Наше паломничество на Святую Гору Афон началось из портового города Уранополиса, который является границей между Афоном и всем остальным миром. Здесь в Паломническом бюро мы с еще одним священником из Саратова получили разрешение на въезд на Святую Гору, так называемый диамонитирион.
Паром на Афон отправлялся только утром, поэтому у нас было время познакомиться с городом, посетить местный храм в честь свв. равноапп. Константина и Елены. Храм небольшой, убранство очень простое, хотя и содержится в идеальном порядке.
Мы обратили внимание, что свечи в самом храме не продаются. Они лежат в особых тубах, посетитель может взять любое количество за свободное пожертвование. Свечи ставят в притворе, в больших подсвечниках, наполненных песком и водой. А в самом храме стоят огромные подсвечники со свечами более метра высотой, их зажигают во время службы церковнослужители. Записки и в приходских храмах, и в монастырях не пишут. На Афоне записки о поминовении можно подать только в русском и в болгарском монастырях, а в сербском монастыре просто записать имена с просьбой помолиться.
С удивлением обнаружили, что в греческих храмах большую часть службы молящиеся сидят. В монастырях для этого есть стасидии, а в приходских храмах стоят кресла. При этом службы в приходских храмах очень короткие, ведь в Греции существуют два богослужебных Устава – монастырский и приходской.
Отношение греков к священникам очень доброжелательное. Православие является государственной религией Греции, Церковь здесь не отделена от государства. Духовенство по улицам ходит в духовном платье. И люди при встрече со священником благожелательно кланяются, прикладывая руку к сердцу, испрашивают благословение. Когда мы переходили через дорогу, некоторые водители высовывались из машин и кричали: «Отец, благослови!».
Рано утром мы отправились на пристань, где купили билеты на паром – внушительное судно, которое переправляет людей и грузы на Афон, и отправились до пристани Свято-Пантелеимонова монастыря.
В русском монастыре
Около полудня мы прибыли в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Все афонские монастыри построены по одному типу: крепостное каре, в стенах которого находятся кельи братии, хозяйственные помещения. В центре расположен кафоликон – главный храм монастыря. Также на территории монастыря или в крепостных стенах располагаются маленькие храмы – параклисы. В русском монастыре 3 больших храма: кафоликон в честь св. вмч. Пантелеимона, храмы в честь Покрова Божией Матери и свт. Митрофана Воронежского, а также 15 параклисов. Многие здания монастыря в настоящее время ремонтируются.
Брат, который занимается размещением (архандаричий), проверил наши документы и сообщил, что нас принимают на одни сутки. Мы разместились в кельях и пошли знакомиться с монастырем. Господь послал нам доброго брата, который вызвался провести экскурсию и показать нам святыни обители. Мы приложились к главе вмч. Пантелеимона, главе прп. Силуана Афонского. Надо сказать, что практически во всех монастырях хранятся частицы Животворящего Древа Креста Господня, не запоминающееся количество мощевиков с мощами древних святых, чудотворные иконы.
После осмотра монастыря мы отправились на вечерню, затем последовала трапеза и повечерие, после которого братия и паломники разошлись по кельям до трех часов ночи. Ночью нас разбудил монах-гостиничий, он звонил в колокольчик и возглашал: «Бдению время, молитве час, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». В три часа ночи началась полунощница, затем утреня, Литургия, которая закончилась в восьмом часу утра. После нее последовали трапеза, отдых и послушания. По такому распорядку монахи живут каждый день, исключая дни, когда совершается всенощное бдение, после которого нужно восстановить силы.
Тропами Святой Горы
Братия, ранее бывавшие на Афоне, посоветовали нам совершить хотя бы один пеший переход, чтобы увидеть красоты афонской природы. Поэтому после завтрака мы отправились пешком в соседний монастырь.
Природа на Афоне удивительно красива: непрестанно поют птицы, благоухают различные растения. Я привез с собой несколько килограмм афонского ладана ручной работы. По большим праздникам наши прихожане смогут почувствовать запах Афона.
