Какие продукты питания можно пожертвовать в храм? Всем ли, кто стоит на службе во время причащения, следует употреблять «запивку»? Как определяют, что мощи в мощевике настоящие? На эти вопросы читателям приходской газеты «Троицкий листок» отвечают клирики храмов Саратовской епархии.
– Для кого предназначены продукты, которые приносят в Церковь? Что можно принести из продуктов питания в храм?
Отвечает священник Александр Станотин, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Саратова:
– Храм – дом Божий, куда мы приходим, чтобы помолиться не только за живых, но и за умерших. В каждом храме есть отведенное место, где христианин может помолиться за своих умерших сродников – канон. Это, как правило, столик, на котором располагается квадратный подсвечник с распятием. Но помянуть своих умерших родственников мы можем не только молитвой, но и приношением. По древней традиции в храм в память об усопших можно принести продукты питания. Наглядным примером могут послужить родительские субботы, когда на канунном столе мы видим продуктовые пожертвования с записками, где перечислены имена тех, за кого надо помолиться.
По традиции эти продукты отдаются священнослужителям, которые по ветхозаветному установлению «питаются от алтаря», а также приносятся в приходскую трапезную для общей трапезы и раздаются работникам храма, чтобы они помолились за тех, за кого было подано приношение.
В храм можно жертвовать все продукты, кроме мясных, сырой рыбы, сильно пахнущих и просроченных. Рядом можно положить записку — за кого надо помолиться. Только необходимо помнить, что некрещеных и самоубийц в Церкви не поминают.
– Для чего нужна «запивка» после Причастия и обязательно ли ее принимать?
Отвечает священник Александр Станотин, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Саратова:
– Практика запивать Святые Дары после причащения — одна из древних в Церкви. Она связана с пониманием того, что Святое Причастие есть великая святыня, данная Богом. Приняв Святые Дары и отходя от Чаши, мы должны всячески быть к себе внимательными и не отвечать на всевозможные поздравления с принятием Святого Причастия, чтобы случайно не обронить святыню. Нужно молча подойти к столику, где стоит «запивка», съесть кусочек просфоры и запить теплой водой (иногда в нее добавляется немного вина). Это необходимо, чтобы во рту не осталось случайно и малейшей частицы Тела и Крови Христовых. Вдруг чихнем или кашлянем — и частица выпадет. Этого не должно случиться. Поэтому «запивка» и поставляется в храме — для причастников, а не для уставших и проголодавшихся прихожан.
Помните, как Христос повелел апостолам собрать в корзины остатки хлеба и рыбы после того, как накормил в пустыне множество людей? Чтобы ничего не пропало (Ин. 6, 12)… А здесь речь идет о Самом Хлебе Жизни… Поэтому следование такой традиции является проявлением не только благоговения христианина по отношению к Телу Христову, это еще и исполнение заповеди о бережливости — и о любви к Самому Заповедавшему ее – к Господу Иисусу Христу.
– Чем подтверждается подлинность мощей в мощевиках? Как ее определяют?
Отвечает священник Кирилл Андриенко, клирик храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Октябрьском ущелье г. Саратова:
– Проблема подлинности мощей и реликвий существует давно — как на Востоке, так и на Западе христианского мира. Часто можно столкнуться с подложными реликвиями и мощами. Наиболее распространённым ныне способом отличить подложные мощи от настоящих являются сопроводительные документы, которые содержат подписи и печати лиц, удостоверяющих подлинность мощей. В Русской Православной Церкви определение подлинности мощей находится в ведении Синодальной комиссии по канонизации святых. В комиссию входят священники, археологи, антропологи и другие эксперты. Они исследуют состояние мощей, сравнивают их с известными описаниями и иконографическими изображениями святых. В последнее время для проверки подлинности прибегают к современным методам исследования человеческих останков. Так, например, в 2000 году методом радиоуглеродного анализа были проверены мощи апостола и евангелиста Луки, хранящиеся в Падуе. Проверка подтвердила, что останки принадлежат человеку, скончавшемуся в I веке от Р.Х. Было подтверждено, что этот человек умер примерно в 84 года (апостол Лука умер в этом же возрасте) и что костная ткань принадлежит тому же человеку, чей череп хранится в соборе святого Вита в Праге. В данном конкретном случае мы располагаем историческими источниками, позволяющими проследить историю этих мощей и с высокой долей вероятности говорить об их подлинности. В сложных и спорных ситуациях мощи могут быть отправлены на экспертизу в специализированные лаборатории, для дополнительного анализа.
Если все исследования свидетельствуют о подлинности мощей, их принимают и помещают в мощевик для поклонения верующих. Подтверждение подлинности мощей является важным шагом в процессе канонизации того или иного подвижника.