Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопросы Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 3538     Комментариев: 0

1. Я верующая, муж нет, но родители его ― верующие. Они часто обращаются к некому человеку, который обладает сверхъестественными способностями: определяет причины болезней, излечивает своими методиками. Муж даже собирается пройти у него курс обучения. Может ли вера в Бога сочетаться с обращением к подобным людям? 

Нет, вера в Бога сочетаться с обращением к таким людям не может. Скорее всего, родители Вашего мужа только считают себя верующими, но верят не Богу, а тому человеку, который обещает им исцеление. Природа «сверхъестественных способностей» тех людей, которые сегодня называют себя целителями, экстрасенсами и т.п. (в разные времена они и называют, и проявляют свои «способности» по-разному), известна с глубокой древности. И отношение к ним в Священном Писании выражено крайне определенно ― мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор. 18, 10-13).

Святые отцы Православия единомысленно свидетельствуют о том, что «сверхъестественные способности», если они не являются банальным шарлатанством, имеют демоническую природу и «питательной средой» для них является человеческая гордыня.

Не менее ясно в Библии говорится и о тех, кто обращается за помощью к носителям «тайных знаний» и «даров»: И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее (Лев. 20, 6).

Духовные законы действуют независимо от того, по какой причине человек обращается к экстрасенсам: по неведению или из желания быстрее и вернее получить то, что ему хочется: здоровья, денег, чужого мужа… Опыт показывает, что все эти обращения заканчиваются трагически: «ушедшие» телесные болезни возвращаются еще в более тяжелой форме, очень часто у человека возникают отклонения в психике, болезни душевные, разрушается вся его жизнь. Страшно, как правило, заканчивается и жизнь экстрасенса: тот, кто назван в Евангелии человекоубийцей, лжецом и отцом лжи (Ин. 8, 44) ― диавол ― смеется над тем, кто верит ему, губит человека в земной жизни и ввергает в ад по смерти. И Церковь, предупреждая об этом, не «борется с конкурентами», как говорят своим клиентам все те же целители и «биоэнергетики», но стремится предостеречь людей: не прикасайтесь к тому, что смертельно опасно.

Единственный путь, возможный для человека, считающего себя верующим ― следование за Христом, доверие Богу, подающего нам все нужное для нашего спасения. Иногда приходится с терпением понести крест болезни, скорбей. Но верен Бог,― говорит Апостол,― Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор.10:13).

Материалы по теме:

О. Новикова. Мне бы к бабке… или к старцу

Игумен Нектарий (Морозов). Сделайте мне что-нибудь. Только бы мне ничего не делать

2. У меня есть дар ясновидения, «вижу внутренним взором». Пользуюсь этой способностью в ситуациях, которые меня тревожат. Раз она не уходит, может, и не стоит ее гнать? Я же конкретно прошу в молитве: «Если не от Тебя, Господи, освободи от этих способностей»... Если я молюсь 5 лет, и ничего не меняется? Значит так и должно быть? Что посоветуете?

Вы правильно делаете, что молитесь о том, чтобы Господь освободил вас от этого состояния. Но Господь помогает человеку, когда видит благое произволение его сердца. К сожалению, по Вашему письму видно, что Вы этого произволения не имеете, а вполне поддаетесь тому обману, который производит враг рода человеческого. То, о чем Вы говорите ― не «способности», не «дар», а бремя, самый настоящий бесовский обман, который не может закончиться ничем хорошим для человека, который сам, по собственному желанию, предает себя в руки человекоубийцы от начала (Ин. 8, 44).

Поэтому ни в коем случае не стоит верить своим «внутренним взорам» и поступать по подсказке тех сил, которые враждебны Богу и человеку. Прежде всего, примите как данность, что это ― не «дар» и не от Бога, а затем в покаянии, со смирением предайте себя в руки Божии.

3. Хочу покреститься, но при каждом приближение к церкви становится плохо, иногда до потери сознания, поэтому боюсь заходить в храм. Почему это происходит? И как эти упадки сил можно преодолеть?

Трудно ответить на Ваш вопрос, не зная всех обстоятельств Вашей жизни, потому что причины такого состояния могут быть разными. Постарайтесь просто преодолеть его усилием воли. Очень важно прийти в храм осознанно, поэтому читайте Евангелие, узнайте поподробнее (лучше посоветоваться со священником), как подготовиться к Таинствам крещения, покаяния (исповеди) и причащения. А главное ― молитесь Богу, чтобы Он укрепил Вас в намерении начать христианскую жизнь.

