Отвечает протоиерей Михаил Воробьев
Древние римляне различали два понятия, два типа отношений мужчины и женщины: семья и конкубинат. Разъясните, пожалуйста, отношение Православной Церкви к конкубинату (сожительству, «гражданскому браку»), является ли это блудом и грехом.
Следует иметь в виду, что государственные законы, регулирующие гендерные отношения, изначально основывались не на принципах морали, а на имущественном праве. Законность или незаконность супружеских отношений, каким бы термином они ни обозначались (конкубинат — один из них), всегда означала не соответствие отношений мужчины и женщины какой-либо религиозной традиции, а только возможность или невозможность одного из супругов и их детей наследовать имущество, титулы и сословные права. Поэтому связь, допустимая с точки зрения государственного закона, не всегда допустима в границах религиозной морали.
Основания для конкубината в Римской империи и средневековой Европе были двойственными. Причиной конкубината могла стать либо невозможность заключения полноценного брака в силу различных социальных ограничений, либо нравственная распущенность человека.
Смысл 26-го правила Василия Великого и соответствующего параграфа Синтагмы Матфея Властаря заключается в том, что в первом случае Церковь признавала конкубинат допустимым для христианина, во втором случае считала конкубинат грехом блуда. При этом Василий Великий говорит о том, что если первым побуждением для вступления в супружеские отношения был блуд, то даже в том случае, если впоследствии отношения приняли форму, допустимую с точки зрения христианской морали, необходимо понести епитимью за этот первоначальный грех.
Современный термин «гражданский брак» также двойственен по смыслу.
С одной стороны, «гражданским браком» называют брак, заключенный в соответствии с государственным законодательством, но не получивший церковного благословения. Православная Церковь считает такой брак вполне допустимым, тем более что в ряде случаев церковное Таинство бракосочетания не может быть совершено принципиально, например, если один из супругов является неверующим человеком или исповедует другую религию.
Разумеется, если оба супруга, состоящие в таком гражданском браке, считают себя православными христианами, то уклонение от церковного брака свидетельствует о недостаточной твердости их веры и неглубокой укорененности в церковной жизни.
Кроме того, термином «гражданский брак» иногда называют свободное сожительство мужчины и женщины, не сопровождающееся совершением законодательного акта. Такое сожительство в качестве допустимого Церковь принять не может, так как в настоящее время не существует каких-либо непреодолимых препятствий для государственной регистрации брака. Нежелание заключать брак в соответствии с законодательством с точки зрения Церкви свидетельствует о несерьезности намерений, безответственности, внутренней готовности в любое время разорвать супружеские отношения, вступив в связь с другим человеком.
Я много слышала и читала мнений о каббале, и все они разные. Может ли православный человек стать каббалистом? Является ли это грехом?
Каббала — средневековое мистическое учение с элементами магии и теургии, возникшее в среде евреев. Сам термин «каббала» первоначально употреблялся в Талмуде для обозначения книг Библии, не входящих в Пятикнижие. Источниками каббалы являются трактаты мистического содержания, написанные в среде палестинских и вавилонских евреев в I–III веках нашей эры. Основополагающие идеи каббалы оформляются доктринально вVI–VIII столетиях. Содержание каббалы многообразно и синкретично. В нее входят числовая мистика пифагорейцев, дуализм гностиков, некоторые идеи об эманации Божества, присущие неоплатонизму. В средневековой Европе каббала впитала в себя идеи манихеев и катаров, сформировавшись окончательно к XIII столетию. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер ха-зохар» («Книга сияния»), сокращенно Зохар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом.
Основной идеей Зохара, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир — это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Поэтому человек при помощи определенного магического действия, основанного на эзотерическом знании, может влиять на судьбу мироздания, являясь, таким образом, активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания, в котором в зашифрованном виде содержатся все человеческие судьбы.
Наряду с каббалой как философско-мистическим учением существует практическая каббала, представляющая собой разновидность магии, целью которой является воздействие на высшие миры. Такое воздействие достигается с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имен Бога, особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов. Практическая каббала упоминается в различных каббалистических произведениях, в частности в Зохаре, хотя она существовала задолго до появления каббалистического учения и была, по-видимому, известна уже вавилонским евреям. Ортодоксальный иудаизм относился к теоретической и практической каббале в целом отрицательно.
