулачивания было выселено полмиллиона человек. Потом — миллион двести тысяч. А всего за предвоенные годы — четыре миллиона. Это почти миллион крестьянских семей. А еще были тысячи расстрелянных и десятки тысяч отправленных в лагеря.

Но как мало мы до сих пор знаем об этой трагедии. В основном по документам карательных органов. А там многое не прописано. Откуда им, палачам, знать, что думали раскулаченные мужики и бабы под стук колес, когда ехали в ссылку? Конечно, они не могли не сознавать, что их принесли в жертву».

Наконец, третий раздел книги — «Русская Голгофа». Он посвящен великому страданию Русской Церкви, православных христиан, не отрекшихся в те темные годы от Пресвятой Троицы. Эпоха и здесь показана во всей противоречивости. Разве секрет, что немалая часть духовенства увидела в февральской революции «весну освобождения»? И что благочестие русского крестьянства на поверку нередко оказывалось чисто внешним, обрядовым, а от такого благочестия очень легко отказаться, если новая жизнь того требует?.. А так называемый обновленческий раскол — отчего у него оказалось столько сторонников в Церкви?

Но, при всем этом, история нашей Церкви в ХХ веке — это, безусловно, патерик, история подвига. В разделе «Русская Голгофа» рассказано о многом и о многих, вряд ли стоит здесь, на газетной полосе, это пересказывать; приведу лишь фрагмент из воспоминаний протоиерея Михаила Чельцова, которые цитирует автор: «Это Господь так устроил, что нас, священников, сажали по тюрьмам, гоняли по разным северам, югам и востокам. С одной стороны, это было искуплением вины нашей и отцов наших перед народом и перед христианством за многие наши прегрешения, а с другой стороны, мы необходимы были для заключенных, ибо в тюрьме без священника тяжело…».

Верующие тех лет жили в обстановке ужаса: что ни день, узнавали о новых арестах, новых кощунствах, о закрытии и поругании очередного храма… Иной раз задумаешься: а как вообще может верующий человек это видеть, переживать и с ума при том не сойти? Автор книги отвечает на этот вопрос так: «В духовном мире безвыходных ситуаций не бывает. Это непреложный закон. Он вытекает из самого существования Бога. А потому правду можно обрести и даже утверждать ее среди самой черной смуты, в эпоху бесправия и торжества лжи».

Разумовский убежден, что опыт, полученный Церковью в ХХ веке, — «…единственное средство преодолеть разорванность русской истории, бесценная возможность оздоровить наше национальное бытие, парализованное глубоким кризисом русского мирочувствия». Итак, начав с этого кризиса, мы к нему и пришли. Мне не раз приходилось общаться с Феликсом Вельевичем непосредственно, записывать с ним интервью, и я могла заметить, насколько чужд ему мечтательный оптимизм, насколько трезво и критично смотрит он на сегодняшнюю нашу реальность. Смута никуда из нашей жизни не ушла — она только меняет способ своего протекания. Настоящей Россией мы пока не стали. Что нам следует делать?

«Никакими политическими средствами решить эту проблему невозможно, — считает Разумовский. — Партии тут не помогут. Налицо большая культурная задача, духовная задача. Нам еще только предстоит вернуть, возродить разрушенное Гражданской войной русское самосознание и мирочувствие. Дай Бог, чтоб мы успели сделать это!». Обратите внимание: автор кнги не не просто говорит, он реально содействует возрождению русского самосознания.

Газета «Православная вера» № 22 (617)

Материалы по теме

Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания?

 

Просмотров: 2928
Комментариев: 1

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 3041
Комментариев: 0

Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый

Просмотров: 2976
Комментариев: 0

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа

Просмотров: 3668
Комментариев: 0

Книги Василия Акимовича Никифорова (литературный псевдоним — Волгин) — это живая, узнаваемая и всегда новая русская проза, написанная не просто верующим, православным человеком, а исповедником и христианским мучеником

Просмотров: 2964
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 4241
Комментариев: 1

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 3043
Комментариев: 0

Как современным школьникам и студентам преподносится отечественная история ХХ века? Что им известно о ее страшных страницах? Над этими вопросами мы, сотрудники информационно­-издательского отдела Саратовской епархии, всерьез задумались, начав весной этого года грантовый проект «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100¬летия Гражданской войны». Для того чтобы рассказать старшеклассникам и студентам о подвиге пострадавших за веру, нужно понимать, в каком контексте воспринимает репрессии нынешнее молодое поколение. Об этом наш корреспондент Яна Степанова поговорила с преподавателями школ и вузов

