+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Встреча нежданная и долгожданная
Просмотров: 280     Комментариев: 0

Основоположником жанра духовной автобиографии следует, по всей видимости, считать святого Августина Блаженного с его «Исповедью». Но писать об этой книге я, пожалуй, пока не дерзну. Сейчас мы поговорим о книгах, написанных нашими современниками. Ничуть не умаляя значения святоотеческой и иной литературы минувших христианских тысячелетий, могу сказать, что опыт современника, человека, выросшего и живущего в тех же реалиях, что и мы, также для нас важен; знакомиться с этим опытом весьма полезно и радостно.

Опыт чувства

 

«О самом лучшем почти невозможно говорить. Оно неуловимо, как сладостный запах детства, возникающий ниоткуда и стремительно тающий, так, что вдыхаешь вновь, но ничего уже не чувствуешь и не помнишь…»

Протоиерей Дмитрий Шишкин — коренной крымчанин, он вырос в неповторимой красоте этого полуострова, среди его древних памятников и христианских святынь. Выпускник театрального училища, музыкант-флейтист и какое-то время даже актер музыкального театра… О таких говорят — артистическая натура.

Год его рождения можно назвать счастливым — 1970-й. Освобождение Церкви, возрождение старинных монастырей, массовое крещение — всё это пришлось как раз на юность и молодость будущего протоиерея. Но, в какую бы эпоху человек ни жил, вопрос о вере всегда подразумевает личный ответ, личный выбор. Читая книгу протоиерея Димитрия Шишкина «Негасимый свет» (издательство Сретенского монастыря, 2018), понимаешь всю некорректность традиционной формулировки «Как Вы пришли к вере?». Автор к вере не приходил. Вера, а точнее сказать — чувство Бога, поднималась из глубин его существа, отзываясь на красоту мира внешнего. И началось это еще в детстве — вполне советском, пионерском. Вот, мальчик Дима поздним вечером сбегает с надоевшей лагерной дискотеки на берег моря. Острый запах водорослей, звон цикад, россыпь звезд… «Но не благоденствие первозданной природы, не запахи подействовали на меня так сильно. Нет. Я вдруг с невиданной ясностью почувствовал присутствие той жизни, жизни бесконечно более высокой и чистой, чем все, что я знал до сих пор, но не наивной, не легкой, а выстраданной веками, обретенной болью ушедших, но не исчезнувших поколений. Это было чувство, похожее на внезапную встречу с Кем-то бесконечно родным, с Тем, кого ты давно искал, и теперь нашел, и ни за что не хочешь больше расстаться».

Древние христианские святыни Крыма вызывают у него — мальчика, юноши, молодого человека — странное чувство когда-то начавшегося, а затем почему-то прерванного разговора — разговора именно с ним. Необходимость продолжить этот таинственный и важнейший в жизни разговор приводит будущего протоиерея, а тогда еще просто Диму, в возрождаемую Оптину пустынь, столь непохожую еще на то, что мы видим, приезжая туда сейчас. В Оптиной его ждут спартанские условия, тяжелый труд — и встречи с удивительными людьми. Из Оптиной Дмитрий возвращается на родной полуостров, чтобы помочь возрождению тех самых древних обителей Крыма…

Казалось, все идет к монашескому постригу. Но Бог судил иное. В родном Крыму, в Свято-Успенском монастыре Дмитрий познакомился с паломницей Еленой…

Непросто было сделать выбор: «Я метался между своими помыслами, в то время как Оптина учила меня основывать поступки на фундаменте послушания…». Судьбу Дмитрия и Елены решило благословение старца Ионы (Игнатенко), без которого, по словам автора, брак бы непременно распался: «Особенно трудно было в первые три года, потом стало полегче…»

Отец Димитрий откровенно рассказывает о себе, о многих терниях своего пути; но главная тема его книги все же не он сам, а встретившиеся на его пути люди, как известные ныне всем, так и безвестные. Портреты безвестных, может быть, особенно пронзительны. Именно у этих незнаменитых русских людей мы вслед за автором учимся простоте и мудрости, кротости и твердости, а главное — радости. Радости, которая озаряет человека изнутри, поднимает его над любыми, даже совсем безысходными, казалось бы, обстоятельствами. Радости, которая уже самим своим фактом вводит человека в Царство Небесное — потому что она одна и та же у человека, что в этой жизни, что в Вечности — и которая, как пишет отец Димитрий, «стоит того, чтобы ради нее претерпеть безумие мира».

