В феврале 1958 года архимандрит Пимен прочёл первую лекцию по курсу пастырского богословия, после чего ему было присвоено звание доцента Московской духовной академии. В ней он подчеркнул: «Чтобы вести к духовной жизни, нужно самому жить этой духовной жизнью, не стоять на месте, но неустанно стремиться к почести горнего звания (ср.: Флп. 3, 14), сохраняя во всей целости без порока и дух, и душу, и тело (ср.: 1 Фес. 5, 23)». Архипастырские труды архиепископа Пимена на Саратовской кафедре продолжались без малого 29 лет, и его управление церковной жизнью нашего края, как сейчас видится, во многом поверялось этим утверждением — без собственного духовного стремления невозможно привлечь к этому движению свою паству. В 2023 году исполнилось 30 лет со дня отшествия ко Господу и 100 лет со дня рождения приснопамятного саратовского архиерея. Его жизненному пути посвящена эта статья.
Под покровом чудотворной Смоленской иконы Божией Матери 26 сентября 1923 года в городе Смоленске, в семье Евгения Михайловича Хмелевского, работавшего юрисконсультом, и сестры милосердия (впоследствии работника сферы статистики) Марии Евгеньевны Львовой, родился сын, во Святом Крещении нареченный Димитрием. Отцу было в то время 39 лет, матери — 40, они происходили из дворянского сословия. В последний год своей жизни, на гражданское новолетие 1993 года, архиепископ Саратовский и Вольский Пимен сделал следующую запись в дневнике, который вел до последних дней: «…Вспоминал о своих детских годах, они как будто недавно были. И вот уже 70 лет. Помню, мама рассказывала мне, что когда я рождался (в Смоленске на Одигитриевской улице), то в этот момент звучал в Успенском соборе колокольный трезвон. Это была всенощная перед Воздвижением. А когда спустя несколько дней меня крестили, то крестивший меня иеромонах Симфориан, по рассказам моей няни Людмилы Анастасьевны Красносельской, поцеловал мои пальчики, и когда мама моя спросила, зачем он это делает, он сказал: “Монахом будет”, а потом еще раз поцеловал пальчики и сказал: “Архиереем будет”. Этот рассказ няня передала мне, когда мне было 18 лет, то есть еще ни о каком монашестве речь не шла».
Восьми лет Дмитрий Хмелевской поступил в среднюю школу, и в 1941 году окончил 9 классов средней школы № 26. В последний год обучения, в июне 1941 года, директором школы Андрониковой ему была выдана похвальная грамота за отличные успехи и примерное поведение. Владыка Пимен позднее признавался: «Не известно, что бы стало с Димой Хмелевским, не окажись он случайно на антирелигиозной лекции. Докладчик-атеист так неуклюже доказывал, что Бога нет, так примитивно высмеивал находившуюся в зале богомольную старушку, что мне захотелось разобраться во всем самому. Я пошел в церковь, там мне все понравилось, я нашел и стал читать Евангелие — и поверил, как верую и сейчас».
Когда владыка Пимен, по приглашению архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), присутствовал на открытии местного духовного училища в 1990 году, он в своем слове к воспитанникам упомянул, что родом из Смоленска и что «своими глазами видел, как с собора сбрасывали колокола и разбивали их на части».
В начале Великой Отечественной войны семья осталась в оставленном Красной армией Смоленске. По словам последнего при владыке секретаря епархии священника Александра Мурылева, «владыка вспоминал, что пищу смолян в то время составляли луковицы, которые выкапывали в полях и пекли, больше никакой провизии не было. Недостаточное питание еще долго будет сказываться на его здоровье...». От недостатка питания и болезней родители Дмитрия умерли с разницей в месяц в 1942 году и были похоронены на Польском городском кладбище Смоленска. Сироту приютила семья митрофорного протоиерея Иоанна Андреевича Голуба — отца Иоанна и его матушку Стефаниду Ивановну он позже называл приемными родителями.
