Карантин не повод сидеть сложа руки — в этом уверены все герои нашего репортажа. Преподаватели воскресных школ, участники приходских молодежных обществ и просто прихожане храмов ищут способы, как общаться в Интернете не только интересно, но и продуктивно.
Выйти из зоны комфорта
«Динь-дон, звенит звонок, начинается урок, все игрушки уберем и занятие начнем!» — педагог детского центра «Колосок» при саратовском храме равноапостольной Марии Магдалины Елена Геннадьевна Кишова приветствует малышей на музыкальном занятии. Только все дети сейчас дома, а на своего преподавателя смотрят через экран — у кого-то смартфон или планшет, у кого-то ноутбук. Видеоурок — совсем как обычный — начинается с молитвы: преподаватель напоминает детям, как складывать пальцы для крестного знамения, и поет «Господи, благослови…». За 15–20 минут ребята успевают и песенки выучить, и с новыми инструментами познакомиться, и поиграть. Без помощи родителей, конечно, дошкольникам не обойтись: надо проследить, чтобы ребенок все правильно выполнил, да и реквизит вовремя подать (в описании урока указано, что именно потребуется).
— Родители наших воспитанников буквально забрасывали нас сообщениями с просьбами хоть как-то возобновить общение,— рассказывает Ульяна Владимировна Абрамова, заместитель директора детского развивающего центра «Колосок».— Мы с педагогами решили делать видеоуроки. Все видео есть в общем доступе на нашем Youtube-канале, поэтому родители в любое время могут заниматься с детишками самостоятельно.
Ульяна Владимировна признается, что тем преподавателям, которые раньше никогда не вели блоги, не снимали видео, на первых порах сложно: помимо технических проблем, есть еще внутренний эмоциональный барьер, который необходимо переступить.
— Мы столько новых слов и терминов узнали за время карантина,— улыбается она.— Я сама установила программу для видеомонтажа, пытаюсь монтировать наши видео, хотя никогда этим не занималась. Конечно, бывают ляпы, но для новичков это простительно. Мы стараемся, чтобы наши видеоуроки с каждым разом были лучше. Вообще, планировать занятия для детей дошкольного возраста сложнее, чем для школьников: чтобы удержать их внимание у экрана, должен быть фейерверк различных идей, игрушек, которые будут появляться перед ними. Современные дети рано получают доступ к гаджетам, и такие дистанционные занятия им на пользу: так они привыкают смотреть не только мультики, но и обучающие видео.
Онлайн-занятия «Колоска» проходят в прямом эфире сети «Инстаграм»: дети занимаются ритмикой, музыкой, рисованием, лепкой.
— Ребята были очень рады видеть друг друга, родных педагогов,— вспоминает Ульяна Владимировна первое такое занятие.— Сразу понесли к экрану своих собак, котов. Видно, что общения со сверстниками им сейчас не хватает. Конечно, дистанционное обучение отличается, а с маленькими детьми тем более важна связь вживую, но пока приходится работать в таком режиме, чтобы ниточки, связующие нас, не рвались. Главное — не скатываться в уныние, быть готовым выйти из зоны комфорта, и тогда все получится.
Время для развития
Не остановилась и работа в воскресных школах. Педагоги размещают в группах социальных сетей тематические материалы, задания, кто-то снимает видеоуроки.
— В дистанционном обучении есть определенные трудности, но в то же время это создает условия для развития материальной базы воскресных школ, повышения квалификации педагогов, освоения современных технологий,— размышляет настоятель храма пророка Божия Илии на Ильинской площади Саратова священник Дионисий Каменщиков. Для учащихся младших групп воскресных школ отец Дионисий запустил интересный флешмоб «Учим молитвы»: родители разучивают с ребенком краткую молитву, записывают ее на видео и размещают в социальных сетях с хештегом #учим_молитвы. Первой участницей стала пятилетняя Ксения, дочка отца Дионисия. Затем к ней присоединились не только воспитанники воскресной школы Ильинского храма, но и ребята из других приходов.
— Даже из Омска одна девочка приняла участие,— отмечает отец Дионисий.— Приглашаем всех попробовать, ведь обычно родителям достаточно сложно мотивировать ребенка выучить молитву, а тут дети воодушевляются примером сверстников.
Всегда на связи
«Из-за распространения коронавирусной инфекции встреча отменяется» — эта запись в группе «ВКонтакте» молодежного клуба «Ладья» саратовского храма во имя святителя Митрофана Воронежского появилась месяц назад. Казалось бы, никаких новостей в группе в обозримом будущем ждать не стоило — разве что поздравят с днем рождения кого-либо из участников. Молодежные общества ведь не школа и не университет — ни обязательной программы, ни экзаменов, а просто пообщаться и по телефону можно. Но не все «молодежки» смирились с вынужденными каникулами.
— Если пока нет возможности проводить еженедельные встречи, это не значит, что общение между ребятами должно прекратиться,— рассуждают кураторы «Ладьи» Елена и Андрей Артемьевы.— В нашей группе «ВКонтакте» около четырехсот человек, а так как ленты новостей сейчас в основном вызывают панические настроения, мы решили придумать что-то позитивное и предложили поделиться творчеством.
«Ладья» часто устраивала на своих пятничных встречах творческие вечера, теперь же молодые люди записывают видео, где они читают стихи, поют или играют на музыкальных инструментах, и размещают в соцсетях с хештегом #Ладья_на_связи. И, конечно, за этим тут же следуют лайки, комментарии, обсуждения.
— Ребята сразу откликнулись, начали присылать свои видео,— говорит Андрей Артемьев.— Приятно увидеть знакомые лица, пусть даже и виртуально. Сейчас у всех есть камеры в телефонах, ноутбуках, снимать такие ролики несложно — хотя все волнуются, ведь хочется, чтобы звучало выразительно. У меня, например, что-то получилось только с восьмой или девятой попытки. Лена за этим наблюдала и предложила выложить потом и «неудачные» дубли, чтобы показать ребятам: не надо переживать, если что-то выйдет не очень гладко,— главное, не терять связи друг с другом. Мир ставит перед нами новые задачи, и нам нужно нести в него что-то светлое, пусть даже виртуально. Слово, сказанное на камеру, может и должно приносить пользу.
Про просветительскую деятельность в «молодежке» тоже не забывают: 10 апреля в «Ладье» возобновились беседы со священником, пока только в онлайн-формате — на платформе Discord. Настоятель Митрофановского храма священник Игорь Москвичев рассказал о праздновании Пасхи: как ее встречали в Ветхом Завете, как она праздновалась во времена апостолов. Ребята узнали об особенностях пасхального богослужения. Такой формат беседы оказался очень удобным — ведь принять участие в беседе могут даже те, кто находится за пределами Саратова.
На странице в Instagram молодежного общества «Надежда» храма в честь Рождества Христова г. Саратова еженедельно проходят прямые эфиры c клириком храма священником Петром Пчелинцевым. Он рассказывает слушателям о предстоящих церковных праздниках.
— В беседах участвуют не только ребята из нашего общества, но и прихожане,— отмечает отец Петр.— Для меня такой формат общения был очень непривычным: говорю, не видя людей и не ощущая их реакции на слова. Сейчас ситуация потихоньку меняется: зрители пишут больше комментариев, задают вопросы как по теме беседы, так и из других сфер церковной жизни. Пока в планах проводить эфиры до окончания режима самоизоляции, но, может быть, продолжим и дальше, если это будет востребовано.