Опыт мысли

 

«В старости приходит то спокойствие, какое известно человеку, совершившему нелегкий труд. Жизнь — особый труд, который возлагает на каждого Бог. Желать поменять старость на молодость — значит, уподобиться царю Коринфа Сизифу, который почти уже поднял на вершину горы тяжелый камень, а он сорвался: надо спуститься вниз и начинать все заново».

Книга архимандрита Иова (Шамиля Абильхаировича Гумерова) «Тихие воды последней пристани», изданная также московским Сретенским монастырем, контрастирует с книгой отца Димитрия Шишкина, и дело здесь не только в том, что отец Иов годится отцу Димитрию именно в отцы — он родился в 1942-м. Дело в том, что разные по природе своей люди идут к Богу разными путями. Отец Иов — ученый, философ, социолог, и его путь к Православию — столь неожиданный, казалось бы, для человека, принадлежащего к традиционно мусульманскому народу — это именно путь мысли. К собственной жизни отец Иов подходит, как ученый — к объекту исследования. Именно интеллект помогает ему увидеть в мире, в себе, в собственной жизни то, что за пределом возможностей интеллекта. Отец Иов цитирует статью своего друга, математика Юлия Шрейдера «Наука — источник знаний и суеверий»; главное суеверие науки, по мнению Шрейдера — «…это неумение выйти в своем мышлении за пределы мира науки, отсутствие готовности воспринимать науку как часть человеческого знания…».

Книга отца Иова — в отличие от книги отца Димитрия — может показаться суховатой и местами даже скучноватой, но вот парадокс: оторваться от этой «скучноватой» книги труднее, чем от иной, казалось бы, захватывающей. Лично для меня, например, самыми значимыми оказались те страницы книги, где отец Иов говорит о своем духовном детстве. Духовном, подчеркиваю: оно наступило, когда ему было уже за сорок, и он был отцом троих детей. Именно тогда началась его церковная жизнь. И в этой своей новой жизни он оставил все свои заслуги, всё наработанное, выстроенное за жизнь — и стал открытым, наивным ребенком, с жадностью поглощавшим все то, что давал ему новый для него мир Православия. Он не был критичен, не был осторожен, он был, вот именно, по-детски доверчив; ему жаль людей, которые, в силу тех или иных обстоятельств, духовного, церковного детства лишились. Однако детство веры — это не что-то временное, быстро проходящее и оставляющее сладкие воспоминания. Духовное детство должно стать нашим постоянным состоянием, потому что, как пишет отец Иов, только ребенок может расти. Косность и остуженность взрослости, каркас взрослой гордыни, наработанное самомнение, придаваемый себе статус — «Я все-таки не кто-нибудь…» — все это блокирует духовный рост: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Отец Иов тоже много рассказывает о людях, встретившихся ему на духовном пути, а еще — о самых близких, о родителях, супруге, детях. И, если к его книге применимо еще и слово «учебник» (он ведь много лет преподавал, как в светских вузах, так и в духовных школах), то это учебник любви и ответственности за людей, которых Сам Бог посылает в нашу жизнь. Два его сына стали священниками, дочь посвятила себя делам милосердия — это добрый плод ответственной отцовской любви.

К книге отца Иова применимо слово «отчет» — это, действительно, отчет о проделанной работе. Работе под названием — земная жизнь, проделанной тщательно и честно. Честность — условие смирения; честность исключает всякое самодовольство, принуждает человека увидеть себя таким, как есть, ставит его лицом к лицу с Богом.

Газета «Православная вера» № 19 (614)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.