Несмотря на специфически еврейский характер, каббала вышла за пределы иудаизма. В XV веке в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — христианский. Основоположником христианской каббалы стал один из видных мыслителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до XVIII века, связано также имя христианского мистика Я. Бёме. Опосредованное влияние каббалы можно увидеть в некоторых идеях Ф. Шеллинга, русских философов В.С. Соловьева (софиология) и Н.А. Бердяева (учение о первичности свободы).
Православная Церковь оценивает каббалу как чуждое и враждебное христианству оккультное учение. Православный ученый может изучать каббалу как феномен средневековой культуры, но быть каббалистом в религиозном смысле, то есть допускать истинность и действенность принципов каббалы для православного человека совершенно недопустимо. Христианство является принципиально неэзотерической религией. Все содержание Божественного Откровения содержится в Священном Писании и Священном Предании Церкви, которое открыто всем. В Церкви нет секретов, доступных только посвященным, нет никакого тайного знания. В Библии нет никаких зашифрованных смыслов; понять Божественное Откровение можно не на основе интеллектуальной или магической дешифровки, но жизнью в благодати Святого Духа. Как пишет апостол Павел: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).
Является ли ересью ненависть к нечестивым? Ведь Господь ненавидит нечестивых и вообще всех, делающих беззаконие. «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс. 138, 21–22).
Ересью в православном понимании называется искажение вероучения Церкви, принципов веры, содержащихся в Священном Писании и Священном Предании. Ненависть к кому бы то ни было не является нарушением догматов и общепринятых богословских мнений. Поэтому ненависть, как и всякая злоба, это не ересь, а нравственный недостаток, с которым следует бороться и в котором необходимо каяться перед Богом.
То, что Господь ненавидит нечестивых, является заблуждением, широко распространенным в древности, в том числе и среди богоизбранного народа в эпоху Ветхого Завета. Царь Давид, как и другие авторы Псалтири, будучи людьми своего времени, разделяли это заблуждение, и слово «ненависть» в псалмах не является редкостью.
Глубина Божественной любви, распространяющейся и на лютых грешников, в полной мере открывается в Новом Завете. Бог воплощается, становится человеком, становится необыкновенно близким людям, поэтому многое из того, что в ветхозаветную эпоху было сокрыто тайной непостижимости Божества, становится ясным и определенным.
«Бог есть любовь»( 1 Ин. 4, 8),— говорит любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов, добавляя при этом, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Сам Христос постоянно напоминает о том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17).
Господь прямо говорит о несовершенстве нравственных предписаний ветхозаветной эпохи: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 43–45). При этом речь идет не только о наших личных врагах, но и о тех, кого мы с достаточным основанием или без оного, считаем врагами Божиими: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).
Представление о ненависти к врагам Божиим как о богоугодном деле связано с тем, что в древности, в дохристианское время, отсутствовало правильное представление о личности. Человек отождествлялся со своими поступками. И если эти поступки были достойны осуждения, то вместе с грехами осуждался и грешник. Христианство открыло миру глубину в понимании человеческой личности. За видимыми поступками, которые, как заметил апостол Павел, часто противоречат воле и желанию человека, скрывается живая человеческая душа, которая способна измениться, очиститься от своих недостатков, преобразиться и возрасти в полную меру образа Божия.
Поэтому ветхозаветный принцип «Око за око, зуб за зуб» (Исх. 21, 24) сменяется новозаветным: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12).
Новый Завет объясняет, что зло и сотворивший его человек не одно и то же. Отсюда вытекает основной нравственный принцип святых отцов: ненавидь грех, но люби согрешившего.
Следует помнить, что наиболее духоносные люди ветхозаветной эпохи всем сердцем стремились к полноте евангельской истины. Духовная интуиция подсказывала им решения, которые шли вразрез с установившимися нравственными представлениями. И псалмопевец Давид, очень много сказавший о ненависти к своим личным врагам и врагам Божиим, вдруг останавливается и передает суд над ними воле Божией, оставляя для себя только одно: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33, 15).
Тысячу лет спустя еще более настойчиво эту заповедь повторит апостол Павел: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).
Моя свекровь умерла после длительного употребления алкоголя — как поминать ее? В церковных или домашних молитвах?
Если умершая женщина была крещена в Православной Церкви и в своей жизни не отвергала сознательно Бога и Его Церковь, нет никаких препятствий для совершения церковного погребения (отпевание) и последующего церковного поминовения (обедни и панихиды). Мера греха и добродетели каждого человека принадлежит одному Господу. Долг же всякого христианина молиться о прощении грехов своих ближних, не забывая при этом и о своих собственных грехах.