Стремясь посвятить себя служению Церкви Христовой, Дмитрий избрал для себя пастырско-иноческий путь жизни. С 7 октября 1943 года он стал послушником Жировицкого Свято-Успенского мужского монастыря и около двух лет нес послушания сельскохозяйственного рабочего и кладовщика. 16 февраля 1944 года он был пострижен в монашество с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого († ок. 450 г.) наместником монастыря игуменом Боголепом (Анцухом; 1911–1978). Владыка Пимен вспоминал: «Он хорошо меня принял, подарил подрясник… <...> Прежде чем дать мне имя Пимен, он написал 10 имен на 10 бумажках, смешал их в скуфье и вытянул одну. Вскоре он сделал меня еще и уставщиком. Монахи шутили тогда, что на отце Пимене держится весь монастырь. Монахов тогда было мало, человек 20». В монастыре отец Пимен исполнял обязанности ризничего, келаря и секретаря канцелярии. Известно, что к 1947 году он сменил свое гражданское имя на иноческое и в документах: в паспорте значилось «Пимен Евгеньевич Хмелевской».
27 октября 1944 года состоялась хиротония в сан иеродиакона, 20 мая 1949 года — в сан иеромонаха с награждением набедренником. В июле 1949 года иеромонах Пимен окончил Минскую духовную семинарию — первым учеником, имея всего три «четверки»: по катехизису, церковному уставу и церковнославянскому языку. После этого он был направлен в Московскую духовную академию, которую окончил весной 1953 года со степенью кандидата богословия, заняв второе место в разрядном списке. Кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с вопросом о его нравственном совершенстве» было аттестовано пятью баллами. Как лучший выпускник из окончивших академию иеромонах Пимен был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре нравственного богословия. С 1953 по 1955 год служил священником Крестовой Патриаршей церкви в Москве, архивариусом Московской Патриархии, с 1 августа 1953 года — преподавателем катехизиса в Московской духовной семинарии.
В пасхальную ночь 17 апреля 1955 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) иеромонах Пимен (Хмелевской) был возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 3 мая 1955 года он был командирован в Израиль для участия в работе Русской духовной миссии в Иерусалиме в должности члена миссии. Отец Пимен с особым благоговением совершал богослужения во всех пяти храмах миссии на Святой Земле. Решением Священного Синода от 20 февраля 1956 года игумен Пимен (Хмелевской) был назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 27 марта 1956 года архиепископом Тивериадским Венедиктом (Пападопулосом), будущим Патриархом Иерусалимским и всея Палестины, игумен Пимен был возведен в сан архимандрита с возложением на него креста с украшениями, митры и вручением жезла, согласно положению о начальнике миссии.
Служение архимандрита Пимена в Иерусалиме проходило на фоне многочисленных политических конфликтов, арабо-израильской войны, конфликтов, связанных с самовольным захватом зданий и земли миссии, в тяжелых экономических условиях. Вместе с тем на Святой земле исполнилось его заветное желание — поклониться Гробу Господню, и он признался в беседе с архиепископом Афинагором: «Теперь могу спокойно умирать, потому что исполнилось то, о чем я так долго мечтал и молился». Несколько позже архимандрит Пимен побывал в величайшей святыне Востока — Лавре преподобного Саввы Освященного. Как потом выяснилось, он стал первым священником из России, посетившим эту Лавру после 1914 года.
Митрополит Гор Ливанских Илия наградил отца Пимена орденом Антиохийской Церкви святого Апостола Марка II и III степени, ему была вручена грамота, подписанная Блаженнейшим Папой и Патриархом Христофором. При отце Пимене пополнился состав насельниц Горненского монастыря: 9 августа 1955 года в обитель прибыла первая группа монахинь из СССР — семь человек, 12 июня 1956 года — еще шесть инокинь. В монастырь начали проводить электричество. Миссия приобретала инвентарь и прочие материалы, необходимые для обслуживания паломников.
Палестинский климат разрушительно подействовал на здоровье архимандрита Пимена, и его самочувствие резко ухудшилось. Решением Священного Синода от 25 сентября 1957 года архимандрит Пимен был освобожден от должности с откомандированием в распоряжение Святейшего Патриарха Алексия I. В последующие годы владыка Пимен часто возвращался к этому периоду своей жизни в проповедях с амвона: «Говорить о Святой Земле легко. Моя душа полна священных воспоминаний, связанных с моим служением в Иерусалиме и других святых местах».
