Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Волонтеры сложного времени
Просмотров: 1442     Комментариев: 0

«Внимание! Говорит Саратов!» — именно такими словами начиналось обращение в группах мессенджера Viber и социальной сети «ВКонтакте» заместителя председателя епархиальной комиссии по принесению святынь и организации крестных ходов, координатора волонтерского движения в Саратовской епархии Натальи Викторовны Юриной, в котором она просила волонтеров откликнуться — поработать для помощи нашим мобилизованным землякам. Репост обращения быстро распространился по чатам саратовских храмов, а прихожане, в свою очередь, рассказали об этом призыве своим друзьям и знакомым. А как иначе? Сегодня у многих болит душа за наших бойцов, находящихся в зоне СВО. Многие хотят им помочь — ведь это чьи-то мужья, сыновья и просто люди, наши ближние, на месте которых при каких-то других условиях могли бы оказаться и мы. О неравнодушных саратовцах — волонтерах этого сложного времени — мы и хотели бы рассказать нашим читателям.

Утолить духовный голод

— Вскоре после начала СВО при Покровском соборе г. Саратова был организован центр сбора гуманитарной помощи, — вспоминает, как все начиналось, Наталья Юрина. — Прихожане несли теплые вещи для воинов, вязали носки, покупали термобелье. Потом, когда были налажены связи с военнослужащими, которые первыми отправились в зону боевых действий, узнали, что на передовой очень нужны крестики и молитвословы. Такой запрос обрадовал, сразу же собрали пожертвования, закупили на епархиальном складе двести нательных крестов и столько же молитвословов, пояса и небольшие иконочки с 90-м псалмом. Собирали также продукты. Все это по мере накопления отправлялось бойцам.

Наталья говорит, что гуманитарную помощь собирают круглый год. Зимой холодно, поэтому очень нужны были теплые вещи: носки, наколенники и многое другое. Волонтеры работают не покладая рук: кто может шить — шьет, кто умеет вязать — вяжет. Постоянно есть потребность в медикаментах: кровоостанавливающих бинтах, зажимах, лекарствах. Очень нужны «сидушки» из пенополиуретана, на которых сидят солдаты в окопах, теплое белье, шерстяные пояса. Все это — для того, чтобы воины не замерзали и не простужались. Многое из этого делается своими руками. «Так что люди нам нужны!» — подытоживает Наталья Юрина.

Еще православные добровольцы делают переносные иконостасы — иконы крепятся на плотный картон. Для их изготовления нужны аккуратность и точность, оформить складной иконостас — трудоемкая работа. Организацией этого направления занимается прихожанка храма святителя Митрофана Воронежского Ольга Вальтер. Иконостасы-складни упаковывают в непромокаемые сумки. Кроме иконостаса в комплект входят Евангелие в кожаном переплете и два стяга — Господа и Пресвятой Богородицы. Эти стяги с молитвой были пронесены в крестных ходах — на Покров и на Казанскую. Очевидцы, которые бывали в зоне СВО и участвовали в богослужениях, которые там совершаются, говорят, что для воина большая честь держать эти стяги на Литургии.

Спрашиваю Наталью: почему волонтеры занимаются именно этим направлением — изготовлением переносных иконостасов? Может, лучше связать побольше теплых вещей? А моя собеседница в ответ рассказывает историю…

По ее словам, одному мобилизованному солдату мама хотела положить с собой на фронт пояс «Живый в помощи», небольшие иконы, но встретила сопротивление, смешанное со смущением. Молодому воину непривычно было брать с собой какую-то «освященную ленточку». Что делать? Конечно, молиться. И мать очень горячо молилась. Через какое-то время ее сына отпустили на побывку, и первое, что он прокричал, едва переступив порог родного дома: «Мама, дай мне этот спасательный пояс!». Мама стала спрашивать: «Какой спасательный пояс?». — «Который ребята на голову повязывают…» — «От холода?» — «Нет, он с молитвами. Твоими молитвами меня Бог спас!» И солдат начал читать вслух 90‑й псалом, а потом сказал: «Мама, я встретил Бога, оказывается, Бог есть!». Он рассказал, что один из сослуживцев привез с собой на фронт нательные крестики — верующая мама положила ему с собой. «Крестов на всех не хватало, но мне хватило. Мама, смотри, я — с крестом!».

