Среди многочисленных соборных праздников в календаре Русской Православной Церкви есть и Собор новомучеников и исповедников, в земле Казахстанской просиявших. Хотя история Православия в Казахстане насчитывает не более двух столетий, земля эта уже имеет множество святых, пропитавших ее своей кровью и ставших молитвенниками за нее перед престолом Божьим. На этой святой земле, где были расстреляны, отбывали свой срок в лагерях, в ссылках тысячи священников, многие из которых причислены к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, и начинал свой пастырский путь благочинный Балаковского округа Покровской епархии архимандрит Амвросий (Волков).
Святая земля Казахстана
– Когда я начинал служить в Казахстане, это было в 1980 году, там было еще много священников, которые так и не покинули землю, где когда-то отбывали свой тюремный срок. Их подвиг подобен подвигу мучеников, только они смерти не приняли, но так же страдали за веру, прошли лагеря, тюрьмы, испытали издевательства, пытки, гонения.
Я встречался с духовными чадами преподобного Севастиана Карагандинского, память о котором в то время была еще очень свежа. Во время его ссылки вокруг святого старца сформировался тайный монастырь, со многими монахинями я потом общался, и это была для меня настоящая школа духовной жизни.
Среди ссыльного духовенства был и епископ Вениамин (Милов). Я служил в Казахстане спустя почти 30 лет после его смерти, но каждая записочка об упокоении, поданная в алтарь, начиналась с его имени. Его при жизни считали святым.
С благодарностью вспоминаю своего первого настоятеля протоиерея Нила Рясенского – сейчас собирают материал для его канонизации. Это был очень ревностный священник, который претерпел не одну ссылку, сначала в Сибири, потом в Казахстане. Всех своих прихожан знал по именам, за каждого переживал как за родного человека, и люди платили ему любовью.
В последние годы жизни отец Нил сильно болел, передвигался с большим трудом, но, несмотря на это, старался бывать на каждой Литургии. Когда он практически ослеп и не мог читать, то все равно участвовал в богослужении. У отца Нила было поразительное знание службы. Его можно было спросить не то что тропарь, но даже кондак какому-нибудь редкому святому — он знал его наизусть.
О каждом, кого я узнал за 16 лет службы на Казахстанской земле, можно рассказывать много. Я был молод, и, конечно, очень хотелось им подражать.
– Отец Амвросий, Вы служите Церкви более 40 лет. По мирским меркам Ваша церковная жизнь складывалась вполне удачно. Почему уже в почтенном возрасте Вы решили принять монашеский постриг?
– Я давно овдовел, дети выросли и живут самостоятельной жизнью. Да и желание стать монахом было во мне с юности. Я даже писал письма в Почаевскую лавру, а потом встретил девушку, создал семью. Сейчас у меня уже девять внуков, и я благодарен Богу, что Он все это мне дал. Когда жена погибла, мысли о монашестве вернулись, мне кажется, такое желание подспудно есть у каждого священника.
– Это понятно. Но почему в юности Вы, простой советский парень из обычной шахтерской семьи, хотели уйти в монастырь?
– В храм я стал ходить, вернее, ездить на мотоцикле еще школьником. Это сегодня храмы чуть ли не под каждым окном, а тогда приходилось преодолевать десятки километров, чтобы попасть на службу.
Однажды меня позвали в крестные и дали такой большой список молитв, что сегодня этого было бы достаточно для поступления в духовную семинарию. Я очень серьезно отнесся к этому событию и выучил наизусть не только «Символ веры», но и «Отче наш», «Богородица Дева, радуйся» и еще несколько молитв и все без запинки прочитал.
Священник за такое усердие подарил мне несколько церковных книг и журналов, в том числе труды святителя Григория Богослова, которые мне тогда были малопонятны. Но от Церкви я уже не отходил и от чтения духовных книг тоже. В молодости читал все подряд, сейчас приобретаю то, без чего не обойдешься, а не то, что может пригодиться. Моя домашняя библиотека – это несколько тысяч томов. В основном, книги по истории Церкви.
«Спасибо, что не мешаете!»
– Отец Амвросий, самая значительная стройка, с которой начиналось Ваше служение на Балаковской земле, – Свято-Троицкий храм. Но было построено немало и других храмов.
– На восстановление главного по красоте и историческому значению Троицкого храма ушли долгие годы. Реставрация началась еще в 90-е годы прошлого столетия, весь город принимал участие. Храм прекрасен, это символ города – архитектурный и духовный.
Но город растет, и храмы нужно строить. В конце прошлого года владыка Пахомий освятил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построен красивый каменный храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, строится церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Хотя стены еще не отштукатурены, но владыка благословил, чтобы первая служба прошла на Пасху. И в новом храме во имя святых Космы и Дамиана тоже готовимся провести первую пасхальную службу. Строительство, действительно, идет непрерывно, но и службы совершаются даже в недостроенных храмах.
– Вам как благочинному, решая какие-то церковные вопросы, в том числе и по храмостроительству, приходится много общаться с людьми светскими, с чиновниками. Как Вы находите общий язык с теми, кого раздражает даже вид священника, его ряса, борода?
– Есть евангельская история о том, как женщина постоянно ходила и ходила к одному судье, и так она ему надоела, что он решил: сделаю, как она хочет, лишь бы перестала ходить. Так и мы. Приходится иногда брать человека измором.
Помню, долго не могли решить вопрос с отведением земли под строительство храма Иоанна Богослова. После нескольких отказов я добился приглашения на собрание депутатов. Но в очередной раз нам было отказано – не хватило одного голоса при голосовании. Я попросил дать мне слово и, обращаясь к слугам народа, сказал: «Я прошу у вас землю не для своей дачи, а для храма, в который будут ходить ваши матери, бабушки, а возможно, и вы сами когда-нибудь придете». Проголосовали повторно, и один голос, которого нам не хватало, нашелся.
Помню, мне как-то владыка поручил поблагодарить главу города за оказанное содействие. За обедом я встал и сказал: «Спасибо, что не мешаете!». Иногда и этого достаточно.
– Не обиделся человек?
– Нет, это было честно. Он и сам понимал, что мало делал для Церкви.
Пасхальная радость придет
– У людей с сильной верой хочется спросить: трудно ли жить в постоянном напряжении, ходить под Богом?
– Священник такой же человек, как и все. В его жизни бывают и минуты вдохновения, и минуты падения. Но священник знает: если упал, надо подняться и покаяться.
А радости человеческие ему не чужды, батюшки и футбол гоняют, и на велосипедах ездят, и с детьми играют. Но священник знает границу, за которую не имеет право заходить. Именно потому, что всегда чувствует рядом с собой присутствие Христа.
Православный писатель и философ Алексей Федорович Лосев, в монашестве Андроник, преподавал в педагогическом вузе. Во время лекций он все время держал руку под пиджаком. Никто не догадывался, что профессор, перебирая четки, читает Иисусову молитву. Даже в таком положении он находил место для Христа и для молитвы.
– Батюшка, завершился Великий пост. Может быть такое, что человек переусердствовал, устал и с унылым настроением подходит к празднику Пасхи? Как этого избежать?
– Если человек живет литургической жизнью, богослужениями, то Страстная седмица спустит его сначала на самое дно страданий Христовых, а потом, начиная с Великой Пятницы, потихонечку из этого ужаса выведет, и пасхальная радость обязательно придет в его сердце. Всем желаю пасхальной радости, чтобы каждый человек помнил: это все для него. И смерть Христова, и Христово Воскресение.