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 12 ноября 1957 года архимандрит Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Он нес это послушание с 1957 по 1965 год. В период служения в лавре происходит знакомство отца Пимена с широким кругом представителей как отечественной, так и зарубежной творческой интеллигенции, посещавших эту великую святыню Русской земли. Общение со многими из них — как личное, так и эпистолярное — владыка поддерживал потом всю свою жизнь. Это были художники Рокуэлл Кент, Илья Глазунов, Николай Бенуа, музыкант Мстислав Ростропович, композитор Бенджамин Бриттен, оперные исполнители Александр Огнивцев, Галина Вишневская, поэт Алексей Марков, писатели Корней Чуковский, Иван Соколов-Микитов, Анастасия Цветаева, Владимир Солоухин и многие другие.
В 1957–1959 годах отец Пимен преподавал пастырское богословие в Московской духовной академии — на I, II и III курсах (6 часов в неделю). В декабре 1957 года он подал стипендиатский отчет «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова». 27 марта 1958 года Святейший Патриарх Алексий I утвердил архимандрита Пимена в звании доцента. Причитающуюся ему зарплату, по его заявлению, стали перечислять в фонд Церковно-археологического кабинета академии. В 1960 году Святейший Патриарх благословил восстановить в МДА кафедру логики и занять ее доценту архимандриту Пимену, который, собственно, и был инициатором ее возобновления и впоследствии, по 1965 год, преподавал логику на I курсе академии.
15 ноября 1959 года Святейший Патриарх Алексий I благословил введение в действие Устава Троице-Сергиевой Лавры, составленного наместником архимандритом Пименом. В 1963 году деятельный наместник также переработал чин монашеской исповеди, приспособив его к настоящему времени.
15 декабря 1959 года архимандрит Пимен по личной просьбе Анны Михайловны Флоренской — вдовы ученого-священника — совершил отпевание отца Павла Флоренского. К этому периоду относится его общение с церковным песнотворцем священноисповедником Афанасием (Сахаровым) — автором службы Собору всех святых, в земле Российской просиявших, и труда «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».
Постоянная нехватка братии, вызванная препятствиями властей прописке насельников монастыря, была характерной чертой того времени. С декабря 1958 по август 1959 года органы милиции не прописали в лавре ни одного человека, хотя выбыло из обители за этот период 11 человек. 19 марта 1961 года архимандрит Пимен записал в дневнике: «Вчера вечером и утром за ранней обедней арестовывали верующих в храме. Были вопли и плач. Иностранцы видели, как ко мне бежали прихожане с воплями». На Пасху, 29 апреля 1962 года, отец наместник сделал дневниковую запись: «Ночью был японский посол и 14 его сотрудников. На клиросе им было страшно стоять из-за хулиганов. Какой-то бандит хотел меня ударить во время крестного хода». Помимо силовых методов устрашения лаврских насельников и паломников, власти действовали и путем лживой пропаганды.
На протяжении всех лет наместничества архимандрита Пимена происходило переселение жильцов, занимавших помещения лавры, в новые городские дома. Для ускорения работ Московская Патриархия взяла на себя строительство пяти новых четырехэтажных домов.
«Перечень лиц, постриженных Наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) в 1958–1964 годах», содержит имена 64-х человек. Среди этих воинов Христовых 3 марта 1961 года отцом Пименом был пострижен в монашество будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Результатом стремлений Совета по делам Русской Православной Церкви избавиться от слишком активного наместника лавры стало Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода от 22 декабря 1964 года, согласно которому ему определено быть епископом Саратовским и Волгоградским. За Божественной литургией 10 января 1965 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием архимандрит Пимен (Хмелевской) был рукоположен во епископа.
29 января 1965 года новохиротонисанный епископ прибыл в Саратов. Прежде всего он посетил Свято-Троицкий кафедральный собор, приложился к его святыням, к чудотворному образу Спаса Нерукотворного и помолился о помощи Божией на своем новом поприще. Саратов стал его кафедральным городом со дня архиерейской хиротонии и до последнего часа земной жизни.
В первый же месяц его архиерейства Волжской эпидемиологической станцией было вынесено решение «о прекращении эксплуатации Троицкого и Духосошественского соборов». Молодой архиерей перед тем отправился в Москву и встретился с председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедовым. Это сыграло решающую роль в том, что соборы не были закрыты, а компромисс был найден — решено было сократить целование икон. Спустя всего год архиерейского управления владыки Пимена число действующих храмов в епархии было увеличено до тридцати, вследствие урегулирования вопроса о регистрации гражданскими властями исполнительных органов пяти приходов. В 1966 году стараниями владыки Пимена был открыт храм в селе Нижняя Добринка Волгоградской области, число приходов в епархии достигло 31, и это количество не менялось 22 года, вплоть до юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.