Мы дошли до монастыря Ксенофонт. В этом монастыре находятся чудотворные иконы Божией Матери и вмч. Георгия Победоносца, 8 параклисов, в кафоликоне замечательный мраморный иконостас. Здесь мы не стали останавливаться, поклонились святыням и пошли в монастырь Дохиар, в котором хранятся несколько чудотворных икон Божией Матери, в числе которых образ «Скоропослушница». На территории обители находятся чудотворный источник в честь Архангелов и семь параклисов.
Следует отметить, что посещение любого монастыря начинается одинаково. Паломник приходит в архондарик (монастырскую гостиницу), который находится довольно высоко в крепостных стенах, сидит и ждет, когда его заметит брат. Считается невежливым ходить по монастырю и самому кого-либо разыскивать. Брат спрашивает о цели прибытия, проверяет документы, записывает в книгу паломников. Затем он предлагает гостям традиционное угощение: маленький стаканчик ракии (самодельного спиртного напитка), холодную воду, рахат-лукум и кофе. Эти четыре угощения очень восстанавливают силы после трудного пешего перехода по горам.
Немного отдохнув в Дохиаре, мы также пешком отправились в болгарский монастырь Зограф на всенощное бдение в честь вмч. Георгия Победоносца. Мы сбились с дороги и пришли в монастырь Костамонит, по преданию, основанный св. равноап. Константином Великим.
Поклонились святыням и с огорчением узнали, что нам предстоит вернуться к монастырской пристани и оттуда подняться в Зограф. А это еще несколько часов ходьбы под палящим солнцем. Но, помолившись, все же отправились в путь. В конце пути нас немного подвезли гости обители.
Во время переходов в этот день я почувствовал, как же тяжело было монахам, которые в прежние годы все грузы для строительства и обустройства храмов носили на себе или возили на вьючных животных.
Престольный праздник в Зографе
В монастыре находятся три чудотворные иконы вмч. Георгия Победоносца: одна из них сама изобразилась на доске во времена основания монастыря, отчего он и назван Зографом (живописным). Вторая икона была обретена в море недалеко от монастыря Ватопед. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка. Чтобы выяснить волю Божию, обретенную икону возложили на спину мула и пустили по афонским тропам. Мул миновал Ватопед, и через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. Третью икону подарил сербский царь Стефан Душан. Также есть две чудотворные иконы Божией Матери: Услышательница и Предвозвестительница. Все они очень почитаются и братией, и паломниками. На иконах висят нити со множеством пожертвованных драгоценностей. Среди пожертвований я с удивлением увидел спортивные, в том числе и олимпийские, медали.
Архондарик в Зографе был заполнен гостями, прибывшими на панагир, – престольный праздник монастыря. Нас разместили в кельи с несколькими паломниками из России.
Вообще гостей из Греции, Болгарии, России было очень много, более 400 человек. Из Болгарии прибыл митрополит Неврокопский Нафанаил, он возглавил богослужение. Был приглашен игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем, монахи других афонских монастырей. Среди них были монахи, которые прожили на Афоне более 50 лет. Были приглашены и члены болгарского правительства. Они молились, стояли всю службу, а на Литургии причащались.
Богослужение началось с малой вечерни. Оно шло частью на греческом, частью на церковно-славянском языке. Из Болгарии прибыл хор специалистов по древним греческим и болгарским распевам. Часть песнопений исполняли они, а другую часть – приглашенные греки. Пение было очень умилительным.
После вечерни гостям была предложена праздничная трапеза в особом помещении, которое снаружи напоминает храм, а внутри в нем поставлены столы для братии. Стены украшают очень древние росписи. В апсиде стоит стол для архимандрита и особо почетных гостей.
Затем началась великая вечерня. По греческой традиции за богослужением редко поет весь клирос, чаще солирует один человек. В этот раз большую часть службы пел митрополит Нафанаил, сидя на месте архимандрита на правом клиросе. Послушание уставщика исполнял монах из скита Малой Анны – отец Спиридон. Он практически не смотрел в книги, помня все богослужение наизусть.
