Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Узнать, принять, передать дальше
Просмотров: 3568     Комментариев: 0

Уроки столетия… Третий год подряд мы отмечаем вековые даты событий, о которых не можем забыть и из которых не имеем морального права не извлечь уроков: Октябрьский переворот, убиение Царской семьи, Гражданская война. С этими событиями были непосредственно связаны и гонения на Церковь. Просветительский проект информационно­ издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», ставший в этом году победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», призывает к размышлению о трагедии, произошедшей тогда со страной, и мы идем к старшеклассникам, студентам, педагогам, прихожанам саратовских храмов, чтобы подумать вместе. Первые лекции по проекту состоялись в апреле. О том, чему они были посвящены, рассказывают сами лекторы.

Екатерина Иванова, кандидат филологических наук, сотрудник информационно-издательского отдела Саратовской епархии:

— Каждый день я проезжаю мимо Воскресенского кладбища, прохожу мимо консерватории и думаю о том, что это места, где творилась наша история, — места живой памяти. На Воскресенском кладбище покоятся наши новомученики, прославленные и не прославленные, а в здании консерватории сто лет назад проходил известный показательный процесс над саратовским духовенством. Много ли жителей нашего города об этом знает?

Благодаря работе историков и краеведов подвиг наших святых, пострадавших за веру, известен в подробностях. Информация эта доступна: к примеру, на сайте храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского представлена интерактивная карта, содержащая сведения о пострадавших за веру в Саратовской области священниках и мирянах. Но в целом подвиг новомучеников пока осознаётся в обществе очень слабо. Даже верующие хрис­тиане порой представляют себе его лишь в самом общем виде. Не всякий человек за сухими словами — «жил, служил, арестован, расстрелян» — способен увидеть величие не сломленного пытками человеческого духа. Мы, сотрудники православных СМИ, стараемся по мере возможности придавать этим биографиям живое звучание.

Я прочитала открытую лекцию для студентов философского факультета СГУ на тему «Судебный процесс против саратовского духовенства 1918–1919 гг.». Встреча прошла в общегородском духовно-просветительском молодежном центре при храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Кроме студентов на лекции присутствовали прихожане храма, жители города, интересующиеся его историей.

Эта тема раскрывает перед нами судьбу наших священномучеников — епископа Германа (Косолапова) и известного столетие назад в Саратове проповедника иерея Михаила Платонова. Она мне хорошо знакома и очень дорога. На основе дошедших до нас документов я написала свой первый роман «Трибунал», который победил в литературном конкурсе «Новая библиотека».

Я рассказывала эту историю — в газетных и новостных публикациях, просто разным своим знакомым — десятки раз. И вот я в очередной раз говорю о том, как мучеников вели на расстрел, и вижу, как девушки в первом ряду не могут сдержать слез… Я была потрясена этой реакцией, потому что за всеми подробностями, датами и цитатами в какой­то момент потеряла живое чувство сопричастности этой трагедии, которую и как трагедию не воспринимала: они же прославлены! Но мученики во все времена идут путем подражания Христу, и к пасхальной радости можно прийти только через Голгофу. Поэтому, сколько бы мы ни рассказывали о новомучениках, сколько бы ни говорили о том, что нужно за них радоваться, а не скорбеть, никогда не нужно забывать, насколько страшным было то, через что они прошли, насколько невыносимым для обычного человека — а ведь они и были обычными до того, как стали святыми. Они всего за несколько лет до своего расстрела жили в совершенно других реалиях, где никто не сокрушал храмы и не убивал священников. И тем не менее, когда Господь призвал их к свидетельству о вере даже до смерти, они оказались готовы. Думаю, это и есть самый главный урок.

Марина Бирюкова, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность»:

— Что бы ни делал человек, он должен видеть перед собою задачу и сверхзадачу. Если он сверхзадачи не видит, его дело не оставит следа в человеческих сердцах.

Когда я отправилась в Красный Кут, моя задача была не так уж и сложна: рассказать школьным учителям из заволжской глубинки об истории саратовского женского Крестовоздвиженского монастыря. А вот сверхзадача… Иногда бывает так, что мы сначала пытаемся ее по мере наших сил решить, а уж потом формулируем.