Просмотров: 3185
Комментариев: 0

Продолжается работа по грантовому проекту «Говорим о новомучениках в контексте 100 летия Гражданской войны». Почему именно сегодня эта работа для нас так важна? На каком фоне она проходит? Какие цели, какие задачи ставим мы перед собой, рассказывая о судьбах наших земляков, не отрекшихся от Христа в страшную эпоху безбожия? Об этом размышляет участница проекта, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова. Она делится опытом выступлений перед студенческой молодежью

Просмотров: 3138
Комментариев: 0

Размышляя о братоубийственной Гражданской войне, продолжавшейся четыре года (1918-1922), важно помнить о духовных причинах тех страшных событий и о том богоборческом ожесточении, которое им сопутствовало. Проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», получивший поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива» — это проект просветительский, наша цель — распространение знаний о людях, которые сохраняли верность Христу, мужественно противостояли богоборчеству и снискали мученические венцы

Просмотров: 3298
Комментариев: 0

Уроки столетия… Третий год подряд мы отмечаем вековые даты событий, о которых не можем забыть и из которых не имеем морального права не извлечь уроков: Октябрьский переворот, убиение Царской семьи, Гражданская война. С этими событиями были непосредственно связаны и гонения на Церковь. Просветительский проект информационно­ издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», ставший в этом году победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», призывает к размышлению о трагедии, произошедшей тогда со страной, и мы идем к старшеклассникам, студентам, педагогам, прихожанам саратовских храмов, чтобы подумать вместе. Первые лекции по проекту состоялись в апреле. О том, чему они были посвящены, рассказывают сами лекторы

Просмотров: 3597
Комментариев: 0

В прошлом номере нашего журнала были опубликованы воспоминания о выдающемся ученом-антиковеде, тайной инокине Марии Ефимовне Сергеенко, переведшей на русский язык «Исповедь» блаженного Августина и ряд других античных текстов, в том числе христианских писателей первых веков — письма святого Киприана, «Церковную историю» Евсевия Памфила, «О покаянии» Тертуллиана. Воспоминаниями делилась ее бывшая студентка, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета Лариса Михайловна Лукьянова. Рассказывая о своих великих учителях, Лариса Михайловна вспоминала и Аристида Ивановича Доватура, чье имя, как и имя М.Е. Сергеенко, отчасти связано с Саратовской землей. Представляем вниманию читателей подборку воспоминаний о жизни и деятельности выдающегося ученого, в полной мере разделившего со своей страной трагические коллизии истории ХХ века

Просмотров: 3789
Комментариев: 0

18 ноября 1991 года злоумышленники бросили в окно Малого собора Донского монастыря бомбу с зажигательной смесью. Недавно отремонтированный храм сгорел почти полностью за считаные минуты. Во время восстановительных работ насельники монастыря разобрали пол и увидели массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». А через несколько дней был найден и дубовый гроб со святыми мощами святителя Тихона (Беллавина) — одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси, который вступил на путь патриаршества 18 ноября 1917 года. День обретения его святых мощей Русская Православная Церковь празднует 22 февраля

Просмотров: 3321
Комментариев: 0

В 2018 году Издательский совет Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил конкурс на лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На прошедших в конце января 2019 года Рождественских чтениях были объявлены имена авторов, чьи работы были признаны жюри лучшими. Об итогах конкурса и о перспективах развития новой издательской инициативы Русской Православной Церкви Екатерина Иванова (Федорчук) поговорила с одним из организаторов этого литературного состязания  — доктором исторических наук, писателем и публицистом Дмитрием Михайловичем Володихиным

Просмотров: 3188
Комментариев: 0

29 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя сотруднице информационно-издательского отдела Саратовской епархии Екатерине Ивановой (Федорчук) был вручен диплом победителя конкурса «Новая библиотека» на лучшее ранее не издававшееся художественное произведение о новомучениках и исповедниках Русской Церкви. Награды был удостоен ее роман «Трибунал». Мы поговорили с Екатериной Алексеевной о том, как создавалось это произведение.

Просмотров: 3786
Комментариев: 0

Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений

Просмотров: 4679
Комментариев: 0