На литии в афонских монастырях также происходит освящение хлебов, но литийные стихиры поются очень долго. И вот после освящения хлебов, когда хор исполнял стихиры, гостям было предложено угощение в архондарике, чтобы подкрепить силы. Это было в половине двенадцатого ночи.
Богослужение шло всю ночь – началось оно в восемь вечера, закончилось в десятом часу утра. Конечно, и спать хотелось, и просто усталость чувствовалась, тем более, что мы весь день ходили пешком. Но богослужение в афонских монастырях построено так, что в наиболее важные моменты какие-то внешние действия концентрируют внимание молящихся. Например, зажигаются паникадила и братия начинают их раскачивать. Паникадил очень много, и, кажется, что весь храм просто сияет в огнях.
Выходят диаконы на каждение. Кроме обычных кадил на цепочках, есть еще и особые ручные кадильницы – кации – в виде птичек из серебра с позвонцами. Они издают очень красивый звук, который гармонично сочетается с ритмичными песнопениями. Интересно, что в некоторые моменты богослужения каждение совершают пономари.
Удивительно, хотя и служил митрополит, все было очень просто, не так торжественно, как в русских храмах. Диаконы ектеньи произносили совершенно обычным голосом, видимо здесь нет практики торжественных возгласов. Певцы отвечали «Господи, помилуй» тоже совершенно просто.
По окончании Литургии, на которой все присутствующие в храме причащались, к нам вернулись силы, на душе стало радостно, как после Пасхальной ночи. После отдыха мы попросили разрешения остаться здесь еще на полтора дня. Вечером служили праздничную ктиторскую вечерню, на которую также остались многие паломники. Она продолжалась недолго – около трех часов. Затем была праздничная трапеза с поздравительными речами.
Путешествуем дальше
На следующий день мы решили посетить сербский монастырь Хиландар и монастырь Эсфигмен. В Хиландаре мы увидели нерадостную картину – многие строения после пожара 2004 г. разрушены. По милости Божией кафоликон не затронут.
Этот монастырь основан свт. Саввой Сербским. В кафоликоне находится гробница его отца св. Симеона, царя Сербии, однако мощей святого в ней нет. Свт. Савва, уходя с Афона на кафедру, забрал их с собой. И сказал, что в утешение братии здесь произрастет виноградная лоза, которая сохраняется до наших дней. У этой гробницы молятся мужья, у которых нет детей. Один из братий показывал нам огромную стопку фотографий детей, рожденных по молитвам в этом святом месте.
Также в этом храме находится множество святынь, в том числе и несколько чудотворных икон Божией Матери, самая известная из них – «Троеручица», перед которой молился об исцелении прп. Иоанн Дамаскин.
На другой стороне побережья
На следующий день мы отплыли на центральную афонскую пристань Дафни. Мы решили отправиться в Великую Лавру – первый по авторитету и древности афонский монастырь, хотя размеров он небольших и находится на отшибе. Он основан св. Афанасием Афонским. Его архитектурный облик послужил образцом для строительства других афонских монастырей. В самом храме находятся богато украшенная рака с мощами св. Афанасия Афонского, мощи множества других святых, а также знаменитая чудотворная икона Пресвятой Богородицы, Божественной Экономиссы Лавры, и образ Божией Матери, называемый Кукузелиссою, у которого молился знаменитый песнопевец Иоанн Кукузелис. Мы побывали здесь на богослужении, поклонились святыням и отправились в путь.
Затем мы посетили Иверский монастырь, который был основан царственными иноками свв. Иоанном, Евфимием и Георгием из династии Багратионов, но сейчас там нет грузин, а живут в нем греки. В маленьком храме у врат монастыря находится знаменитая Иверская икона Божией Матери, именуемая также Вратарница, или Портаитисса. Около нее каждый вечер читают акафист, во время которого поют не только братия, но и паломники. Мы как раз попали на акафист и насладились замечательным пением.
