+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Увидеть человека
Просмотров: 411     Комментариев: 0

В конце прошлого года в прокат вышел фильм режиссера Оксаны Карас «Доктор Лиза», с Чулпан Хаматовой в главной роли. Картина привлекла внимание зрителей не случайно. Елизавета Петровна Глинка, или просто Доктор Лиза,— человек, не оставлявший равнодушным никого. Об этом фильме невозможно говорить просто как о фильме — речь все равно будет идти о реальной личности Доктора Лизы, трагически погибшей, но оставившей нам потрясающий пример того, каким может быть деятельное добро. 

Чулпан Хаматова в роли Доктора ЛизыИз названия фильма сразу понятно: картина — о враче, о его служении. Но это не совсем так. Это фильм о женщине, которая целый день, а порой и ночь, пытается облегчить жизнь тех, кому на медицину порой рассчитывать не приходится, — безнадежно больных и бездомных. В глазах одних она по­настоящему святая, в глазах других — сумасшедшая. Будет ли нормальный человек в день тридцатилетия семейной жизни возиться с очередным бездомным, которому нужна грамота «за борьбу с мировым злом»? А Доктор Лиза занималась именно этим, не делегируя обязанности помощникам. Помощники были, и немало. Но Елизавета Петровна трудилась вместе со всеми, не жалея себя.

Этот фильм, смешной и трагичный одновременно, не только о Елизавете Глинке. Он еще и о тех, кто ее окружал, менялся рядом с ней. О ее муже, который смирился с тем, что супруга раздает его одежду любому бездомному, оказавшемуся рядом, предварительно уложив его спать в их же прихожей. Зритель увидит и высокопоставленного чиновника, которого Доктор Лиза шуткой заставляет ехать вручать ту самую грамоту бездомному сварщику Гене. Я думаю, что комический эпизод с грамотой — один из самых важных в фильме. И чуть позже я скажу, почему.

* * *

Когда я просматривал отзывы о фильме (в них больше писали о самой Елизавете Глинке, а не о ее киновоплощении), то был удивлен количеством отрицательных характеристик.

Приведу вкратце некоторые из них: эта «святая» занималась показухой (а должна была скрывать такую широкую деятельность); выбивала слезу у сердобольных граждан (нельзя плакать, даже если кого­то жалко); собирала деньги на бомжей, а муж дарил ей дорогие сумки за сотни долларов (если кормишь бомжей, то нужно и самому стать таким же); материлась и курила (однозначно, самые редкие вредные привычки); жила в большой квартире (а должна была переехать на Павелецкий вокзал, поближе к подопечным). А самая главная претензия — Елизавета Глинка помогала бездомным, которые продолжали бродить по вокзалам, побираться, пить и умирать. «И зачем нужна такая помощь?». «Это борьба с симптомами, а не с причиной». «На месте одного накормленного бездомного появится еще сотня голодных. А еды на всех все равно не хватит».

Так нужно ли заниматься такими добрыми делами, если проблему они не решают никак? Ответ: нужно. И вот почему.

Елизавета Глинка с подопечнымЕлизавета Петровна относилась к бездом­ным как к равным. Для нее они не были «отбросами», «социально неблагополучными элементами», пьяницами. Они были для нее людьми, такими же, как и она сама. Она могла одинаково общаться и с влиятельным чиновником (в фильме это яркий собирательный образ — Владимир Александрович), и с опустившимся бродягой, попутно прихватившим ее «плохо лежавшие» часы.

Вот поэтому я думаю, что эпизод с вручением грамоты — важный и глубокий момент фильма. «Ведь если грамота, значит, человек… значит, правильно всё», — говорит сварщик Гена. Не о больных зубах и физическом голоде он думал — он хотел, чтобы в нем увидели человека. И Елизавета Петровна увидела. Не случайно многие из ее подопечных, которым уже ничего не могло помочь, больше всего просили: «Похорони меня как человека». Фильм Оксаны Карас очень ярко показывает, как важно для любого из нас осознавать свою нужность кому­то просто потому, что ты есть. И если ты личность, то и к другим относись, как к личностям — таков важнейший урок, который преподносит нам эта кинолента.

Мне остается только догадываться, какой энергией обладала настоящая Елизавета Глинка. Как написал в день ее памяти глава благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин, «моральный авторитет — штука редкая. Не знаю, будет ли еще кто­то похожий на нашем веку». И пусть Елизаветы Петровны уже нет, но ее авторитет остается и меняет людей.

* * *

Еще в детстве я услышал «аргумент» против существования Бога: если Он есть, то почему тогда хорошие люди умирают? А ведь и правда, должно бы быть наоборот. Или не должно? Вспоминаются слова Владимира Высоцкого из стихотворения, посвященного памяти Василия Шукшина: «Смерть самых лучших намечает и дергает по одному». Поэт в этих строчках не ищет объяснений, он просто констатирует факт: уходят те, кто мог бы отдать другим еще много любви и сил.

Лучший, на мой взгляд, христианский мыслитель прошлого века — английский писатель Клайв Стейплз Льюис — человек, подаривший миру волшебную Нарнию, откровенно писал: «Горе по­прежнему похоже на страх, вернее, ужас. Или ожидание, будто сидишь и ждешь, что вот­вот случится что­то ужасное. Вся жизнь приобретает постоянный привкус временности. Не стоит ничего начинать». Это слова из книги Льюиса «Боль утраты». Я думаю, что именно это произведение (в основу книги легли дневниковые записи автора после смерти супруги) открывает и самому писателю, и читателям правду этого мира: мы не в Нарнии, а потому тех, кого забрала злая ледяная колдунья, не вернуть назад.

Восхищаясь пейзажами природы, великий Лермонтов написал умилительные строки: «И счастье я могу постигнуть на земле,/И в небесах я вижу Бога». Ведь это не так уж и сложно — услышать Божий призыв через красоту творения. Но как распознать Его же голос, когда смотришь на самого любимого и близкого человека, лежащего неподвижно? Этот же вопрос накрывал меня, как и многих других, когда мы стояли на отпевании у гробов наших прихожанок, волонтеров «Хороших людей» Натальи Куценко и Валентины Шильниковой. Я не знаю ответа. Но я знаю: Бог всегда с теми, кто страдает, Он скорбит вместе с нами. И я могу лишь быть с теми, кому сейчас тяжело. Быть рядом и плакать вместе с ними. Отдать частицу себя в память о тех, кто готов был всего себя отдать другим.

Я думаю, что людей, похожих на Елизавету Петровну Глинку, можно встретить везде. Просто мы не всегда их замечаем, да и их деятельность бывает намного меньшей по масштабу. Но во многом благодаря именно таким людям, местным «докторам Лизам», не побоюсь этого слова, наш мир продолжает существовать. Каждый из нас может стать добрым сердцем для кого­то, у кого нет ничего, кроме горя и страданий. Как точно и мудро сказал английский писатель Чарльз Диккенс, «в этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека». Елизавета Глинка помогала очень многим и хотела бы помочь еще большему числу страждущих. А каждый из нас может попробовать помочь кому­то одному, а еще кого­то воодушевить своим примером.

Посмотрите «Доктора Лизу», и два часа пролетят незаметно. Лично мне не хватило одного раза, и на следующий день я пересмотрел картину еще. И не жалею. Вечная память всем тем, кто помогал другим в их боли и кого уже нет с нами.

Газета «Православная вера», № 03 (671), февраль 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.