О посещении больших приходов владыка записал: «...народа много, иконы старинные, всюду чистота, цветы. Дохнуло какой-то древней Русью. По пути в Саратов искупались в реке Медведице. Места по берегам реки очень красивые, напоминают Иордан». И уже совсем скоро в его дневнике появляется знаменательная запись: «Такое впечатление, будто всегда жил в Саратове и всегда был Саратовским епископом».
Для представления о тотальном контроле власти за жизнью епархии и деятельностью Саратовского архиерея можно привести один факт: в первые годы пребывания на кафедре владыки Пимена в Совет по делам религий от уполномоченного были посланы статистические данные о количестве крещений, сопровождающиеся подробным исследованием «религиозной обрядности среди молодежи». Приводились сравнительные данные в таблицах: кто крестил детей — мужчины или женщины, какого возраста, сколько матерей-одиночек, в каких храмах, сколько рабочих, сколько крестьян, сколько интеллигенции — и даже «из откровенных бесед с родителями и других источников» подробно выяснялись причины крещения. На Пасху 1967 года в Вознесенской церкви Аркадака комсомольцы не пускали детей в церковь, отбирали их у матерей, записывали фамилии и адреса. Без санкции уполномоченного невозможно было провести ни одного значимого кадрового или хозяйственного решения.
2 мая 1970 года владыка в своей домовой церкви обвенчал Мстислава Леопольдовича Ростроповича и Галину Павловну Вишневскую, на следующий день они присутствовали за Божественной литургией и причащались. Об этом было тут же донесено уполномоченному, который стал безосновательно обвинять архиерея в нарушении законодательства.
В декабре 1985 года уполномоченный И.П. Бельский писал председателю Совета по делам религий, что «в деятельности архиепископа Пимена отчетливо просматривается недовольство положением церкви в СССР, упорное стремление увести церковь из-под контроля органов власти, расширить ее влияние на население. Пимен считает, что настало время, когда требования церкви должны быть обязательными для органов власти. “Они должны,— как выражается Пимен,— работать на церковь”». Доклад завершался требованием убрать архиепископа Пимена с Саратовской кафедры, «поскольку его дальнейшее пребывание в Саратове крайне нежелательно», вплоть до увольнения его за штат.
В 1968 году епископ Пимен временно, менее полугода, управлял Астраханской епархией. По сохранившимся свидетельствам, «такое краткое время управления владыкою Пименом Астраханской епархией, казалось, вряд ли могло оставить след в душах верующих астраханцев, но они, несмотря на это малое время, запомнили и полюбили своего архиерея. Причиной тому — сама необыкновенная личность владыки Пимена, в страшное время гонений на Церковь олицетворявшего собою образ пастыря деятельного, не боявшегося ради правды церковной идти на прямой конфликт с властью. Он был замечательным проповедником, а богослужение для него стало просто целью его жизни, и совершал он его вдохновенно, с какой-то необъяснимой радостью...»
Любовь владыки к богослужению отмечали многие, и как-то он сам записал в дневнике: «Всю Страстную Седмицу служил напряженно, с чувством, с радостью. Однако очень устал за эти дни... А как хочется каждую минуту пасхального богослужения ощущать большую духовную радость и утешение».
Владыка отмечает в своем отчете, что духовенство епархии неукоснительно проповедует слово Божие. «Время от времени духовенство присылает мне образцы своих проповедей (примерно две проповеди в год), после чего авторы церковных поучений получают от меня советы и замечания по поводу стиля и содержания присылаемых проповедей». Целью этого, как подчеркивал владыка Пимен, являлась проверка грамотности и эрудированности пастырей-проповедников, поддержание их богословской работоспособности, «дабы они не погрязли в мелочах житейских и в повседневных заботах и не забыли своего главного долга — постоянно расти в богословских познаниях и самообразовании».
Отдушиной для владыки оставалось искусство — классическая музыка и русская литература, богословские труды, переписка и встречи с близкими людьми. За свою жизнь владыка собрал объемную фонотеку — около трех тысяч грампластинок. Как большой знаток и ценитель классической музыки с 4 по 7 июля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен был по приглашению министра культуры СССР почетным гостем на Конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Многие пользовались богатейшей (около 3500 книг) библиотекой владыки Пимена, содержавшей редчайшие богословские издания. Некоторые дореволюционные издания в ней были с факсимиле знаменитых авторов. 402 книги он передал открывшейся Саратовской семинарии.