— В окопе неверующих нет, — заканчивает рассказ Наталья Юрина. — Поэтому мы должны сделать все, чтобы наши воины не испытывали духовного голода. Если мы будем с Богом, то и Он будет с нами. Об этом говорят нам в проповедях священники. Чтобы поскорее наступил мир, нужна духовная мобилизация всех людей — молитва, покаяние и помощь ближним, в особенности тем, кто оказался сейчас в трудных и опасных для жизни условиях, на передовой.

Дать свое время и свои руки

Еще одно направление деятельности волонтеров — изготовление маскировочных сетей. Саратовцы присоединились к всероссийскому проекту по их изготовлению. Такие сети могут сберечь жизни солдат и необходимы так же, как балаклавы, ботинки, термоноски.

Утром будничного дня мы отправляемся в цех, в котором добровольцы эти самые сети плетут.

В теплом светлом зале — бодрая и душевная атмосфера. Все действия отлажены — видно, что люди здесь уже не первый месяц. Буквально за 10–15 минут можно научиться нескольким нехитрым действиям и влиться в работу.

Когда все только начиналось и стало понятно, что людей не хватает, Наталья Юрина обратилась к волонтерам, которые раньше уже принимали участие в епархиальных мероприятиях: «Нам нужны руки!».

— По благословению митрополита Игнатия начался поиск волонтеров. Сразу же присоединилось около 400 человек. Сейчас цеха по изготовлению маскировочных сетей открыты в центре города, а также в Солнечном (в помещении воскресной школы Георгиевского храма) и при храме святителя Луки.

О том, как работает площадка помощи мобилизованным в храме великомученика Георгия Победоносца, рассказала волонтер Ольга Махнева:

— В изготовлении сетей здорово помогают энергичные пенсионеры: они располагают свободным временем, изучили процесс, знают все нюансы и выступают в этой работе практически как технологи. Волонтеры, у которых есть основная работа, приходят помогать в свое свободное время: у кого-то есть два часа, у кого-то — полдня. Человек осваивает какую-то одну несложную операцию, но без нее весь процесс бы встал. Отец Сергий Викин, настоятель храма, держит руку на пульсе — он всегда с нами. А клирик храма священник Игорь Емельяненко ездит с волонтерами в зону боевых действий.

Ольга рассказывает, что как только стала принимать участие в изготовлении сетей, впервые с начала СВО ощутила душевное спокойствие.

— Внутри было такое беспокойство — нужно же что-то делать! У многих мобилизовали знакомых, родственников, тревога нарастала как снежный ком. Денег, чтобы закупать гуманитарку, нет. Все, что я могу предложить — свое время, свои руки и свою молитву. Встав к столу, на котором кроили сети, я осознала, что действительно делаю важное дело. Вот эта сетка, над которой ты молишься, поможет сохранить жизнь человеку. Я увидела здесь очень много добрых людей. Говорят, что ночами не спали, думали, как помочь, чтобы как можно меньше людей погибло. И от души благодарят, что им дали такую возможность.

Наталия Медведева — руководитель цеха по плетению сетей. Говорит, что для этой работы очень подходят те, у кого есть уже навыки ручного труда — шитья, вязания, плетения — и мотивация к регулярному участию в проекте.

— Важно, чтобы волонтер был настроен на долговременную работу, — поясняет Наталия. — На обучение новичков уходят драгоценное время и силы, поэтому желательно, чтобы волонтер, обучившись необходимым навыкам, из процесса не выпадал. Можно брать работу на дом, а потом приносить готовую в цех. В проекте участвуют несколько семей из районов области: они приезжают в цех, забирают заготовки и дома доделывают сети. Такая помощь очень эффективна. Регулярно отправляем машины с маскировочными сетями, одеждой, лекарствами в зону СВО.

