Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 4134     Комментариев: 0

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

В связи с тем, что отменили чин покаяния, и вообще в связи с ИНН в некоторых епархиях возникло открытое непослушание как архиерею, так и решению Святейшего Синода. Грозит ли это расколом, и как уберечься новоначальным мирским людям от личностного мнения иерея?

Если мнение какого-то иерея противоречит высказанному мнению Церкви, в данном случае ― мнению Собора, значит, иерей тем самым отделяет себя от Церкви. Раз он себя от Церкви отделяет, значит, слушать его не надо. Потому что мы не чада отца Ивана, или отца Петра, или отца Сидора, или какого-либо Архиерея, а чада Церкви. Еще Апостол говорил, услышав о подобных разделениях: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1, 13). Основываясь на этом, и надо подходить к таким вопросам.

Владыка, на какие женские монастыри сегодня можно обратить внимание, и что должно насторожить при выборе монастыря?

Я не могу привести Вам какой-то конкретный перечень монастырей, во-первых, потому что их очень много, и я не могу знать все о них, а во-вторых, потому, что Вы не сообщили, в какой епархии Вы находитесь. Если в Саратовской, то, полагаю, любой из наших женских монастырей достоин внимания. Думаю, что и везде есть добрые примеры монашеской жизни.

Надо помнить вот о чем: многое зависит от внутреннего устроения человека, от субъективного, личностного восприятия ― одному нравится в одном месте, а другому кажется, что там все очень плохо. Поэтому раз и навсегда составить список ― куда можно идти, а куда не следует ― невозможно. Лучше посоветоваться с духовником, у которого Вы постоянно исповедуетесь и который Вас знает достаточно хорошо, и поступить по его благословению.

3,5 года я дружила с молодым человеком. У нас были разные религиозные взгляды. Я захотела с ним расстаться по определенным причинам, но что-то меня держало. Мы стали кумовьями (крестили моего племянника). Насколько мне известно, нам нельзя уже быть мужем и женой. Я ему пыталась это объяснить, но он и слышать ничего не хотел. В итоге мы расстались. Вопрос вот в чем: когда мы шли на крестины, я знала, что мы после Таинства Крещения уже не сможем быть вместе, но ему ничего не сказала. Теперь он и слышать ничего не хочет о Православии. Является ли мой поступок грехом? Чувствую себя виновной в том, что он теперь, возможно, вообще не придет в храм.

Я думаю, Ваш поступок греховен потому, что в том, что Вы делали, было некое лукавство. Вообще, когда человек не поступает со своим ближним прямо и откровенно, это всегда не по Евангелию. Потому что в Евангелии сказано: да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). И вот поскольку в Вашем случае было много всего сверх этого ― «хотела расстаться, что-то меня держало», «я знала, но ему ничего не сказала» — думаю, что совесть Ваша обличает вас в том, что Вы были неправы. Надо было просто все честно рассказать и объяснить этому человеку. Единственное что можно сделать сейчас — надеяться на милость Божию, и если у Вас в душе есть чувство вины перед этим человеком, молитесь о нем, просите Бога, чтобы Он Сам вразумил его и привел к Себе.

Насколько мне известно, существует специальный чин присоединения к Церкви обращающихся от ереси пятидесятнической (баптисты, евангельские христиане, неопятидесятники и т.п.). Как Вы благословляете принимать таковых: с использованием этого чина или же просто через покаяние в таинстве исповеди?

Через покаяние в таинстве исповеди можно принимать в церковное общение тех людей, которые были крещены когда-то в Православной Церкви. Так порой бывает: человек был крещен в младенчестве, рос совершенно безрелигиозным человеком, а потом вдруг встретил баптистов, увлекся их учением, и принял у них еще одно «крещение»… Может быть даже, что человек ходил в Церковь, исповедовался и причащался, потом ушел в секту, а затем осознал ошибку и вернулся… В таких случаях людей можно принимать через таинство покаяния. А если они не были до этого крещены в Православной Церкви, надо просто крестить и миропомазывать.

Мне 30 лет. Воспитываю сына одна. Работаю, живем в достатке. Но вот беда ― я пьяница. Осознаю, что меня тянет выпить, по крайней мере, 3 раза в неделю. Понимаю, что такая одержимость меня когда-нибудь погубит окончательно. Хочу покончить с этим раз и навсегда, но не знаю, с чего начать. Узнала, что в Серпухове есть икона «Неупиваемая чаша». Хотелось бы к ней съездить. Прошу разъяснить, что необходимо сделать для борьбы с этим страшным недугом.

Прежде всего ― осознать то, что это действительно страшный недуг, положить в своем сердце намерение исправиться, и если Вы человек верующий, то надо обязательно изменить свою жизнь: постараться воцерковиться, принести покаяние в своем грехе и просить постоянно помощи Божией. Можно съездить и в Серпухов, и к другим святым местам. Но надо понимать, что чисто автоматически с человеком ничего не происходит. Нужно очень большое желание, постоянная молитва, участие в церковных таинствах и изменение образа жизни для того, чтобы добиться результатов.

Вы писали: «За некрещеного человека можно и нужно молиться самой ― дома, своими словами, читать за него канон мученику Уару». Можно ли так молиться за души почивших мусульман?

Когда мы говорим о некрещеных людях, то имеем в виду, что эти люди по каким-то причинам не пришли в Церковь, не обрели веры. А если человек сознательно выбрал свой религиозный путь, отождествлял себя с мусульманством, то молиться за него, я думаю, не стоит.

Я венчалась с мужем. После тяжелой болезни он умер. У нас осталась дочь. Чтобы она росла в семье, я хочу выйти замуж. Человек, с которым я познакомилась, нас любит, уважает моего умершего мужа, ходит на могилу. Надеюсь на жизнь вечную с первым мужем, не хочу развенчивать наш брак. Жених настаивает на свадьбе. Я ношу венчальное кольцо и ему сказала, что снимать не буду, фамилию первого мужа не изменю. Имею я право зарегистрировать брак в ЗАГСе?

К сожалению, по Вашему письму ясно, что у Вас есть множество предрассудков о христианской жизни.

Во-первых, никакого «развенчания брака» не существует. Церковные таинства не имеют «обратного действия». Снисходя к немощи человеческой, Церковь может благословить второй брак для человека, первый брак которого фактически распался по каким-то причинам.

Что касается Вас, Ваш первый брак закончился в связи со смертью супруга. По слову Апостола, жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1 Кор. 7, 39); итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1 Тим. 5, 14).

Относительно Ваших слов: «Надеюсь на жизнь вечную с первым мужем». Наша вечная жизнь ― это тайна будущего века: Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах (Мк. 12, 25).

Поэтому, если Вы решили создать семью, рекомендую Вам обязательно регистрировать брак и венчаться с супругом.

Скажите, пожалуйста, каково Ваше мнение и мнение Церкви по поводу календаря майя, заканчивающегося в 2012 году?

Ваш вопрос заключается, по-видимому, в том, стоит ли нам ждать конца света в 2012 году. Церковь отрицательно относится ко всем подобным пророчествам. Мы верим словам Спасителя: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13, 32-33).

В каких случаях Православная Церковь дает благословение супругам разводиться, и как это согласуется со словами Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6)?

Церковь не дает «благословения супругам разводиться». Церковь, по снисхождению к человеческой немощи, в случае, если брак распался по вине одного из супругов, признает факт распада этого брака и благословляет невиновной стороне вторичное венчание ― в случае, если у человека есть желание вступить во второй брак.

В современной практике, при решении подобных вопросов, Церковь руководствуется положениями документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Приведу отрывок из главы Х «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа.

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности <…>.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».