Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Тяжело в учении, легко — на балу
Просмотров: 798     Комментариев: 0

15 января в Саратовском академическом театре оперы и балета прошел девятый ежегодный Рождественский бал, организованный отделом религиозного образования и катехизации Саратовской епархии. В нем приняли участие воспитанники воскресных школ храмов города Саратова, ученики старших классов гимназий и кадетских школ города, студенты саратовских вузов.

В Голубой гостиной театра засверкали бальные платья, заблестели золотым шитьем кадетские погоны. Все в ожидании торжественных звуков полонеза — танца, которым открывался каждый бал XIX века. Звучит он и сейчас… Возвышенный полонез сменяется легким вальсом, за вальсом — быстрая полька, за ней — задорная кадриль. Пары легко и изящно скользят по паркету. Добиться такого результата было довольно непросто: исторические танцы для бала ребята специально разучивали на протяжении двух с половиной месяцев и в день торжества смогли наконец продемонстрировать свои умения.

— Репетиции проходили два раза в неделю в Свято-Покровской православной гимназии, — рассказывает сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии Марина Александровна Шилова. — Все было достаточно жестко, так скажем, — и требования, и условия, но результат есть. Видно, что ребята за эти два с половиной месяца научились многому. Хореограф у нас серьезный — Татьяна Григорьевна Семикина, она уже не первый год готовит наши балы и знает, чего она от ребят хочет.

Через подготовительные занятия Рождественского бала прошла и я, посетив несколько репетиций в гимназии. Каждая репетиция длилась два часа, практически без перерывов. Но даже 10-15‑минутные передышки некоторые ребята использовали для дела: в свободном темпе вальсировали по периметру зала. Какими бы замысловатыми и непонятными нам ни казались мазурка, полька, котильон и даже танго, самым сложным всегда остается вальс. Попадать в ритм, не наступать на ноги партнеру, держать равновесие, смотреть по сторонам, чтобы не столкнуться с другими парами, помнить о положении рук, головы, корпуса — да, эти требования применимы к каждому танцу, но именно в вальсе их отсутствие наиболее заметно. Вальс должен быть легким, а чтобы обрести эту легкость, нужны усердные тренировки, время и, конечно же, желание.

Физически репетиции не так уж сложны и утомительны, особенно если есть пусть и небольшой танцевальный опыт и хоть какая-то спортивная подготовка. Справится ли с этим человек, у которого нет ни того и ни другого? Думаю, да. Но опять же — нужны желание, усердие и время. И обязательно терпение — то, что «старичкам» и хореографу кажется элементарным, новичку может быть совершенно непонятно. И здесь не нужно сдаваться и накручивать себя угнетающими мыслями, что «танцы не для меня, я в этом не смыслю, никогда ничего не получится, а если и получится, то все равно не так красиво и изящно, как вон у той пары». Танец хоть и искусство, но в какой-то степени и спорт. И чтобы ваш танец стал произведением искусства, нужен не только талант и природные данные, но и все те качества, которые обычно есть у спортсменов.

Как и в спорте, кто-то может быть лучше. Как и в спорте, это не всегда будет зависеть от трудолюбия и воли к победе. Но в этом и прелесть бала — это не соревнование. И главная цель всех репетиций — вовсе не безупречное выступление в назначенный день. Ты научился танцевать, легко и свободно двигаться, это приносит тебе радость и положительные эмоции — вот к чему в первую очередь нужно стремиться. И тогда на самую прекрасную пару вечера ты будешь смотреть не с завистью, а с удовольствием.

Нельзя не сказать еще об одном важном моменте, которому нас учит танец. Это психологический аспект. Исходя из собственного опыта, знаю, что он во многом сложнее, чем физический. Что легче — солировать или выступать в паре? Солист рассчитывает только на себя, паре же нужно выстроить свои отношения так, чтобы танец был действительно парным, а не просто выступлением двух не зависящих друг от друга людей. Ведет, как правило, партнер. И каким бы лидером по натуре ни была девушка, ей нужно с этим смириться, довериться своему партнеру и позволить ему себя вести. А юноше это доверие нужно оправдать.

