Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вода живая и мертвая
Просмотров: 4428     Комментариев: 0

Часто можно услышать от саратовцев утверждение, что наша земля крайне бедна святынями и святыми местами. В этом есть, к сожалению, доля истины. Однако основная причина скудной веры, по-видимому, в другом — в отсутствии исторической памяти, которую многие десятилетия вытравляли из сознания людей. Кроме маловерия есть и еще более страшные последствия времен богоборчества: место веры в сердце человека порой занимают поистине адские подделки.

Сказание о чистом источнике

Для того, чтобы воскресла вера в душе человека, необходимо постараться вернуть ему памятование об истоках. Сделать это порой очень трудно, но возможно, собирая нужную информацию буквально по крупицам.

В пятидесяти верстах от Саратова, в Воскресенском районе расположилось живописное село Елшанка. Временем его основания считается конец XVII — начало XVIII века. В 1900 году тщанием прихожан вместо ветхой деревянной церкви, построенной в 1725 году, здесь был возведен большой каменный собор с колокольней. "Главный престол освящен во имя Архангела Михаила, левый придел — во имя святой великомученицы Параскевы, правый — преподобной Марии Египетской. Имеется священное место — "Белый ключ"",— такова немногословная архивная информация, за которой скрывается более чем двухвековая история села с его радостями и скорбями.

К радостным событиям прошлого относится появление чудесного источника между селами Усовка и Елшанка. Одна из версий его возникновения такова. Некогда в Усовке жил старец, отличавшийся высокой духовной жизнью. Когда старец сей дожил до глубокой старости и был немощен телом, но силен духом, к нему пришли за помощью из Елшанки. Это была девочка, брат которой был тяжело болен и уже приблизился к своему смертному часу, и только ее горячей верой в Бога и ее молитвами он еще жил. И вот, движимая любовью к умирающему брату, девочка отправляется к старцу и просит его прийти исцелить болящего. В пути старец изнемог, он остановился в тени деревьев, стал творить молитву. И плодом его молитвы стал необыкновенный родник (назвали его Белый ключ), вода которого и исцелила болящего, а старец, сотворив последние молитвы здесь, на земле, отошел в обители небесные.

В этом устном предании можно было бы усомниться, если бы Господь новым чудом не явил еще одно свидетельство святости сего места. На озере, которое образовалось около источника (на фото), была обнаружена большая деревянная икона святой великомученицы Параскевы. Совершив молебен на месте явления святыни, икону перенесли в Усовку, в местную церковь Рождества Христова. На следующий день иконы в храме не оказалось, а вскоре она вновь была обнаружена на месте обретения, то есть на роднике. С еще большим благоговением и трепетом икону опять перенесли в церковь. И когда чудо на следующий день повторилось снова, решили перенести икону в соседнее село Елшанку. Впоследствии, возможно, именно это событие подвигло жителей Елшанки на строительство храма с приделом в честь великомученицы Параскевы. Со времени явления иконы каждый год, на десятую пятницу по Пасхе, духовенство и верующие совершали крестный ход к роднику. При этом происходило немало случаев исцеления от разных недугов. Исцелялись, в том числе, и страждущие от нечистых духов.

Интересны по этому поводу воспоминания Анастасии Агафоновны Горячевой, детство и юность которой проходили в Елшанке: "Однажды, совершая крестный ход, не взяли главную святыню — икону великомученицы Параскевы, по причине ее больших размеров, а самое главное, наверное, по причине нерадения. Когда крестный ход достиг родника, то все увидели страшное зрелище — в селе случился небывалый пожар. Милосердный Господь, конечно же, не столько вразумлял нерадивых, сколько предупреждал о том революционном "пожаре", который вскоре разгорелся в России".

Грянул 1917 год, была разграблена усадьба местной помещицы Катковой, что находилась на месте нынешнего села Коммуна. Наступили тяжелые времена, особенно для верующих, начались голод, повальные болезни, нависла угроза закрытия храма. До нас дошло очень мало сведений об этом периоде. В прошлом году на адрес Саратовского епархиального управления пришло письмо от Натальи Владимировны Дмитриевой, которая является праправнучкой последнего настоятеля Елшанской церкви, Гавриила Васильевича Архангельского. О нем и написала она в своем письме, сообщив следующее: отец Гавриил был кротким человеком и ревностным пастырем. Скончался он пятидесяти лет, заразившись холерой после отпевания крестьянина, умершего от этой болезни. Смерть его не была горькой случайностью. Господь избавил Своего верного раба от поругания безбожников. И подтверждение этого факта видится в следующем рассказе праправнучки священника. "Отпевать отца Гавриила приехал его друг, чардымский священник. Он вошел в пустой храм, где находилось тело покойного, люди стояли на улице. Батюшка достал свой гребень, расчесал им покойного, затем расчесался сам, поцеловал покойного друга и совершил чин отпевания. Сам он не заразился страшной болезнью, и это явилось для всех чудом".

Смерть последнего настоятеля прервала богослужения в храме и ускорила его закрытие, разграбление и полное разрушение, которое последовало в конце 20-х годов. Исчез и чудотворный образ великомученицы Параскевы. Однако, даже несмотря на гонения, вера не умерла. Как христиане первых веков, православные жители села стали собираться тайно, в домах с закрытыми окнами и дверями, а на праздники ходили молиться на родник. Эти моления были смелым исповеданием веры Христовой: у источника партийные активисты устраивали засады, пытаясь не пускать людей к святыне. Жители вспоминали: "Когда мы ходили на десятую пятницу по Пасхе на источник Параскевы, по нам стреляли из ружья, и мы прятались во ржи, а над нами пролетали пули". Даже осуждение двенадцати человек якобы за антисоветскую агитацию не смогло поколебать верующих. Вернувшись из заключения через десять лет, они не стали отступниками.

