Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

В каждом из нас есть лекарство от рака
Просмотров: 3319     Комментариев: 0

На этом фото справа жительница Нижнего Новгорода Екатерина Румянцева, а слева — гражданин Германии Себастьян Бауэр. Если бы не Себастьян, Кати уже давно не было бы в живых. Шесть лет назад девушке, больной раком крови, сделали пересадку костного мозга. Донора для нее нашли аж в Саксонии. Себастьян оказался для россиянки генетическим близнецом. 12 марта в Москве на научной конференции, организованной Национальным регистром доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (далее — Национальный РДКМ), молодые люди впервые встретились.

«Во мне его кровь», — шептала Катя со слезами на глазах, пока Себастьян с букетом в руках шел к ней по залу. Участники конференции аплодировали им стоя. Для наших соотечественников Себастьян — герой, ведь он спас жизнь человеку. Но для самого Себастьяна это обычная история, на его родине быть донором костного мозга естественно, привычно и необходимо. В центре этого фото — наша землячка Олеся Дубовская, она недавно стала волонтером Национального РДКМ от Саратовской области. Мы поговорили с Олесей о том, что привело ее на конференцию о донорстве костного мозга, и о том, почему нам всем было бы неплохо брать пример с Себастьяна.

— Олеся, ты журналист и фотограф, что тебя привело на научную конференцию, посвященную пересадке костного мозга?

— В сентябре 2019 года моему мужу Ивану поставили диагноз «острый миелобластный лейкоз» — рак крови. В январе 2020 года ему сообщили о необходимости трансплантации костного мозга. Фактически пересадка — его единственный шанс на выздоровление. С этого момента я погрузилась в изучение темы донорства и узнала, что любой человек в своем городе может сдать кровь на типирование и вступить в регистр доноров костного мозга. Более того, любой из нас может организовать донорские акции, чтобы привлечь в регистр больше людей. Благотворительный фонд «Русфонд» в рамках одного из своих проектов пригласил меня на конференцию в Москву. Там я познакомилась с координаторами и волонтерами донорского движения в России и поняла, насколько слабо у нас пока развита эта отрасль. Из­за невозможности найти донора костного мозга у нас постоянно погибают люди, многие — в молодые годы.

— Как проходит поиск донора?

— Прежде всего рассматриваются потенциально совместимые родственные доноры — братья и сестры, если они есть. Но решить проблему таким образом удается только для немногих больных. Для всех остальных необходим поиск неродственных доноров в регистрах, где собраны генетические характеристики сотен тысяч людей. Шанс встретить своего генетического близнеца — 1 на 10 000.

В России несколько регистров доноров костного мозга. Это Петербургский, Челябинский, два Кировских, два Самарских, Новосибирский, два Екатеринбургских, Ростовский, Нижегородский, Республиканский регистр Татарстана, Югорский регистр, регистр Национального медицинского исследовательского центра гематологии Минздрава РФ (Москва), регистр Российского НИИ гематологии и трансфузиологии (Санкт-­Петербург), Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова.

Первичный поиск донора осуществляется клиникой, в которую был направлен пациент. Стоит обратить внимание на тот факт, что не все клиники осуществляют поиск доноров для пациентов во всех регистрах страны. Поэтому пациенту при обращении в конкретную трансплантационную клинику важно уточнять, в каких регистрах специалисты проверили его генотип на совместимость с донорами. Если поиск был осуществлен не во всех регистрах, пациенту имеет смысл обратиться в ту трансплантационную клинику, которая сотрудничает со всеми российскими регистрами. Это увеличит шанс найти своего генетического близнеца в России.

— Как стать донором, что для этого нужно?

— Я расскажу, как можно вступить в Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, так как в каждом городе, и в том числе в Саратове, есть пункты приема крови на типирование для вступления в этот регистр. Для того чтобы стать потенциальным донором и вступить в регистр, доброволец может обратиться в клиники «Инвитро» или «CMD» и сдать 4,5–9 мл крови на определение генотипа. Эта процедура безопасна и бесплатна. Впоследствии, если донор подойдет конкретному пациенту, с добровольцем свяжется сотрудник регистра и расскажет о дальнейших шагах. Обязательные условия для вступления в регистр: возраст от 18 до 45 лет, отсутствие серьезных заболеваний (на сайте российских регистров перечислены противопоказания), вес тела больше 50 кг.

— Как эта система устроена в европейских странах, США, Израиле? Как население там относится к донорству?

— На конференции выступала специалист одной из израильских клиник Полина Степенски. По ее словам, израильтянам рассказывают о важности донорства костного мозга еще со школьной скамьи. Многие вступают в регистр во время службы в армии.

По информации из опубликованного доклада на сайте РУСФОНДа, в США и ФРГ по 9 млн потенциальных доноров. А в России — не более 130 тыс. (в совокупности во всех российских регистрах), это очень мало для такой большой страны. Поэтому, думаю, нам нужно перенимать опыт западных стран: проводить беседы в высших учебных заведениях, уроки милосердия в школах, донорские акции. Тогда люди, даже если не решатся сразу сдать кровь, будут хотя бы знать об этой проблеме.

