Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 5003     Комментариев: 0

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Почему в последнее время практически все священники относятся к клиросу как к непригодной для богослужения вещи? Я закончил музучилище как хормейстер, избрал для себя служение Церкви. Но в основном все батюшки говорят, что это никому не нужно, что раньше пели бабушки и все были довольны этим. Тогда как же Патриарший хор? В нем люди имели и консерваторское образование, и бабушками на тот момент не обходились.

Вы не сообщили, в какой епархии служите. Все пять лет моего пребывания в Саратовской епархии я делаю все, что в моих силах, для того, чтобы пение в храмах улучшилось. И я думаю, что некоторых успехов мы достигли: где это возможно у нас организованы профессиональные хоры. Там, где приход не может содержать хор, мы стараемся поставить хотя бы одного профессионала, который мог бы научить пению других людей.

Церковное пение — это очень важная часть нашей отечественной культуры, и хотя бы поэтому Церковь обязана сохранять его и поддерживать на должном уровне. Но для Церкви это еще и важнейшая часть богослужения, и одно из самых значимых средств воцерковления людей.

Поэтому я абсолютно согласен с Вами в том, что в храмах должны быть хорошие хоры. Думаю, что и большинство священников думают так. А мнение о том, что хороший хор никому не нужен, мог высказать только нерадивый священнослужитель.

Я знаю, что моя жена изменяла мне. Разумом я прощаю ее, но в душе у меня сидит ревность. Я знаю, что измена это грех, и ревность тоже грех. Как мне побороть ревность и очиститься от греха?

Очень сложно дать какой-то ответ «на расстоянии», не зная всех обстоятельств Вашей жизни. Но если Вы считаете себя христианином и хотите простить Вашу супругу и жить с ней дальше, я думаю, надо в первую очередь, по слову Спасителя, молиться об обижающих нас (см.: Мф. 5, 44; Лк. 6, 28). Нельзя думать, что обида или какие-то другие, возможно, жестокие и злобные чувства уйдут из Вашего сердца мгновенно, потому что это сложно — все-таки мы все живые люди. Но только на этом пути — только молясь о человеке можно постепенно каким-то образом эти чувства перебороть и преобразовать их в действительно христианское отношение к ближнему.

Меня постоянно мучают сомнения: все ли я исповедовал на исповеди перед причастием. Проблема в том, что я по своей натуре торопыга, рассеян и ужасно забывчив. Я пытаюсь записывать исповедь, и читать с бумажки. Но и после этого остаются сомнения. Если я действительно что-то забуду, насколько это может привести к тому, что причастие будет в суд и осуждение? Что мне делать со своими страхами, если они совершенно необоснованны?

Такое часто бывает у людей, достаточно вдумчивых, которые очень тщательно относятся к своему внутреннему миру, ко всему, что их окружает, и стараются не упустить ни одного мельчайшего факта, подробности. Это не часто встречающаяся черта характера, на первый взгляд, в ней нет ничего плохого. Но если ей «дать волю» в себе, то в человеке могут произойти неприятные психологические изменения, или даже повреждение психики. Нельзя ни в коем случае поддаваться страхам, о которых Вы говорите. Нельзя пытаться выстроить с Богом отношения «по механическому принципу»: вот, я сделал что-то, или все сказал, ничего не забыл ? и в ответ получил от Бога нечто соразмерное своим стараниям. А вот тут я что-то забыл, какую-то запятую не поставил, и все — не работает уже. Кнопку нажал, а результата нет... Это неправильно.

В таком отношении есть недоверие Богу. Человеку невозможно обезопасить себя от всех падений, недостатков и мысленных прилогов. В древнем патерике есть хороший рассказ, который может помочь ответить на Ваш вопрос.

К некоему великому старцу пришел ученик и сказал: «Отче, я все время падаю в мыслях». Тот говорит: «Борись с ними». Он приходит опять и говорит: «Отче, я все время подвергаюсь нашествию помыслов. Что мне с ними делать?». Старец отвечает: «Пойди на дорогу, распростри полы своей одежды, и поймай ветер». — «Отче, а как это можно сделать? Это невозможно» —«Вот так же невозможно и запретить помыслам приходить к тебе. Их дело — приходить, а наше дело — отвергать и не поступать так, как они нам внушают».

Так и здесь: нельзя думать, что человеку возможно полностью уследить за собой. Все то, что сейчас мучает совесть, что тяготит сердце, о чем сегодня болит душа,— об этом надо говорить на исповеди. Недаром мы во многих наших молитвах просим Бога: «Отпусти нам вольные и невольные грехи». Те есть те, которые мы знаем и те, о которых не знаем. Потому существует и такое таинство, как соборование, в котором человеку прощаются неисповеданные по забвению грехи. Поэтому не поддавайтесь страхам.

