Сороковой день после Пасхи, десять дней до Троицы. Великий двунадесятый праздник, тесно связанный и с Троицей (Пятидесятницей), и со Светлым Воскресением — Вознесение Господне. В этом году он пришелся на 17 мая. Событие, о котором говорится в Символе веры: «…И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца». Событие таинственное… Постараемся разобраться в его духовном и догматическом смысле.
От Воскресения до Вознесения
О Вознесении воскресшего Христа из дольнего мира в горний кратко упоминает евангелист Марк (16, 19). Евангелист Иоанн (6, 62) приводит собственные слова Спасителя: Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде? Подробно же об этом событии рассказывает евангелист Лука, и даже не в одной, а в двух вышедших из-под его пера книгах-посланиях, адресованных одному и тому же человеку — «достопочтенному Феофилу»: Евангелии и книге Деяний апостольских. Причем в первой главе Деяний святой автор ссылается на свой предыдущий текст: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал… (Деян. 1, 1–2).
Однако сравнение двух рассказов одного и того же человека — апостола и евангелиста Луки — о Вознесении Христа может вызвать недоумение. Судя по 24-й главе Евангелия от Луки, Иисус вознесся на Небеса после первой же Своей беседы с собравшимися учениками. В Деяниях же сообщается, что Он являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием в продолжение сорока дней (1, 3), и лишь последняя из этих бесед завершилась таким образом: Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1, 9).
Чтобы разрешить это противоречие и ответить на вопрос, когда произошло событие Вознесения, следует вспомнить, что воскресший Господь являлся людям неоднократно, и никак уж не на протяжении одних суток (см.: Ин. 21), и не только апостолам из числа Двенадцати (см.: 1 Кор. 15, 5–8). Не исключено, что содержание последней беседы Иисуса с учениками в последней главе Евангелия от Луки — это краткое изложение нескольких бесед, имевших место в этот период Священной истории — сорок дней от Воскресения до Вознесения.
Как подчеркивает архиепископ Аверкий (Таушев), Вознесение Христово — это своего рода веха: им заканчивается Евангелие от Луки и начинаются написанные Лукой Деяния; им завершается евангельская история и начинается апостольская; завершается земная миссия Христа и начинается миссия Его учеников, которых Он призвал свидетельствовать об Истине даже до края земли (Деян. 1, 8).
Но ведь ученики Христа — это не только двенадцать или семьдесят апостолов. Это и все те, кто последовал за ними, это и мы с вами, сегодняшние христиане, тоже. Значит, в день Вознесения нам нужно задуматься о нашей миссии, о нашем свидетельстве, о нашем соответствии званию учеников Христовых.
Это Я Сам
Предпразднство (канун) Вознесения в Церкви — тот же день, что и Отдание Пасхи. И это неслучайно. Митрополит Владимир (Иким) в своей проповеди разъясняет, что Воскресением Христовым «замысел Божий о спасении человека еще не был завершен, выполнен до конца. Человек должен был быть не только избавлен от владычества смерти — он должен был быть вознесен в Царствие Небесное и теснейшим образом воссоединен с Богом, от Которого некогда отпал через свою гордыню, непослушание и недоверие Творцу в Эдемском саду.
И так же как воскресением Своим Богочеловек проложил путь к бессмертию для всех людей — так же и путь на Небеса предстояло проложить для нас Ему Своею плотью».
Слово «плоть» здесь очень важно. Вернемся к 24‑й главе Евангелия от Луки. Вот, Иисус появляется среди апостолов: Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (37–43).
Духи не едят. На Небеса вознесся не дух, не призрак, но Богочеловек во плоти, в человеческой плоти. «Естество человеческое, Христе, тлением падшее, возставил еси и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси» — из третьей песни канона на Вознесение (творение господина Иосифа); в другом месте канона говорится, что вознесшийся Христос «спосадил нас одесную Отца». Жизнь будущего века — это не бытование бестелесных душ, это обновленная жизнь человека в его телеснодуховном единстве — том, которое до срока продолжает разрушать смерть. В вечное напоминание об этом на некоторых древних иконах Вознесения Христова в правом нижнем уголке скромно изображены рыбьи косточки.
Сила свыше
И столь же тесным образом связано Вознесение с праздником Пятидесятницы (Троицы). Именно перед Вознесением, последний раз обращаясь к Своим ученикам на земле, Спаситель сообщает им о грядущем Сошествии Святого Духа: Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 49); вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1, 8).
Это заставляет нас вспомнить 16‑ю главу Евангелия от Иоанна, проповедь Иисуса об Утешителе — третьей ипостаси Троицы, Святом Духе: А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (5–7). Христос больше не ходит по земле, но все, что совершается в Церкви, совершается Его Посланником, Духом Святым, к Которому мы обращаемся в известной всем молитве «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…». Как писал святитель Феофан Затворник, «Господу необходимо было взойти на Небо, чтобы низвести на людей дары небесные, Самого Духа Святого, общение с Которым сделало возможным для них Христово Воскресение». Сошествие Святого Духа святитель называет «началом раздаяния добычи», т. е. плодов Христовой победы — человекам.
Печаль или радость?
Итак, отнялся у нас Жених (см.: Мф. 9, 15), не слышим мы голоса Учителя. Не разделяет Он с нами трапезы, не отвечает на наши вопросы, не исцеляет одним прикосновением руки наши болезни… Только со святых икон и смотрят на нас теперь Его глаза; Сам же Он водворился одесную Отца. Грустно?.. Но ведь христианство — это радость, это не разлука, а встреча с Богом. И евангелист Лука сообщает нам, что апостолы после Вознесения, после земного расставания с Учителем возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (24, 52–53).
Из проповеди митрополита Владимира (Икима):
«Апостолы, я думаю, тоже гдето в глубине души желали, чтобы любимый Учитель, Которого они потеряли было, а теперь вновь обрели Его Воскресением, остался бы рядом с ними, чтобы можно было ежедневно видеть Его, слушать Его голос, вообще общаться с Ним так, как общается каждый из нас со своими близкими друзьями и родственниками… Но в то же время, будучи умудрены благодатью Божией, апостолы понимали: та временная грусть открывает им и всему человечеству путь к еще большей радости, чем испытанная доселе. В том числе — к еще более полному, близкому общению с возлюбленным Господом, которое не было бы возможно, останься Он на земле. И потому в день Вознесения они не плачут, а радуются. А вместе с ними — и все мы, их духовные потомки и наследники».
Что же это означает — более полное общение с Господом? Священномученик Фаддей (Успенский; архиепископ Тверской и Кашинский) говорит, что Христос по Вознесении «вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов».
А вот что сказал о радости апостолов архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Радуются они за своего Господа и Учителя, так как знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род человеческий.
Что значит для нас с вами, возлюбленные други мои, Вознесение Господне?
Господь вознесся на Небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей.
"Я иду приготовить место вам, — говорил Он апостолам, а в их лице и всем нам, — и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Ин. 14, 2–3).
Разве это не радость для учеников?
Вдумайтесь хорошенько в эти слова Спасителя! Сколько в них любви и попечительной заботы о людях!..
Он оставил на земле Свое Божественное учение, указал путь, идя по которому мы можем достигнуть вечной блаженной жизни в неизреченном Царстве Божием. Для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Освятил ее Своей Божественной силой и с этой преображенной плотью вознесся на Небо. На то высшее Небо, где особенно пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где пребывают только святость и правда, где Бог открывает Свою славу в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел приготовить место всем истинным последователям Его. Своим Вознесением на Небо Господь с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий и истинный Бог».
Газета «Православная вера» № 09 (605)