— Что из себя представляет процедура забора клеток костного мозга? Насколько это болезненно, опасно?

— Многие путают костный мозг со спинным мозгом. На самом деле, костный мозг — это главный кроветворный орган человека, который вырабатывает клетки крови. Он находится внутри тазовых костей, ребер, грудины, костей черепа, в эпифизах — расширенных концах — длинных трубчатых костей и представляет собой мягкую, пронизанную сосудами массу ярко­красного цвета с большим количеством гемопоэтических стволовых клеток. Для пересадки костного мозга нужны только эти кроветворные клетки. Донору дают специальные препараты, которые «выгоняют» их из костного мозга в кровь. Процедура забора устроена так: кровь берут из вены на одной руке, выделяют из нее гемопоэтические стволовые клетки с помощью специального оборудования и возвращают обратно через вену на другой руке. Процесс длится несколько часов, наркоз не требуется.

Иногда, гораздо реже, берут непосредственно костный мозг, этот способ предполагает общую анестезию. Путем проколов тазовой кости у донора берут небольшую часть костного мозга при помощи шприца, операция длится около тридцати минут. После процедуры донор проводит в стационаре около двух дней; после операции могут быть болезненные ощущения, но они легко снимаются обез­боливающими. Костный мозг полностью восстанавливается за месяц.

— В Троицком соборе Саратова регулярно проходят донорские акции. Могут ли их участники, если у них будет желание, сдать кровь и на донорство костного мозга?

— Да, это вполне возможно. Но желательно заранее знать, сколько приблизительно добровольцев хочет вступить в регистр доноров костного мозга, так как нужно будет подготовить необходимое количество пробирок для крови и анкет, а также согласовать забор крови со станцией переливания крови.

— Ты стала волонтером регистра доноров Национального РДКМ от нашего региона. Какие у тебя планы по развитию донорства костного мозга в Саратове? Если какое­то учебное заведение или организация заинтересуется донорством, к тебе можно обратиться для проведения лекции на эту тему?

— Да, конечно. В социальной сети «ВКонтакте» есть группа «Регистр против рака. Саратов» https://vk.com/club139896976. Кроме того, я готова рассказать о донорстве костного мозга лично каждому, желающему вступить в регистр. Мне можно позвонить по телефону 8­987­820­45­05. Предлагаю всем неравнодушным саратовцам привлекать в регистр доноров костного мозга людей, готовых спасать человеческие жизни. Ведь в каждом из нас есть лекарство от рака! Быть донором — не страшно. Быть донором — это значит быть открытым и неравнодушным человеком. Если все это осознают и вступят в регистр доноров, сотни тысяч людей получат шанс на спасение.

Газета «Православная вера» № 07 (651)

[Подготовила Ольга Протасова]
Материалы по теме

«К пациентке не очень хотели пускать: “Бабушка Вас испугается, плохо будет еще…” А бабушка плакала и благодарила, пока служили. И крестилась все время». «Лифт и коридоры. Шлюз. Залитые хлорным раствором требник, крест и Евангелие. Будут сохнуть. А где-то в коридоре, далеко, человек в одежде на выписку… Луч солнца». «Здоровья и сил всем пережившим и победившим. Вечная память погибшим. Их было много. Больше, чем за все время служения в больницах. Благодарю Бога. Он ни на секунду не оставлял». На странице клирика Серафимовского храма Саратова священника Андрея Мизюка в «Фейсбуке» много таких заметок. А еще есть фотографии: противочумный костюм, маска, очки, а сверху — епитрахиль и крест. «Был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25, 35). С отцом Андреем мы поговорили о его служении в «красной зоне» — о том, как идти туда, где никто не хочет оказаться, и где искать сил, чтобы дать надежду на спасение

Просмотров: 1560
Комментариев: 0

Эту книгу — мировой документальный бестселлер — можно читать как готовое психологическое пособие, написанное из реального, страшного и преображающего опыта. Можно — как необыкновенную, невероятную историю любви, родившуюся в испытаниях из вполне обыкновенной истории счастливого брака. А можно — как еще одно свидетельство о том, что смерть не может оборвать нашей связи с близкими и родными — иначе бы мы просто не выжили, теряя их. Речь идет о книге Барбары Пахль-Эберхарт «Четыре минус три»

Просмотров: 3030
Комментариев: 0

Прихожанка одного из саратовских храмов, внезапно потерявшая горячо любимого супруга, с горечью призналась, что когда она обращалась со своим горем к священству, никто из пастырей не утешил ее так, чтобы боль утихла, чтобы появились силы жить дальше, чтобы она почувствовала, что ей действительно сопереживают и готовы часть ее скорби понести. Что же такое утешение? Почему оно с таким трудом дается? Как нашему состраданию не соскользнуть в слезливую жалость, которая может духовно расслабить человека, но и не угодить при этом в холодную назидательность? Исследуя этот вопрос, мы обратились к опыту священников и психологов

Просмотров: 3286
Комментариев: 0

Об отношении к психически больным людям, о том, что нам необходимо о них знать, мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом РФ Федором Кондратьевым

Просмотров: 9958
Комментариев: 2