Мой вопрос касается смешанных браков с инославными христианами. В Православной Церкви в Америке мне сказали, что такие браки освящаются Церковью при условии, что венчание происходит в православном храме, дети воспитываются в православной вере и супруг(а) с уважением относятся к ней. Какого мнения поддерживается Русская Церковь по этому вопросу? Могут ли отказать в благословении таких браков при соблюдении этих условий?

Действительно, есть такая традиция. Мы знаем, что в России члены Августейшей Фамилии вступали в брак с представителями других европейских династий, и если супруга наследника престола всегда принимала Православие, то для других членов царской семьи этот шаг не был обязательным. Тогда в Русской Православной Церкви и сложились именно такие правила, о которых Вы пишете.

И сегодня при соблюдении таких условий браки разрешаются, но все же предпочтительнее создавать семью, в которой есть общность веры. Если этой общности нет, как показывает опыт, это рано или поздно становится источником проблем и даже конфликтов, особенно если хотя бы один из супругов относится к своей вере всерьез.

Четыре года назад встречалась с молодым человеком, были чувства, влюблённость, планы на будущее. Но так случилось, что разошлись почти через год, были оба виноваты. Почти 3 года он пытался все вернуть. Каждый месяц он писал мне, звонил, говорил, что любит, на мой отказ начинал оскорблять и потом просить прощения, говоря, что все от отчаяния… Потом он пропал и вот в прошлую среду мне сообщают, что его больше нет, убили. 

Плачу каждый день, поделать ничего не могу с этим, в душе пусто, хочу его увидеть хотя бы во сне, поговорить. Есть ли мне прощение? Куда попадает человек, которого убили? Может ли он меня простить? Присниться мне? И действительно ли душа 40 дней не определена в рай или ад, и что надо вымаливать душу для рая, что душе от молитв становится легче?

Очень сочувствую Вашему горю. Но, к сожалению, по Вашему письму видно, что пока Вы далеки от церковной жизни, от христианства. Человек верующий знает, что все, что происходит в нашей жизни, даже какие-то скорбные обстоятельства, происходят по воле Божией, ко благу души человека.

Вы спрашиваете, куда попадает человек, которого убили? Все это от нас сокрыто до времени, но я думаю, что Господь многие грехи прощает человеку, который принял такую мучительную смерть.

Для христианина неправильно и неполезно стремиться узнать посмертную участь усопших близких, тем более, «общаться» с ними во сне (снам вообще доверять не стоит). Но мы верим и знаем (тому есть многочисленные подтверждения в Предании Церкви, в жизни святых), что наши молитвы необходимы почившим, что Господь слышит эти молитвы и подает по ним усопшим Свою милость, что и они молятся о нас.

Если мы чувствуем свою вину перед каким-то человеком, то тем более должны ощущать это как грех перед Богом. И если у человека по каким-то причинам мы уже не можем попросить прощения, то для нас всегда возможно покаяние, участие в таинстве исповеди в храме.

Поэтому если близкий Вам человек был крещен в Православии, молитесь о нем дома и в церкви: подавайте записки об упокоении его души на литургию и панихиду. Если Вас мучает то, что, как Вам кажется, в отношении его Вы сделали неправильно, придите на исповедь. Постарайтесь познакомиться с христианством, начать жить по заповедям Христовым, участвовать в таинствах покаяния и причащения. Многое в жизни для Вас станет понятнее.

Я женат второй раз на женщине, также вступившей в брак второй раз. Мы оба были венчаны. Моя жизнь в первом браке не сложилась, в основном по моей вине. В первом браке детей у меня не было. Сейчас воспитываю сына жены от первого брака, 14 лет, и общего сына, 4 года. Скажите, возможно ли нам обвенчаться второй раз и что для этого нужно сделать?

Вам нужно обратиться в каноническую комиссию той епархии, где Вы живете. Вы пишете, что брак распался по Вашей вине. Поэтому комиссия должна рассмотреть ситуацию в Вашей семье в целом. Согласно ее решению, Правящий Архиерей епархии может благословить второе венчание.

Почему, когда я захожу в церковь, то начинаю плакать, подходя к иконам?

Это может происходить по разным причинам. Слезы может вызвать и действие благодати Божией, и чувство глубокого покаяния, а может — и простая эмоциональность, и даже какие-то неправильные мысли. Поэтому мой совет — не обращать на это внимания. Не стремиться к этому состоянию, не утешаться им и не удивляться ему.

Возникает еще вопрос: как часто Вы заходите в церковь? Если раз в году и плачете, тогда понятно. А если ходите в храм регулярно, то эти слезы со временем прекратятся.

Мне сказали, что имя Ксения мне не подходит, нужно сменить на другое, с которым я буду более удачлива. На какое поменять?

Я бы не советовал Вам искать у священнослужителей подтверждения тому, что советуют людям разного рода гадалки и экстрасенсы. Их совет «поменять имя» путем «второго крещения» — кощунство, глумление над церковным таинством, и если Вы последуете ему, то не станете «удачливее», а совершите тяжкий грех, последствия которого обязательно скажутся на всей Вашей последующей жизни.