2 сентября 1977 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен удостоил Преосвященнейшего Пимена сана архиепископа.
Главный художник театра «Ла Скала» Николай Бенуа, ведший переписку с владыкой, незадолго до конца своей жизни, в декабре 1985 года, писал: «…дорогой, родной наш отец Пимен! <...> Благодаря Вам, благодаря встречам с Вами в сердце моем укрепилось убеждение в правоте именно Православной Церкви, в ее абсолютном превосходстве перед всеми другими верами. Кто может отрицать ее беспредельную красоту, возвышенность ее идеалов, кристальную чистоту царящего в ней Духа, достигшего ныне предельной возвышенности? Укреплением моих взглядов в этом отношении я обязан именно Вам, дорогой отец Пимен, и не потому, что мы имели обширный обмен мнений по этому поводу, ибо таковым никогда не было бы и конца, а вот Ваша личность уже имеет в себе нечто, что воздействует непосредственно на дух, придавая ему силу в борьбе с сомнениями и с соблазнами на простецкие, матерьялистические объяснения смысла жизни и всего созданного Богом мироздания».
Сближение государства и Церкви стало явственно во время всесоюзного празднования 1000-летия Крещения Руси, которое широко отмечалось и в Саратове при активном участии владыки Пимена. 26 апреля 1988 года архиепископ Пимен был приглашен в Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского для прочтения на кафедре истории СССР лекции на тему «1000-летие Крещения Руси». В 1989 году стали постоянными выступления владыки Пимена по приглашению различных учебных заведений, учреждений и предприятий; он дает интервью для печати, телевидения и радио, участвует в «круглых столах», появляются интервью и других духовных лиц епархии. В 1990 году с предисловием владыки Пимена была издана книга В.Х. Валеева «Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрированный справочник», впервые обобщившая сведения о церковных сооружениях города. Владыка в кратком обращении к читателю прозорливо отметил: «Справочник также ценен как для тех, кто собирается восстановить, реставрировать пришедшие в запустение молитвенные сооружения, так и для тех, как это ни фантастично звучит, кто мечтает восстановить храмы, от которых сейчас не осталось камня на камне. Всему свое время»
После 1000-летия Крещения Руси количество храмов стало постепенно возрастать; за 1989 год в епархии было зарегистрировано 18 новых приходов, за 1990 год — 32 новых прихода, епархия насчитывала уже 82 церкви. Храмы реставрировались на средства, постепенно собираемые прихожанами, и на дотации от Епархиального управления, которые базировались на взносах наиболее крупных и обеспеченных храмов в общеепархиальный реставрационный фонд. Владыка замечал: «В провинции, в районах дело с передачей идет легче, местами даже колхозы помогают с жильем для священника, с домом для молитвенного дома, с стройматериалами для храма...». За два года, с 1988 по 1990, количество крещений выросло более чем в два раза, венчаний — в шесть раз. Члены епархиального совета, настоятели давно действующих крепких приходов, на которых по благословению архиерея легло попечение о новых приходских общинах, просили владыку больше не увеличивать количество приходов. На эти просьбы владыка спокойно отвечал: «Сейчас надо брать всё».
С началом перестройки владыка Пимен перестал быть «невыездным». В 1987 году, спустя 30 лет после его последней поездки за границу, он посетил Германию. В 1988 году в Лондоне делегация Саратовской епархии была гостеприимно принята митрополитом Сурожским Антонием (Блумом). В 1989 году владыка участвовал в 23-м Кирхентаге в Западном Берлине, где беседовал с президентом ФРГ Р. Вайцзеккером, затем посетил Польшу. В том же году во главе паломнической группы архиепископ Пимен спустя долгие годы вновь посетил Святую Землю.