В августе 2004 года в Елшанке был освящен новый храм — во имя Новомучеников и исповедников Российских.

Сказки о "газовой купели", или чистейшей воды… обман

Стоит еще упомянуть, что местные богоборцы родник Белый ключ засыпали, но он пробивался вновь. Однако в наши дни кощунство и богоборчество все чаще проявляют себя не в таких видимых формах, а в обмане — в подмене истинных ценностей ложными, тем более, что нынешнее поколение и не пытается в них разобраться.

Десятилетия жизни без Церкви дали свои плоды: мы получили общество людей, в большинстве своем не верующих ни во что. Пожилые люди, отравленные идеями партии, пережившие крушение своих идеалов, часами просиживают, словно прикованные, перед экранами телевизоров. Те, кто помоложе, готовы верить любому, кто посулит материальное благополучие и избавление от болезней. Как тут не вспомнить слова апостола Павла, что брань наша не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Зло ныне надевает маску добра и маскируется православными символами.

Несколько лет назад в Коммуну приехали Александр и Марина Шадрины. Вскоре они развернули активную кампанию по рекламе "нового святого источника", называя его "первозданной нерукотворной купелью Богородицы". На саратовских телеканалах и в газетах замелькали репортажи и статьи о неких "откровениях", преподанных Шадриным. Особенно активную агитдеятельность развернули они через местную газету "Наша жизнь". Вот отрывок из материала, опубликованного 1 февраля 2002 года: "Очередной добрый и веселый праздник открылся жителям Коммуны и близлежащих сел — Крещение Господне. За полчаса до полуночи полторы-две сотни людей вдруг поднялись и пошли-поехали за много километров. Их души, накопившие в себе силы желания преображения, уловили ближайший магнит святости и повели к нему свои сопротивляющиеся и сомневающиеся тела. Пришли к воде-матушке — чистейшему созданию земли, и ждали начала. В полночь прозвучала первая молитва (из уст Марины Шадриной), и состоялось ритуальное освящение водицы крестом. Все приобщившиеся к священнодействию поняли…, что она несет в себе очищение-прощение и вливает силы благословения свыше. Те, кто не решился окунуться или просто омыться в источнике, не уходили, впитывая в себя энергетику одухотворенности, купались в разлитой вокруг ауре счастья".

Несмотря на то, что "нерукотворная" купель находится на газопроводе высокого давления не первой молодости, Шадрины пытаются доказать святость "своих" родников, ссылаясь на неведомых бабушек, которые, якобы, узрели на роднике Богородицу в розовом одеянии, купающую младенца, "а поодаль на горе у нее храм, не всеми видимый, только чистым взорам открываемый". Судя по тем же газетным публикациям, шадринские пиар-акции не проходят бесследно: "Вот уже третий раз состоялось празднование Богоявления и Крещения Господня. Видели бы вы сотни восторженных людей, живущих в этом ночном (так и хочется написать — кошмаре, поскольку купания не обходятся без пьянок и драк.— Авт.), освещенном фарами и свечами, "городе" на родниках. Это действительно всенощный восторг от приобщения к ритуалам святости, от победы над многочисленными человеческими страхами. Только к рассвету все машины смогли разъехаться, забирая с собой последних купальщиков, смывших с себя греховное и получивших благословение и защиту на целый год".

Читателю, тем более тому, кто ищет веры и тянется к святости, разобраться во всем этом трудно. Под видом православных обычаев в умы вливается гремучая смесь из самого грубого язычества и оккультизма. Представление о том, что купание в источнике смывает грехи и замещает покаяние, устраивает только тех, кто хочет успокоить свою совесть, получить что-то, не прилагая никаких собственных усилий. Тем же, кто по незнанию искренне заблуждается, хочется сказать: разгульные шадринские "крещения" не имеют ничего общего с Православием, так же, как их обещания исцелений от новоявленной "святыни" — с правдой.

Триста лет и три года

Широко разрекламированной "коммунской святыне" — три года. А в соседнем селе Елшанка происходит то настоящее и важное, что не требует искусственной шумихи. В храме Новомучеников и исповедников Российских совершается Божественная литургия. Несколько раз в год после нее, как и на протяжении сотен лет, крестный ход отправляется на святой источник Белый ключ, к часовне во имя великомученицы Параскевы.

С помощью Божией, по молитвам святых покровителей храма, святое место было благоустроено. На месте старинной часовни, разрушенной в годы гонений, установлена маленькая часовня-памятник, где в 2002 году и состоялось первое освящение воды. А с прошлого года попечителем святого места стал Виталий Дмитриевич Перевалов, директор завода по розливу бутилированной воды "Белый ключ". Его стараниями была построена удобная купальня. В этом году намечено еще немало работ по благоустройству родника и прилегающей к нему территории.

Минувшим летом у родника разместился детский православный лагерь, организованный священником Александром Ионовым. Гости помогали в ремонте Елшанской церкви, у родника читали акафисты, служили молебны, купались в святом источнике. Надеемся, что и в этом году дети приедут к Белому ключу: им здесь очень понравилось.