Крестовоздвиженская женская обитель немногим моложе нашего города: в 1674 году она вместе со всем Саратовом переехала с левого берега Волги на правый. Она видела и пугачевскую орду, и опустошительные пожары. Монастырь жил трудом насельниц, это следует подчеркнуть: его храмы были богаты, а монахини бедны, зачастую им приходилось искать заработок где-то в миру, вне монастырских стен. Большинство сестер обители происходило из крестьян и из городского мещанства. Многие из них лишь придя в монастырь обучались грамоте, а заодно — какому-нибудь ремеслу, например, стегать одеяла или шить обувь. На протяжении 77 лет в Крестовоздвиженском монастыре действовала школа для девочек из низших сословий.

Иногда людям кажется, что уход в монастырь — это своего рода эгоизм: «Я буду молиться, спасаться, а до всех вас мне дела нет». Но можно ли спастись, не служа людям, не творя дел любви? Для игумении Антонии (Заборской) и вверенных ей Богом сестер — монахинь, инокинь, послушниц, воспитанниц — монашество означало не только всецелую жертвенную любовь к Богу, но и служение Отечеству. Когда началась первая мировая война, при монастыре сразу был создан и приют для хлынувших с запада беженцев, и лазарет для раненых воинов. Историк Ольга Пудовочкина приводит цифры: 1 августа 1915 года в лазарет поступила партия из 536 раненых. Представим себе на минуту, что это такое — 536 безмерно страждущих душ и тел. Только разместить — уже огромная проблема, только накормить — и то уже колоссальный труд. Но матушка Антония — сама фельдшер — сумела организовать дело. Лазарет работал под руководством лучших в городе врачей. Из указанного количества раненых 430 вылечились. 131 вернулся в строй. Сотни солдат и офицеров сражающейся армии получали от сестер-монахинь посылки с продуктами; когда немцы начали применять химическое оружие, в монастыре было налажено производство защитных масок.

Какой она была, игумения Антония — Антонина Станиславовна Заборская? У нас есть только одна тюремная фотография — анфас и профиль. Это спокойное лицо сильного, глубоко верующего человека. После революции, после того, как у монастыря отобрали все помещения и храмы, игумения Антония делала все, чтобы сохранить сестринскую общину. Она зарегистрировала трудовую артель, в которой продолжалась монашеская жизнь, в которой, вопреки всему, совершались постриги. Артель оказывала помощь духовенству, находившемуся в тюрьме, в ссылке — матушка и тут была верна себе. Власть не дремала: 1927 год — первый (для матушки Антонии, впрочем, уже второй) арест группы монахинь, ссылка в Марийскую АССР. 1933 год — возвращение в Саратов, тяжелейшая для христианки жизнь без храма и богослужения (все церкви уже закрыты), однако же в своем маленьком кругу, среди сестер, живших эти годы в Саратове или, как матушка Антония, вернувшихся из ссылки. Что они могли делать в этом своем кругу, кроме как молиться и беседовать за скудной трапезой? Чем они были так страшны власти, эти пожилые женщины?.. Да еще в ноябре 1941-го, когда Гитлер стремительно шел к Москве?..

«По-моему, наши беседы не являются антисоветской агитацией, хотя бы по одному тому, что мы разговаривали в интимной обстановке, в тесном кругу лиц, и никого агитировать не собирались…» — эти слова подследственной Заборской, зафиксированные протоколом допроса, есть, по сути, апелляция к здравому смыслу. Ей было 74 года, и этот, третий в ее жизни арест оказался последним — игумения Крестовоздвиженского монастыря умерла в тюрьме. Одна из проходивших по этому делу монахинь была расстреляна, остальные получили лагерные сроки…

Игумению Антонию закопали на Воскресенском кладбище; верующие саратовцы узнали, где это место, и ухаживали за могилой все годы советской власти, это же поразительно…

Так вот, я рассказываю все это, и меня внимательно слушают. После лекции спрашивают, где можно еще раз перечитать всю эту историю — чтоб она лучше отложилась в памяти. Называю публикации. Отвечаю еще на какие-то вопросы — и вдруг понимаю, что история старинного женского монастыря, одного из тысяч разгромленных, разбросанных по лагерям и расстрельным рвам — связала нас, она стала нашей общей историей: мы восприняли ее как наше общее наследство, которое нам теперь нужно вместе хранить и дальше передать. И не просто хранить, а плоды получать от него. Наверное, это и есть сверхзадача нашей работы.

Наша встреча с педагогами стала возможной благодаря содействию областного института развития образования (ГАУ СОИРО), за что мы очень ему благодарны.

Материал подготовлен в рамках проекта «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны». При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» на основании Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Газета «Православная вера» № 08 (628)

[Подготовила Ольга Протасова]
Материалы по теме

Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания?

