Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вера и личный пример
Просмотров: 3730     Комментариев: 0

Недавно в редакцию пришло письмо от юноши, жителя города Кузнецка соседней Пензенской области. Он заканчивает выпускной класс, ходит в храм, воскресную школу и пишет заметки на темы, которые волнуют его воцерковленных сверстников. Зовут этого юношу Алексей Морозов. Перед вами — размышления над вопросом о том, каким образом подросток, школьник может свидетельствовать о Христе. В принципе, выводы автора могут заинтересовать и уже взрослых наших читателей.

Безусловно, каждый православный христианин должен нести свет веры Христовой людям. Если раньше родители давали детям знания о Боге, то теперь порой происходит обратное: сами дети рассказывают мамам и папам о вере и Церкви, сами дети хотят вести жизнь более богоугодную, чем взрослые…

А вот может ли ребенок быть «апостолом» среди сверстников? По моему опыту, сегодня большинство учеников любого класса — верующие, но понятия о вере у них чаще всего очень размытые. Так почему бы православному ученику не рассказать о Боге своим сверстникам? Однажды в нашей воскресной школе зашел разговор об этом. Итогом его стало такое резюме преподавателя: «Ребята, говорите своим друзьям о Боге, обращайте их в православную веру. Пускай вам дадут за это подзатыльник — идите и на это. Будьте как апостолы». Я долго думал, стоит ли поступать так, как было предложено. В воскресном классе никто не попытался спорить с преподавателем — в том числе и я. Теперь хочется взглянуть на все под другим углом.

Сразу нужно определиться с главными участниками «апостольского служения». В данном случае это дети. И разговор о вере происходит между верующим и неверующим (либо сомневающимся) ребенком. Какова его основная цель? Сделать неверующего верующим. Но как это сделать? Как заставить неверующего мальчика или неверующую девочку пересмотреть свои взгляды?

В высказывании преподавателя из воскресной школы речь шла о подзатыльниках. Рассмотрим пример. Произошла драка между двумя учениками, оба из которых не верят. К ним подходит третий, начинает призывать дерущихся к миру, объяснять, что драться плохо, что нужно стараться жить в любви к ближнему. Существует два варианта развития событий: либо на «праведника» не обратят внимания, либо побьют. И это будет нормальной ответной реакцией. Ребенку трудно убедить другого поменять свои взгляды, если он не является авторитетным лицом для этого другого. Речь «праведника» ставит «грешника» в позицию обороняющегося. Вероятнее всего, «грешник» захочет ударить «праведника». Взрослые люди все-таки больше способны к самокритике, могут поставить свои идеи под сомнение — и исход ситуации может быть иным.

Допустим, что за веру Христову нужно страдать. Почти все апостолы приняли мученическую смерть, обратив в веру немалое количество людей. А что происходит в рассматриваемой нами ситуации? Обратился ли неверующий к вере? Нет. И скорее всего, даже когда «грешник» вырастет, при любом упоминании о Боге он будет вспоминать «праведника» и возвращаться в позицию обороняющегося. Другими словами, ребенок может получить травму, но при этом не совершить доброго поступка.

К тому же драка обычно происходит на глазах у множества сверстников. И вдруг выходит «праведник», чтобы сказать свое слово. За это слово его тоже бьют, он как будто принимает мученичество. И здесь очень высока вероятность лицемерия, когда захочется не веру донести, а просто выделиться из общей массы нарочитой праведностью или мученичеством. В Евангелии рассказывается о постящихся людях. Одни постятся и не показывают это, другие также соблюдают пост, но надевают маску угрюмости, чтобы все увидели, как они постятся, какие муки терпят. Господь говорит на это, что лицемерные уже получают награду свою на земле (Мф. 6, 2). Выходит, что описанное выше поведение не то чтобы приближает к Богу — оно отдаляет от Него. Свет веры не проникнет в сердце «грешника», а «праведник» оказывается… лицемером.

Хорошо, если лицемерия не будет, но соблазн все же очень велик, и рисковать не стоит. Так неужели школьник не сможет обратить в веру своих сверстников, одноклассников? Может, но действовать надо, как мне кажется, чуть-чуть иначе.

Рассказ о вере ставит неверующего человека в положение обороняющегося. Для того чтобы этого не происходило, необходимо все развернуть в обратную сторону. Нужно, чтобы он открылся для новой идеи, стал готовым принять ее. Как это сделать?

На выручку приходит метод авторитетов. Если вы не авторитет для человека, то каким бы хорошим ваш совет ни был, тот, кому он адресован, его не воспримет. Для того чтобы семена веры попали в почву и проросли, вы должны стать для неверующего человека авторитетом, примером в чем-то добром.

Если сверстники увидят наши личные замечательные поступки, продиктованные верой, — поступки, не просто слова, — тогда у неверующего возникнет вопрос: «Как ты это сделал?». И может быть, он даже спросит. Вот тогда и нужно говорить о своей вере. Целая проповедь не нужна — нельзя бросить в землю дерево и заставить его расти. Нужно бросить семечко. Упомяните о вере вскользь, невзначай. При следующей подобной ситуации поступите аналогично. Чем чаще это будет, тем лучше. Помните: часто, но понемногу.

Таким образом вы, может быть, сумеете донести свет веры до атеиста. Описываемый выше диалог обычно происходит не на глазах толпы, поэтому вероятность лицемерия сведена к минимуму. Такое поведение как раз больше всего и будет похоже на апостольское служение.

Газета «Православная вера» № 6 (506)