Считается ли таинство венчания действительным, если на момент венчания мой муж был зарегистрирован в гражданском браке с другой женщиной? Обман раскрылся позже.

Да, таинство венчания считается действительным. Но именно для того, чтобы подобных ситуаций не было, Церковь и настаивает на том, чтобы перед каждым венчанием был предъявлен документ из ЗАГСа о том, что люди состоят друг с другом в узаконенных государством супружеских отношениях. И не всегда при этом встречаем понимание со стороны желающих венчаться…

Скажите, пожалуйста, с какого возраста разрешается употребление вина? Можно ли его употреблять девушке?

С совершеннолетнего возраста, в небольших количествах и изредка, наверное, можно.

У меня проблемы со щитовидной железой. Друзья посоветовали мне выполнять упражнения, направленные на стимуляцию работы желез внутренней секреции, но дело в том, что эти упражнения представлены в комплексе йоги-гимнастики. Могу ли я посещать такие занятия, которые имеют чисто лечебный характер и не носят никакого духовного наполнения?

В любых восточных религиозных культах внешнее и внутреннее теснейшим образом связаны, и если Вам говорят, что гимнастика на основе йоги не имеет духовного наполнения, то это обман. Поэтому Православная Церковь отрицательно относится к подобным занятиям.

Как начинающему воцерковляться человеку правильно относиться к книгам протоиерея Г.Дьяченко «Область таинственного» и В.Вейника «Почему я верю в Бога»?

К книгам протоиерея Георгия Дьяченко нужно относиться спокойно, но не увлекаться. В. Вейника лучше не читать. Книга этого автора не имеет ничего общего с Православием.

Какие грехи, совершенные в течение жизни и открываемые на ставленнической исповеди, могут не допустить рукоположения во иеромонаха? И исповедовать на ставленнической исповеди надо все грехи, и уже ранее исповеданные?

Какие грехи могут не допустить рукоположения, Вам скажет Ваш духовник и архиерей, к которому Вы обратитесь с просьбой о рукоположении, а исповедовать на ставленнической исповеди надо все грехи, в том числе и уже исповеданные ранее.

У меня вопрос на личную тему и, наверное, вечную отношение между мужем и женой. У нас с мужем были тяжелые времена: он то приходил, то уходил, но самое главное, что он уходил к одной и той же женщине. Вот уже почти 2 года как мы опять вместе, но эта женщина не дает мне покоя, она постоянно периодически возникает. Она еще и работает вместе с мужем. Я постоянно нервничаю, плачу, ничего не могу с собой поделать, хотя муж говорит, что все прошло, и у него с ней ничего нет. Что мне делать?

Я думаю, надо стараться поверить мужу — человеку, которого Вы любите и с которым хотите жить вместе. Если не будет каких-то явных доказательств того, что он лжет, то надо научиться ему доверять. И, конечно, молитесь о нем, просите помощи Божией в сохранении Вашей семьи.

Можно ли молиться в Церкви за человека, находящегося в секте («Богородичный центр»), можно ли подавать записочки за него? Я не знаю, крещен ли он в Православной Церкви. Можно ли молиться за него дома? Дело в том, что этого человека я очень люблю как отца, как самого близкого и родного мне человека, и я очень переживаю за него, за его душу. И еще один мучающий меня вопрос. Нужно мне самой проходить чин присоединения к Православной Церкви, если я тоже была в этой секте в течение 10 лет, но в 2002 году вышла оттуда? Я не отрекалась от Христа никогда, и сейчас хожу в Православную Церковь.

Хорошо, что Вы ходите в храм. Вам нужно покаяться на исповеди в Вашем пребывании в «Богородичном центре», если пока еще Вы этого не сделали. Этого будет достаточно.

Можно и нужно молиться о спасении души человека, которого Вы любите, но подавать за него записки в храме можно только в том случае, если Вы уверены, что он крещен. Если Вы точно этого не знаете, молитесь о нем сами, дома.

Уважаемый Владыка, Ваше отношение к так называемым «черным кассам и черному налу» в Церкви. Моя сестра работает бухгалтером в храме в одной из западных епархий и ведёт там двойную бухгалтерию. Также там есть практика утаивать доход храма даже от епархии. Иногда нарушается трудовое право: не заключаются трудовые договора. После таких откровений сестры не хочется идти в церковь.

Если все происходит так, как Вы пишете, то это однозначно плохо. К сожалению, такая практика сохраняется на некоторых приходах по инерции с советских времен, когда установленные государством размеры налогов имели только одну цель — экономически «задушить» приход. Не оправдывая подобные вещи, я думаю, что цель нашего церковного управления — все-таки свести на нет подобные случаи, бороться с ними, что мы и стараемся делать в нашей епархии.

Пользуясь случаем, хотел бы напомнить, что грехи служителей Церкви и недостатки, встречающиеся в ней, не отменяют правды Божией и святости совершаемых в ней Таинств. Еще Спаситель по похожему поводу сказал: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3).