4 декабря Церковь встретит один из своих великих двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. О чем мы призваны задуматься в этот день?
Об этом событии, как и о событии Рождества Пресвятой Богородицы, в Новом Завете не сказано ничего — его сохранило для нас Священное Предание Церкви. Напомним, что у родителей Пресвятой Девы, праведных Иоакима и Анны, долгое время не было детей, и они терпели незаслуженное «поношение бесчадства» — правоверные ветхозаветные иудеи считали отсутствие детей Божией карой за некие тайные грехи супругов. На самом деле, у Бога ничто не происходит случайно, стихийно: долгая скорбь, лишение чего-то, в чем мы очень нуждаемся, часто бывают необходимы нам для того, чтобы сердце наше очистилось, чтобы пришли смирение, терпение, чтобы мы научились доверять Господу и уповать на Него. Отчаянные молитвы Иоакима были услышаны Создателем, слезы Анны утерты Его всемогущей рукой: родилась Дочь, названная Мариам. Еще до Ее рождения супруги дали обет посвятить свое Дитя Богу. Почему? Потому что именно Он, и только Он, дал им Дочь.
Я вспоминаю сейчас свой разговор с одной женщиной, умной, яркой, талантливой, успешной… Она упорно называла себя неверующей, хотя и допускала «существование того, что называют Богом».
— Но у меня нет с Ним никакого контакта, — говорила она. — Поэтому я просто живу свою жизнь, а Он пусть делает, что хочет.
— Но как же ты можешь не благодарить Того, Кто дал тебе детей? — спросила я. И услышала в ответ:
— Своих детей я родила сама. И все остальное тоже сама себе сделала.
Вот это — тупик человеческой гордыни: «я сама». Мы слишком многое не можем сделать себе сами… А если разобраться, то сами, без Его содействия, мы не можем сделать ничего. Иоаким и Анна не были такими — они умели благодарить. Они сразу решили, что их Дитя станет не только их собственной радостью, но и их благодарностью: «Рождше паче надежды Пречистую Деву, благочестиво обещахуся Богу принести и исполняют, дающе яко жертву, рожденную от них, Иоаким днесь и Анна, в дом Божий» (Канон утрени на Введение).
За одиннадцать веков до этого события перед Ковчегом Завета в Силоме рыдала другая Анна, жена Елканы Ефрафянина — у нее тоже не было детей. И она тоже дала обет посвятить дарованное дитя Богу (см.: 1 Цар. 1, 28). Этим ребенком был пророк Самуил, родоначальник духовной династии ветхозаветных пророков. Когда он родился, его мать Анна воспела песнь, которая, конечно же, была известна образованному иудею Иоакиму. Это песнь о доверии и надежде: Нет святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою <…> Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие… (1 Цар. 2, 2–8)
***
Но это все об Иоакиме и Анне, они взрослые. А Мариам к моменту введения Ее во храм было всего три года… Как Она вела Себя в тот день? «Вот поставили праведные родители пренепорочную Отроковицу на первой ступени. Она тотчас весьма скоро пошла Сама собою по прочим ступеням, никем не ведомая и не поддерживаемая; поднявшись на самую верхнюю ступень, Она стала, укрепляемая невидимою силою Божиею» — так пишет блаженный Иероним Стридонский, духовный писатель IV–V веков. Откуда Она знала, куда Ей надо сейчас идти, почему Она не плакала и не цеплялась за мать?
Кто-то ответит: ну как почему, Она же была совсем не такой, как миллионы других маленьких девочек! Сам Господь предназначил Ей стать Богоневестой…
Но это не совсем правильное объяснение. В Православии святость — это не предрешенность, то есть не то, что решается без участия самого человека. Святость — свободный выбор личности, объединение благодатной помощи Бога с усилиями человека. И Пресвятая Дева не исключение. Изначально Она обычный человек, такой же, как все мы; и то, что Она стала Всесвятой, Пречистой, Богоматерью — следствие Ее личного подвига. Однако для Господа нет тайн в будущем: Он знает, какой станет эта Девочка; по слову блаженного Иеронима, Она «предузнана Им». И потому Он с Нею сейчас, когда родители и сопровождающие привели Ее в храм. Он руководит Ею, и не сознание трехлетнего ребенка, а чистая душа доверчиво покоряется этому руководству.
Душа духовна; дух есть око души, и у каждого ребенка это око до поры не замутнено, не засорено грехом. Я слышала немало рассказов о чудесной прозорливости маленьких детей. Например, одна моя знакомая протягивала своей двухлетней дочке разные мелкие предметы — ей была интересна реакция ребенка на каждый. Ластик, карандаш, наперсток, катушка ниток, монетка — и, наконец, случайно оказавшаяся в доме маленькая иконка, которой неверующая мама не придавала никакого значения. Но девочка, взяв иконку, сразу стала необычно серьезной… и вдруг поцеловала ее.
Однако первородный грех в человеке работает, и эта чистота, прозрачность очень быстро утрачивается. Чтобы не ребенок уже, а взрослый человек был чист, прозрачен для Света, свят, нужны большая любовь к Богу и постоянный внутренний труд. Мария, воспитанная в стенах Храма, не только не утратила первоначальную чистоту души — Она стала Пречистой, Преблагословенной, такой, что смогла ответить Божиему посланцу: Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).
***
Храм, в который привели маленькую Марию, был уже не первым храмом Единого Бога (Яхве) в Иерусалиме; первый, построенный при царе Соломоне, сыне Давида, разрушили и сожгли вместе со всем городом халдеи (вавилоняне) в 586 году до Р. Х. Во Святая святых первого храма хранился Ковчег Завета — ларец с каменными скрижалями, содержавшими Декалог — десять заповедей, полученных Моисеем от Самого Бога на горе Синай; это было свидетельство завета Бога с Израилем. Когда Иерусалим пал под ударами вавилонской армии, Ковчег Завета исчез, возможно, сгорел. Второй храм иудеи построили по возвращении своем из вавилонского плена. В нем тоже было место, именуемое Святая святых, но уже без Ковчега. И именно туда первосвященник Захария, ведомый и просвещаемый Святым Духом, ввел Ту, Которая в песнопениях праздника именуется Святым Кивотом, одушевленной Скинией, стамной (сосудом) и катапетасмой (завесой) воплотившегося Бога — Богочеловека, Который в ближайшем будущем принесет людям Свой Новый Завет. Вспомним боговдохновенные слова пророка Аггея, вдохновлявшего освобожденных израильтян на строительство второго храма: Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф (Аг. 2, 9).
***
Святитель Феофан Затворник в своих проповедях в этот день говорил о том, что «введение во храм отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред лице Бога. Основание же и начало тому положено, и самый путь туда проложен уже Самим Господом Спасителем — по Его человечеству…». Если мы верующие, то по следам Богоматери должны восходить в свой внутренний храм, говорил владыка Феофан. И далее рассказывал о высоких, трудных ступенях духовного восхождения.
А митрополит Сурожский Антоний говорил о том, что место, именуемое Святая святых, на самом деле скрыто у каждого из нас в сердце; это «глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты»: «И разве удивительно, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни». По слову владыки Антония, здесь нам дается «образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святая святых. Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая святых».
Газета «Православная вера», № 22 (690), ноябрь 2021 г.