— А еще прикладываем к этому грузу собранные для бойцов детские письма, рисунки и письма волонтеров, — добавляет Наталья Юрина. — Сначала письма с рисунками готовили дети воскресной школы Покровского собора, а теперь со всего города приносят. В эти посылки вложены тепло наших рук, молитвы наших душ о мире и сохранении жизней, слезы наших девчонок, проводивших своих парней на спецоперацию, и огромный труд волонтеров.

 Единодушная молитва

Священник Кирилл Суглобов служит в сельской глубинке. Он настоятель храма святых новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района.

С самого начала СВО каждый день батюшка служил вместе с прихожанами особое, по воинскому чину, молебное пение — молились о здравии наших воинов. Сейчас эта традиция временно приостановлена, но вскоре будет возобновлена.

Батюшка рассказал, что стали молиться потому, что почувствовали: не могут оставаться безучастными.

— Для нас главное оружие — молитва, — добавляет отец Кирилл. — Людям важно помогать держаться в духовном тонусе, духовной трезвости. Когда местные жители узнали, что мы собираемся каждый вечер, то на эти молебны стали приходить и те люди, которые раньше в храм не ходили. У кого-то мобилизовали родственника, кто-то хочет осознанно помолиться о нашем Отечестве. Для тех, у кого кто-то находится в зоне СВО, ежедневные молитвы за воинов и поминовение их родных на богослужениях являются большим утешением. Из нашего Воскресенского района мобилизовано около пятидесяти человек. Мы также собираем имена воинов для поминовения о здравии и о упокоении в Интернете, на сайте храма есть отдельный раздел «О воинах», где можно подать записку онлайн. Эти требы принимаются бесплатно. За тех солдат, чьи имена уже прислали, мы будем молиться до конца спецоперации. Собралось уже больше трех тысяч имен. Регулярно нам присылают списки и прямо с передовой. Имена воинов мы распечатываем и на каждом богослужении в храме раздаем их прихожанам для поминовения на сугубой ектении. Каждому достается несколько листов. И священник читает имена в алтаре, и прихожане читают — все вместе. Вот такая соборная единодушная молитва.

Так молятся не только в Елшанке — все больше приходов совершают соборные молебны, прихожане читают акафисты, молитвы по соглашению.

— Мы бесплатно принимаем сорокоусты за тех, кто участвует в спецоперации. Кроме того, владыка Игнатий благословил каждое воскресенье читать в нашем монастыре молебный канон, — рассказывает наместник Свято-Никольского мужского монастыря Саратова игумен Никон (Поляков). — Прихожане собирают необходимые солдатам вещи, деньги на закупку гуманитарной помощи. Как и каждый храм в епархии, мы участвуем в помощи воинам, как можем. Мы молимся и за тех, кто по эту сторону, и за тех, кто по ту сторону — мы молимся за всех. В этих событиях, которые развязаны извне, мы молимся о православных христианах. Многие воины благодаря молитвам возвращаются с фронта невредимыми. Любой человек понимает, что когда он молится, Господь его хранит. Тем, кто на передовой, это сейчас предельно ясно. Но и для тех, кто здесь, многое изменилось. Близкие мобилизованных приходят в храм сначала заказать сорокоуст, а потом остаются и на богослужение, начинают узнавать церковную жизнь, начинают задумываться о своей жизни — о том, соответствует ли она евангельским заповедям.

* * *

Волонтерское движение помощи мобилизованным и их семьям существует не только в Саратове — такие объединения есть по всей стране. И каждый из нас может к этому движению присоединиться. В Саратовской епархии можно обратиться к координатору волонтерского движения Наталье Юриной по телефону 8–927–154–22–77.

Газета «Православная вера», № 05 (721), май 2023 г.