В сентябре впервые в России прошла международная научная конференция «Русское Зарубежье: музыка и Православие», организованная библиотекой-фондом «Русское Зарубежье».
Казалось бы, по своей форме это мероприятие могло бы быть интересно только узкому кругу специалистов. Однако на самом деле получилось не так. Не случайно координатор конференции (по большому счету, автор ее идеи), Светлана Зверева, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, открывая программу, сказала: «Нам предстоит путешествие в неизвестный мир ― Русское православное музыкальное Зарубежье». И конференция превратилась в трехдневный захватывающе-интересный рассказ о людях, не только сохранивших в изгнании свою веру, но и прославивших русскую культуру во всем мире: духовных композиторах М. Ковалевском, Б. Ледковском, И. Гарднере, И. Лямине, создателе легендарного Донского казачьего хора С. Жарове и многих других. Значительная часть докладов представляла собой воспоминания наших современников об уже ушедших людях более старшего поколения, им близко знакомых и родных. Звучали голоса, сохраненные архивными аудио- и видеозаписями… Лейтмотивом этой трехдневной встречи могли стать слова, произнесенные когда-то отцом одного из сегодняшних участников, протоиерея Михаила Фортунато, эмигрантом «первой волны» Всеволодом Львовичем Фортунато: «Мы потеряли земную Родину, но обрели Небесное Отечество».
Очень важно, что после воссоединения Русской Православной Церкви За рубежом и в Отечестве для участников конференции из разных стран стала возможной не только общая работа, но и совместная молитва: они вместе посетили могилы легендарного архидиакона К.В. Розова, композитора П.Г. Чеснокова, регента Московского Синодального хора Н.М. Данилина на Ваганьковском кладбище, где была отслужена панихида, вместе молились за Божественной литургией на московском подворье Троице-Сергиевой Лавры, причем за богослужением звучали сочинения русских композиторов-эмигрантов.
Сегодня Россия открывает для себя духовную музыку Русского Зарубежья. Еще одним «шагом навстречу» друг другу стала состоявшаяся в заключение конференции передача нот американского хора «Капелла» нескольким российским архивам, библиотекам и издательствам. Комплект нот получил и Архиерейский хор Духосошественского кафедрального собора Саратова.
Рассказанные истории
Регенты дореволюционной школы чрезвычайно серьезно относились к слову, к смыслу исполняемых песнопений. Максим Евграфович Ковалевский (1903-1988), известный деятель эмиграции, регент, композитор, математик, говорил: «Кто исполняет духовную музыку, не понимая смысла слов, тот преступник». Худшая оценка для него была: «Это благочестиво».
Евгений Евец (1905-1990), регент Свято-Александро-Невского собора на улице Дарю в Париже, создал великолепный хор, состоящий из эмигрантской молодежи. Несмотря на то, что в хоре не было ни одного профессионала, он отличался невероятной чистотой звучания. Однажды молодая девушка, благоговевшая перед своим регентом, спросила после службы, вероятно, ожидая похвалы:
― Евгений Иванович, как мы пели?
Он ответил мягко и сдержанно:
― Если не знаете, что поете…
Сам Евгений Иванович был чрезвычайно скромным человеком. Он сделал много авторских переложений для хора, сочинял сам ― но эти ноты никогда не подписывал, не указывал своего авторства. Об этом рассказал сын регента только после его смерти.
Когда Михаил Сергеевич Константинов (1904-1982; в 1950-1970-е гг.― регент кафедрального собора в Сан-Франциско) находился уже в очень почтенном возрасте, был устроен вечер-банкет по поводу 50-летия его регентской деятельности. Как всегда бывает в таких случаях, много было сказано теплых слов о юбиляре. Он сидел, слушал. Взял ответное слово:
― Спасибо вам за все добрые слова.― Он прослезился.― Но ведь дело-то в том, что я скоро помру! Поэтому, пожалуйста, когда это случится, молитесь за упокой моей души, ведь больше мне ничего не надо!
В 50-е годы у Бориса Михайловича Ледковского (1895-1975), известного регента и композитора, обнаружили рак глаза, глаз был удален. Тем не менее, когда лечение было закончено, он вернулся к своей профессиональной деятельности. Во время болезни появилась Херувимская №3 ― которую он не написал, а выстрадал, по его словам.
Двухтомник регента, историка, исследователя русского церковного пения Ивана Алексеевича Гарднера (1898-1984) «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» готовился к изданию в Троицком монастыре в Джорданвилле, но по каким-то причинам этот процесс затянулся. Заметив это, Владыка Лавр, будучи уже в епископском сане, приезжая в Джорданвилль, начал сам набирать книгу в линотипной мастерской по ночам, в свое свободное время. Так что выход в свет этого известного труда ― во многом заслуга Владыки Лавра.