 

Просмотров: 2891
Комментариев: 1

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 3000
Комментариев: 0

Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый

Просмотров: 2945
Комментариев: 0

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа

Просмотров: 3636
Комментариев: 0

Книги Василия Акимовича Никифорова (литературный псевдоним — Волгин) — это живая, узнаваемая и всегда новая русская проза, написанная не просто верующим, православным человеком, а исповедником и христианским мучеником

Просмотров: 2937
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 4199
Комментариев: 1

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 3013
Комментариев: 0

Как современным школьникам и студентам преподносится отечественная история ХХ века? Что им известно о ее страшных страницах? Над этими вопросами мы, сотрудники информационно­-издательского отдела Саратовской епархии, всерьез задумались, начав весной этого года грантовый проект «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100¬летия Гражданской войны». Для того чтобы рассказать старшеклассникам и студентам о подвиге пострадавших за веру, нужно понимать, в каком контексте воспринимает репрессии нынешнее молодое поколение. Об этом наш корреспондент Яна Степанова поговорила с преподавателями школ и вузов

Просмотров: 3149
Комментариев: 0

Продолжается работа по грантовому проекту «Говорим о новомучениках в контексте 100 летия Гражданской войны». Почему именно сегодня эта работа для нас так важна? На каком фоне она проходит? Какие цели, какие задачи ставим мы перед собой, рассказывая о судьбах наших земляков, не отрекшихся от Христа в страшную эпоху безбожия? Об этом размышляет участница проекта, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова. Она делится опытом выступлений перед студенческой молодежью

Просмотров: 3106
Комментариев: 0

Размышляя о братоубийственной Гражданской войне, продолжавшейся четыре года (1918-1922), важно помнить о духовных причинах тех страшных событий и о том богоборческом ожесточении, которое им сопутствовало. Проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», получивший поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива» — это проект просветительский, наша цель — распространение знаний о людях, которые сохраняли верность Христу, мужественно противостояли богоборчеству и снискали мученические венцы

Просмотров: 3273
Комментариев: 0

В прошлом номере нашего журнала были опубликованы воспоминания о выдающемся ученом-антиковеде, тайной инокине Марии Ефимовне Сергеенко, переведшей на русский язык «Исповедь» блаженного Августина и ряд других античных текстов, в том числе христианских писателей первых веков — письма святого Киприана, «Церковную историю» Евсевия Памфила, «О покаянии» Тертуллиана. Воспоминаниями делилась ее бывшая студентка, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета Лариса Михайловна Лукьянова. Рассказывая о своих великих учителях, Лариса Михайловна вспоминала и Аристида Ивановича Доватура, чье имя, как и имя М.Е. Сергеенко, отчасти связано с Саратовской землей. Представляем вниманию читателей подборку воспоминаний о жизни и деятельности выдающегося ученого, в полной мере разделившего со своей страной трагические коллизии истории ХХ века

Просмотров: 3742
Комментариев: 0

18 ноября 1991 года злоумышленники бросили в окно Малого собора Донского монастыря бомбу с зажигательной смесью. Недавно отремонтированный храм сгорел почти полностью за считаные минуты. Во время восстановительных работ насельники монастыря разобрали пол и увидели массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». А через несколько дней был найден и дубовый гроб со святыми мощами святителя Тихона (Беллавина) — одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси, который вступил на путь патриаршества 18 ноября 1917 года. День обретения его святых мощей Русская Православная Церковь празднует 22 февраля

Просмотров: 3290
Комментариев: 0

В 2018 году Издательский совет Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил конкурс на лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На прошедших в конце января 2019 года Рождественских чтениях были объявлены имена авторов, чьи работы были признаны жюри лучшими. Об итогах конкурса и о перспективах развития новой издательской инициативы Русской Православной Церкви Екатерина Иванова (Федорчук) поговорила с одним из организаторов этого литературного состязания  — доктором исторических наук, писателем и публицистом Дмитрием Михайловичем Володихиным

Просмотров: 3160
Комментариев: 0

29 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя сотруднице информационно-издательского отдела Саратовской епархии Екатерине Ивановой (Федорчук) был вручен диплом победителя конкурса «Новая библиотека» на лучшее ранее не издававшееся художественное произведение о новомучениках и исповедниках Русской Церкви. Награды был удостоен ее роман «Трибунал». Мы поговорили с Екатериной Алексеевной о том, как создавалось это произведение.

Просмотров: 3760
Комментариев: 0

Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений

Просмотров: 4647
Комментариев: 0

Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи. И все-­таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII

Просмотров: 3566
Комментариев: 0