Далее мы отправились в Ватопед. В настоящее время и в духовном, и в материальном плане это, пожалуй, самый устроенный афонский монастырь. Его возглавляет архимандрит Ефрем, ученик и сподвижник известного старца Иосифа Афонского, который, в свою очередь, был учеником знаменитого подвижника Иосифа Исихаста. Отец Ефрем – духовно радостный, просто сияющий человек. Он уделяет много внимания просвещению братии, часто говорит поучения после богослужения и за трапезой.
Особо внимательно здесь относятся к паломникам. После вечерни выносятся храмовые святыни, формируются группы паломников, говорящих на разных языках, и братия рассказывают паломникам об истории монастырских святынь. В монастыре хранится шесть чудотворных икон Божией Матери, множество мощей, среди которых глава свт. Иоанна Златоуста в ковчеге. Когда этот ковчег открывают для поклонения, видно сходство очертаний главы с иконописным изображением святителя. Его левое ухо сохранилось в полном нетлении. По преданию, сочинения святителю на ухо диктовал Ангел.
В Ватопеде хранится Пояс Пресвятой Богородицы в богатом ковчеге, к которому прикладывают пояски и раздают паломникам. Эти пояски носят женщины, страдающие бесплодием. Мы видели большую стопку фотографий детей, рожденных этими женщинами.
Следует отметить, что монахи в афонских монастырях очень музыкальны и хорошо поют. Клирос располагается в боковых апсидах храма. Певчие поют по очереди, а во время каких-либо важных песнопений сходятся и поют все вместе. Богослужение в монастырях начинается в притворе храма, отделенном красной завесой. По окончании девятого часа завеса открывается, и все проходят в центральную часть.
В Ватопеде мы посетили братское кладбище, на котором под специальным навесом в огромной куче лежат кости умерших братий. Происходит это не от небрежения, а чтобы подчеркнуть бренность человеческого бытия, его ничтожности без Бога. Впечатление очень необычное, становится даже страшно.
После Ватопеда мы направились в Карею – столицу Афона. Рядом с ней находится Андреевский скит, который сейчас также активно реставрируется. Раньше здесь жили русские монахи, но после революции они все вымерли, скит пришел в упадок и перешел к грекам. Сейчас скит находится в ведении Ватопеда. Здесь хранится ковчег с мощами ап. Андрея Первозванного.
Мы переночевали в Андреевском скиту и отправились в скит Буразери. Странное название не имеет перевода, так на греческий манер звучит слово «Белозерка». В этом скиту раньше также подвизались русские монахи. Сейчас скит принадлежит сербскому монастырю Хиландар, здесь живут греческие иконописцы.
Все убранство скита очень художественно. В храме мы увидели иконы русских святых – прп. Серафима Саровского, свт. Луки Войно-Ясенецкого. В 2005 г. отец Пахомий заказал иконописцам скита Иверскую икону Божией Матери для нашего собора. Я подтвердил заказ, иконописцы обещали написать образ к Пасхе.
Затем мы посетили Кутлумуш – небольшой, удивительного порядка, очень красивый монастырь Помолились в нем за богослужением, а затем отправились обратно в Дафни – в Уранополис – в Салоники. В Салониках прожили еще два дня, посетив храмы в честь вмч. Димитрия Солунского и в честь свт. Григория Паламы, помолились у мощей этих угодников Божиих и вернулись в Россию.
***
От Афона у меня осталось очень светлое впечатление. Возникает ощущение очень сосредоточенной, нерассеянной жизни. Братия находятся постоянно в трудах, мало общаются друг с другом и при этом умеют радоваться, предавать свою жизнь полностью на волю Божию, что нам удается далеко не всегда. Поэтому мысли становятся на свои места, сердце успокаивается и молитва идет по-другому.
Во время поездки по Святой Горе на сердце у меня было ощущение покоя, какое бывает в Великую Субботу. Хотелось бы не растерять в суете дней и сохранить это чувство.