Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 23576     Комментариев: 2

Как встретить Пасху? Как правильно готовиться ко Святому Причащению на Светлой седмице и как часто причащаться? Как быть, если ребенок не дает присутствовать на службе? Если разлад в семье?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемый Владыка! Прошу пояснения, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд. Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? И как часто и правильно можно приступать ко Причащению в Страстную и Светлую седмицы? Однозначного ответа не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого. Прошу Вашего благословения и молитв, Наталия

Уважаемая Наталия! Вопросы подготовки ко Святому Причащению очень подробно рассмотрены в документе «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться.

Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью. Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».

Что касается частого причащения – думаю, оно может быть правильным в исключительных случаях. Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно.

Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением.

В дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно.

Думаю, что критерием частоты причащения для человека, живущего в миру, может быть следующее: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь,—  пожалуйста, причащайтесь каждый день.

Впереди светлый праздник Пасхи. Как встретить его правильно?

Встретить его необходимо в Церкви. В первую очередь, Пасха должна быть праздником духовным, а не просто поводом для застолья. Я всегда призываю людей меньше времени, сил и внимания уделять внешним вещам. Знаете, есть целый ряд благочестивых суеверий: мол, в Чистый четверг надо обязательно искупаться, окна помыть, шторы постирать, все вычистить. На самом деле этот четверг называется Чистым и еще Великим из-за величия  тех событий, который в этот день вспоминаются Церковью. Всякие кулинарные изыски, куличи, пасхи – все это очень хорошо, но должно занимать совсем небольшое место в жизни христианина. Плохо, когда ради этого оставляется все остальное, и человек не идет на службу, потому что он еле живой от всех этих уборочно-кулинарных подвигов. В этом году Пасха удачно совпадает с гражданскими праздниками. Это дает возможность провести по-христиански не только сам день Пасхи, но и в последующие дни Светлой недели сходить в храм, помолиться. И тогда Пасхальная радость надолго сохранится в сердце верующего человека, чего я от души всем желаю.

До рождения ребенка я регулярно посещала богослужения, пела на клиросе, старалась жить полной церковной жизнью. После рождения ребенка это тоже получалось, потому что малыш спал почти всю службу и никого не отвлекал. До года получалось держать его на руках и он также мог быть в храме большую часть службы, никого не отвлекая. Но после года он начал ходить, и моя духовная жизнь на этом остановилась. Я больше не могу быть на богослужениях, потому что ребенка оставить не с кем. Иногда с ним может остаться мой муж, если у него выходной. Тогда я иду на службу. Но это может быть редко, и уж точно не выпадает на большие церковные праздники. Из-за этого я впадаю в уныние, что праздник для меня проходит без Причастия. Батюшка благословил меня причащаться, приходя вместе с ребенком хотя бы к Евхаристическому канону. Но даже когда я прихожу к канону, ребенок все равно постоянно бегает, отвлекает молящихся, других детей и не сидит на месте. В итоге я подхожу к Чаше раздраженной, молитвы и не было. Как быть в таком случае? Я очень смущаюсь после такого принятия Таин. Боюсь, что это в осуждение. Как приучить ребенка к службе (сейчас ему 2 года)? Ведь мы с рождения его причащали и продолжаем это делать? Любовь

Уважаемая Любовь! Нужно потерпеть ту ситуацию, в которой Вы находитесь, по крайней мере, не раздражаться, не унывать и не отчаиваться. То, что происходит с Вами — естественно, в большинстве случаев, когда растут дети, бывает именно так. Думаю, тут нужно довольствоваться не такой интенсивной церковной жизнью, не таким частым причащением, как Вы привыкли, понимая, что материнские обязанности, если они исполняются достойно, ничуть не ниже в очах Божиих. Дело в том, что всё, что мы делаем в нашей жизни, мы должны делать для Бога. И так же, как для Бога мы ходим в храм, молимся, стараемся очищать свою совесть, — точно так же для Бога мы должны воспитывать своих детей. И если воспринять эту ситуацию не как некую тяготу, как внезапно навалившийся на вас груз, который хочется сбросить, а как послушание, новый этап Вашей жизни, то все наладится, все будет в порядке.

Уважаемый Владыка! Прошу совета. Мы с мужем 4 года в венчанном браке, двое маленьких детей. В последнее время в семье стало тяжело. Муж срывает на мне плохое настроение, выплескивает накопленное на работе раздражение, придирается. Из-за "не так" приготовленного обеда может сутками не разговаривать или набрасывается с такой злостью, что делается страшно. Разговаривать, обсуждать проблемы не хочет, даже сказал, что может развестись со мной, ему все равно. Может показаться странным, но я все равно верю, что муж меня любит. Понимаю, что нужно терпеть, смиряться, молюсь о нем, прошу прощения и тогда, когда чувствую вину за собой, и когда нет. Иной раз он сам извиняется, я прощаю, но меня гложет то, что в душе остается осадок, трудно общаться после его извинений, сама себе кажусь лицемеркой. Знаю, что Бога необходимо благодарить за скорби, но благодарю зачастую со слезами, переживая обиду, принимать скорби с радостью не получается. Скажите, нужна ли Господу такая "благодарность", не в осуждение ли мне это? Боюсь прогневить Господа ропотом. Заранее спасибо. Анастасия

Уважаемая Анастасия! Очень жаль, что муж не близок Вам внутренне и поэтому не делится с Вами какими-то проблемами, возникшими у него. Я думаю, что Вы поступаете совершенно правильно. Надо побольше за него молиться и постараться вновь завоевать его доброе отношение, его любовь. Дай Бог, чтобы у Вас это получилось.

Рубрика "Вопросы Архиерею"