«Битва за семинарию» — так охарактеризовал владыка Пимен в отчете попытки возобновить в Саратове деятельность духовной школы. В результате многочисленных, в течение трех лет, обращений управляющего епархией в органы законодательной и исполнительной власти Саратова и в немалой степени благодаря настойчивости епархиального юриста Л.Ф. Мануковской вопрос о судьбе Архиерейского дома, где предполагалось разместить семинарию, был вынесен на сессию Саратовского городского совета. 25 сентября 1992 года духовная школа вновь открылась после многолетнего перерыва и был набран первый класс. С 1991 года в разных храмах епархии начали свое существование воскресные школы, к концу 1993 года их было уже восемь.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода в 1991 году в связи с увеличением количества приходов (в Саратовской епархии уже был 101 храм) была возрождена Волгоградская епархия. Саратовская епархия стала находиться в пределах только Саратовской области, возглавлял ее также архиепископ Пимен — с титулом «Саратовский и Вольский».
Владыка Пимен начал работу по сбору материалов о духовенстве и мирянах, невинно пострадавших в годы массовых политических репрессий — был составлен первый их Синодик. В ответ на его запрос в период с июля 1991 по май 1992 года из архива госбезопасности Саратовскому епархиальному управлению были переданы 19 списков, включавших в себя в общей сложности более 900 имен репрессированных христиан. Он уделял внимание средствам массовой информации, регулярно публиковал свои статьи и проповеди в «Журнале Московской Патриархии», а также в воссозданном им журнале «Саратовские епархиальные ведомости».
22 августа 1991 года владыка был приглашен на внеочередную сессию Горсовета по случаю провала попытки захвата власти ГКЧП. В своей речи он объяснил позицию Русской Церкви в дни путча: «Патриарх осудил ГКЧП и воззвал ко всем православным верующим с осуждением этой группы». По просьбе депутатов в Свято-Троицком кафедральном соборе он отслужил благодарственный молебен и панихиду по погибшим в эти дни.
За почти 29 лет служения владыки Пимена в Саратовской епархии им было совершено 328 пресвитерских и диаконских хиротоний. Заметным и важным деянием владыки стало открытие летом 1992 года храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской в исправительно-трудовой колонии № 33 — первого в России православного храма в местах лишения свободы, он стал обслуживаться причтом Свято-Троицкого собора. В 1993 году по просьбе военных властей в военно-химическое училище Саратова, которое занимало бывший монастырский комплекс, был назначен священник, который стал руководить реставрацией храма, производившейся за счет военного училища. Этот первый в России военный храм был освящен уже после кончины владыки Пимена.
Летом 1993 года Саратовская епархия удостоилась посещения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его Святейшество посетил вновь открытые храмы города Саратова, Свято-Алексиевский женский монастырь, Саратовскую духовную семинарию, 22 июня совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе и панихиду по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны на Соборной площади. Во время торжественного акта в семинарии в своем слове Высокопреосвященный Пимен рассказал Святейшему о преобразованиях церковной жизни в Саратовской епархии. Вскоре стало ясно, что эта речь перед Святейшим являлась по сути подведением итогов земной жизни владыки Пимена.
Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен мирно почил о Господе 10 декабря 1993 года. Отпевание владыки совершил 12 декабря, при большом стечении саратовской паствы, архиепископ Волгоградский Герман. Погребен архиепископ Пимен у алтарной апсиды Свято-Троицкого собора.
Владыка Пимен за свою жизнь был награжден орденами Русской Церкви: Святого равноапостольного великого князя Владимира I степени, Преподобного Сергия I и II степени, Святого князя Даниила Московского I и II степени и Патриаршим крестом. Также был награжден орденами Александрийской Церкви — святого Апостола Марка II и III степени, Антиохийской Церкви — святых первоверховных апостолов Петра и Павла I и II степеней; Неопалимой Купины Архиепископа Горы Синайской I, II и III степеней; Святого Креста (Ливан) II и III степеней. Кроме того, он был удостоен Патриарших крестов от Патриарха Болгарского Кирилла и Патриарха Румынского Юстиниана.
Спустя десять лет со дня кончины владыки Пимена, в 2003 году, были организованы и стали ежегодно проводиться Межрегиональные образовательные Пименовские чтения, послужившие продолжением трудов владыки Пимена по налаживанию контактов Церкви с представителями научного сообщества и творческой интеллигенции. Были изданы в трех томах (2008, 2011, 2014) его «Дневники», содержащие уникальный материал по истории Саратовской епархии.
Многие были духовно согреты благодатным временем правления Высокопреосвященнейшего Пимена, уже ставшим частью истории Саратовской епархии. И саратовская паства — духовенство и миряне, соприкасавшиеся в своей жизни с личностью архиепископа Пимена,— поминают его с благодарностью в своих молитвах.