30 декабря Православная Церковь отмечает день памяти священномученика Петра Покровского, жизнь и мученический подвиг которого были связаны с саратовским краем.
Петр Иванович Покровский родился 26 февраля 1873 года в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии в семье священника Иоанна Покровского. В 1895 году окончил полный курс наук в Саратовской духовной семинарии со свидетельством второго разряда, состоял учителем в земских школах Сердобского уезда.
В 1899 году Петр Иванович был рукоположен во священника Преосвященным Иоанном (Кратировым), епископом Саратовским и Царицынским.
Отец Петр начал свое служение в храме Нерукотворного Образа Спасителя села Спасско-Александровка Петровского уезда Саратовской губернии. Кроме того он служил учителем в трех земских школах — до 1918 года, когда преподавание Закона Божия в школах было ликвидировано. В 1921 году он оставил служение в храме (возможно, храм был закрыт властями) и переехал в родительский дом в село Кондоль, где жил до 1924 года.
В 1924 году семья Покровских перебралась в Саратов. Отец Петр был назначен в Воскресенскую кладбищенскую церковь на Воскресенском кладбище города. Однако служить там священник не смог, поскольку его назначению предшествовали трагические события в истории Воскресенского храма. В 1922 году настоятель Воскресенского храма, протоиерей Сергий Ледовский, уклонился в обновленчество. Несколько лет «староцерковный» приход и настоятель-обновленец провели в затяжном конфликте, в результате чего 24 мая 1924 года Саратовский губисполком расторг договор с общиной храма «из-за распада коллектива верующих». Оставшийся без официальной регистрации храм прибрали к рукам обновленцы.
Отца Петра не допустили до служения в храме, но он остался служить на кладбище: совершал требы по приглашению верующих, одновременно призывая православных не обращаться за духовным окормлением к раскольникам-обновленцам.
Обновленческий «епископ» Саратовский Константин (Семенович) дважды предлагал будущему священномученику перейти в обновленчество, однако тот решительно отказался. Вскоре сам инициатор раскола протоиерей Сергий Ледовский принес покаяние в обновленчестве и присоединился к Патриаршей Церкви. Он получил назначение в Серафимовский храм и в течение 1927 года вел активную деятельность по убеждению причта и прихожан своего бывшего храма последовать его примеру и уйти из обновленчества.
25 июля 1928 года в доме святого Петра был произведен обыск «с целью обнаружения краденых вещей». Несмотря на то что никаких краденых вещей обнаружено не было, священник был в тот же день арестован угрозыском и препровожден в саратовский изолятор.
Реальной причиной ареста новомученика была его позиция противостояния обновленцам, которая давала плоды: осенью 1927 года настоятель кладбищенского храма священник Александр Пименов телеграммой запросил согласие находившегося в ссылке в городе Прикумске саратовского архиепископа Досифея (Протопопова) на переход прихода из обновленчества. Владыка Досифей ответил согласием, и клир и приходской совет при поддержке отца Сергия Ледовского начали подготовку документов на перерегистрацию общины. Торжественное богослужение по случаю воссоединения прихода Воскресенского храма с Церковью состоялось 20 июля. Однако уже через несколько дней активисты воссоединения были арестованы и храм был вновь захвачен обновленцами.
Обвинение в адрес отца Петра было шатким даже с точки зрения советского правосудия, поэтому приговор оказался весьма мягким: священник был освобожден из-под стражи с запретом проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, их губерниях и округах и Нижне-Волжском крае и с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года, считая срок с 25 июля 1928 года.
Срок своей ссылки отец Петр отбывал в Твери, после чего в 1932 году вернулся в Саратов, где нес священническое служение в Духосошественском храме.
11 октября 1936 года священномученик был вновь арестован Управлением НКВД по Саратовскому краю по обвинению в контрреволюционной агитации.
Ни в одном из предъявленных ему обвинений новомученик виновным себя не признал, но был приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. Оттуда отец Петр уже не вернулся. Он был вновь арестован во время ссылки, 24 ноября 1937 года, и приговорен к смертной казни.
Приговор был приведен в исполнение 30 декабря 1937 года в час ночи. Место погребения страдальца осталось неизвестным.
Петр Иванович Покровский был полностью реабилитирован: по архивному уголовному делу за 1936 год — 13 июля 1962 года Постановлением Президиума Саратовского областного суда, по архивному уголовному делу за 1928 год — прокуратурой Саратовской области 12 ноября 1996 года, по делу 1937 года — 6 июня 1990 года прокуратурой Павлодарской области.
20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, иерей Петр Покровский был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученика было определено совершать в день его мученической кончины. 29 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла имя священномученика Петра внесено в список Собора Саратовских святых.
Пресс-служба Саратовской епархии