30 сентября в храмах Саратовской епархии почтили память двух замечательных представителей саратовского духовенства — протоиерея Геннадия Махровского и священника Олимпа Диаконова. В этом году исполняется 105 лет со дня их расстрела. В ответ на теракт представителей партий анархистов и социалистов-революционеров в Московском горкоме РКП(б) «согласно резолюций саратовского совета и рабочей беспартийной конференции» 29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор». К расстрелу были приговорены 28 человек, в числе которых были протоиерей Геннадий Махровский и иерей Олимп Диаконов. Все приговоренные были казнены на следующий день, 17(30) сентября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.
Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в Костромской губернии, в семье псаломщика. В 1881 году окончил Казанскую духовную академию кандидатом богословия и стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии. В следующем году он был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви или, как ее еще называли, Старому собору — старейшему храму Саратовской земли, где прослужил 37 лет. С 1894 года он стал настоятелем Свято-Троицкой церкви, в 1904 году отец Геннадий был возведен в сан протоиерея. В 1919 году он был арестован как кандидат в Учредительное собрание. На допросе он показал: «Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался».
Иерей Олимп Яковлевич Диаконов родился в 1867 году в селе Богородском Хвалынского уезда Саратовской губернии. 15 июня 1889 года Олимп Яковлевич окончил Саратовскую духовную семинарию по II разряду и был рукоположен во диакона, а через три года — в сан иерея. Служил в Кузнецке, селах Камышинского и Аткарского уездов. С 1902 года являлся экономом Саратовской семинарии. Затем служил в Спасо-Преображенской церкви города. Был окружным миссионером г. Саратова и уезда, также он был членом миссионерского Братства Святого Креста. С 1912 года служил в Крестовоздвиженской (Казачьей) церкви города и в том же году был избран председателем общества хоругвеносцев при кафедральном Александро-Невском соборе (оба храма ныне разрушены). Арестован он был как якобы значащийся в списке членов Союза Михаила Архангела, на самом деле о. Олимп состоял в Союзе русского народа (до его закрытия).
Кроме двух пресвитеров были казнены князь Михаил Львович Голицын, генерал Владимир Ульянович Шидловский, жандарм Семен Абрамович Стобредов, князь Павел Дмитриевич Львов, полковник Борис Александрович Шахматов, жандарм Михаил Петрович Дитков, генерал Владимир Платонович Врангель, действительный статский советник Михаил Иванович Лупандин, Иван Ильич Филатов, Константин Христофорович Готовицкий, жандарм Афанасий Васильевич Григорьев, пристав Федор Прокофьевич Рудченко, присяжный поверенный Владимир Николаевич Поляк, Петр Николаевич Стулов, Степан Григорьевич Тихонов, жандарм Георгий Филиппович Крумм, пристав Дмитрий Афанасьевич Гетманцев, жандармский полковник Георгий Давыдович Джакелли, пристав Леонтий Леонтьевич Семукин, дворянин Иван Федорович Максимов, Иван Ефимович Морозов, Владимир Арсентьевич Шишкин, Антон Николаевич Бринарделли, Иван Иванович Гильгенберг, полицмейстер Федор Егорович Трофимов и Василий Иванович Бугровский.
Вскоре, на заседании Саратовской чрезвычайной комиссии 9 октября 1919 года, к расстрелу были приговорены еще 13 человек, в том числе епископ Герман (Косолапов), иерей Михаил Платонов и протоиерей Андрей Шанский. После их расстрела на Воскресенском кладбище появился поклонный крест с именами пяти священнослужителей, ныне установлены новый крест и плита с 41 именем казненных в 1919 году. Священномученики Герман, епископ Вольский, и пресвитер Михаил Платонов причислены к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Пресс-служба Саратовской епархии