 

  • 4. Может ли девушка, по незнанию, по глупости своей совершившая аборт, но уже сильно раскаявшаяся, когда-нибудь стать женой священника? Если я собираюсь принять сан, должен ли я расстаться с этой девушкой? Дайте, пожалуйста, компетентный ответ с позиции Архиерея.

 

  • Возможен ли брак между девушкой, бывшей замужем и будущим священнослужителем? У меня сложилась такая ситуация, что я была замужем за человеком некрещеным, который утаил это от меня и священника, венчавшего нас. Семья распалась из-за появления у мужа другой семьи. Сейчас я встречаюсь с человеком, который учится в семинарии и готовится к рукоположению. Но возможен ли брак между нами?

 

  • Я учусь на теолога. Не женат, но не сохранил чистоты. Могу ли я стать священником? Говорят, что решать должен Архиерей.

Я могу ответить только одно: есть церковные правила — каноны, который четко определяют не только требования к будущему священнику, кандидату на рукоположение, но и требования к его будущей супруге, и они абсолютно однозначны — они должны быть девственниками. Девушка, желающая стать супругой священника, не только не может быть второбрачной или совершившей аборт до брака, но у нее не должно быть опыта интимных отношений с кем бы то ни было.

Что же касается конкретных ситуаций, всегда очень трудно давать ответы на такие вопросы по одной простой причине: многие люди, будучи неверующими, совершают непоправимые ошибки, а потом приходят к Богу. Можно ли после того, как они начали новую жизнь, все грехи, бывшие до их воцерковления, считать «яко не бывшими»? Наверное, в отношении ставленника в каждом отдельном случае это должен решать Архиерей той епархии, где он планирует рукополагаться, у Архиерея есть такое право.

Бывает, что решение дается крайне непросто. Современный человек живет в мире, в котором трудно сохранить чистоту. Этот мир сегодня примерно такой же, каким был во время пришествия Христа на землю,— языческий. В нем господствует идеология потребления и гедонизма. Огромное количество молодых людей приобретает сексуальный опыт в самом юном возрасте, когда они не задумываются ни о существовании Бога, ни о каких-то других серьезных вопросах, в том числе о том, смогут ли они потом создать полноценную семью. А опыт показывает, что это как раз практически невозможно, чему свидетельство — огромное количество разводов, совершающихся на наших глазах. И вот бывает так, что эти люди, будучи призываемы Господом, приходят в Церковь, переосмысливают свою жизнь, каются, начинают воцерковляться. Для них открывается новый, совершенно особый, глубокий мир веры и церковной жизни. У кого-то из этих людей возникает мысль посвятить себя священнослужению. Но вот беда: есть каноны, запрещающие рукополагать людей, в жизни которых были определенного рода падения…

Но если мы живем в мире языческом, может, стоило бы отнестись к этим людям так, как в первые века христианства, когда в священный сан возводили новообращенных язычников? Ведь когда апостолы, как сказано в книге Деяний апостольских, ходили по городам Римской империи, проповедовали Христа и при этом создавали общины и рукополагали кого-то во диаконы и пресвитеры, конечно, они не проводили канонических исследований, самих канонов еще не существовало. Никто не задавал вопросов о подробностях жизни людей до того, как они уверовали в Бога. Сейчас часто цитируют слова Апостола: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники ― Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10). Но, цитируя, часто опускают другую половину этого апостольского высказывания: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11).

Казалось бы, можно применить этот исторический прецедент к сегодняшнему времени. Но вот проблема: сегодня практически все крестят своих детей, не задумываясь об ответственности. И вот получается, что человек, пришедший в Церковь практически из язычества, совершавший поступки, достойные язычника, был при этом по факту крещения православным христианином!

Виноваты в такой ситуации многие. Я не снимаю вины и с духовенства. Мы крестим детей по вере их родителей, это древний церковный обычай, который ведет свое начало с апостольских времен. Но получается, что зачастую мы крестим младенцев, родители которых не знают и знать ничего не хотят о вере. Никто не задумывается о том, что, покрестив ребенка, он берет на себя обязательства по его христианскому воспитанию. А в результате получается проблема, о которой мы говорим...

Поэтому, если человек до своего воцерковления был крещен, мы не можем проявлять к нему полное снисхождение и вменить как не бывшие те грехи, которые он совершил до своего прихода в Церковь.