***

— Состав участников бала с каждым годом меняется, — продолжает Марина Александровна, — но общее количество остается одинаковым — примерно сто человек. В этом году много тех, кто пришел сюда в первый раз, так называемые дебютанты. Конечно, есть и те, кто танцует уже несколько лет. Много ли среди них воцерковленных ребят? Пятьдесят на пятьдесят. Некоторые дети приходят к нам из воскресных школ, они постоянно посещают храм, участвуют в богослужебной жизни, а кто-то только знакомится с православными традициями. Вообще, у нас только одно ограничение — по возрасту: мы приглашаем ребят от 15 до 23 лет. Такой формат выбран именно для того, чтобы школьники и студенты чему-то научились, ведь у Рождественского бала не только миссионерская, но и образовательная роль.

Набор танцев из года в год примерно одинаковый, но для каждого бала обязательно готовится что-то новое. Например, в этот раз ребята вместе с хореографом подготовили четыре танцевальных флешмоба.

— Если раньше юноши и девушки, придя на бал, попадали в общую струю, то здесь каждому из них нужно было четко выучить свое место и направление, — объясняет Марина Александровна. — Это было сложно в том плане, что не все могут приходить на каждую репетицию, потому что и у школьников, и у студентов всегда большая загруженность с учебой. Но они справились.

Впервые на балу звучала живая музыка — инструментальные произведения исполняли студенты Саратовского областного колледжа искусств. Был приглашен и коллектив студии исторического танца «L'еtЕ» — юноши и девушки, одетые в костюмы по моде прошлых веков, станцевали мазурочную кадриль и вальс-котильон.

Ну а главными гостями торжества стали родители участников бала. Они оценили всё, чему их дети смогли научиться за это время. Постоянные вспышки фотоаппаратов и трогательные материнские улыбки совсем не смущали ребят, наоборот, им такая родительская поддержка очень важна. Особенно ценят это дебютанты бала.

— Принять участие в Рождественском бале мне предлагали еще в прошлом году, — рассказывает воспитанник Саратовской кадетской школы № 2 Виктор Алиев, — но я отказался, думал, что мне не понравится, да и вообще я в танцах был не ахти, можно так сказать. Но в этом году решил все-таки попробовать что-то новое для себя и ничуть об этом не жалею. На бал я пригласил свою девушку. То есть участвовал я не один, была моральная поддержка и с ее стороны, и со стороны наших родителей. Если честно, с самого начала все казалось сложным, но на последних репетициях я уже практически все делал на автомате. Я рад, что меня этому научили, и мне кажется, в жизни это пригодится. На самом балу я, конечно, допустил парочку ошибок, но это не так уж важно. Когда смотришь на такое торжество, глаз радуется — все такие нарядные, красивые, нет никакой суматохи, все как положено, по порядку. Приятно, что были разные конкурсы и игры и нам давали призы. В следующем году я выпускаюсь из кадетской школы, но на бал наверняка приду. А потом… Если останусь учиться в Саратове, то, конечно, и еще буду сюда приходить.

Как раз так и поступил выпускник кадетской школы, а ныне студент юридической академии Никита Соловьев. Это уже третий его бал.

— Два года мы приходили на бал с друзьями из кадетки как очередное его украшение, — улыбается Никита. — Мне это нравится, и вот я снова здесь. Больше всего люблю фигурный вальс — это танец еще с самого первого моего бала, его можно станцевать просто по щелчку, по памяти. Сейчас у меня вообще нет никакого волнения, все абсолютно спокойно.

В третий раз на балу и ученица саратовской школы № 72 Мария Свечникова.

— О Рождественском бале я узнала еще в православном лагере «Солнечный», когда там отдыхала, — говорит она. — Мне очень нравится сам процесс репетиций — всегда интересно слушать педагогов. Но самое главное, что у нас есть дисциплина. Тебя, конечно, могут и поругать, но все это для того, чтобы ты хорошо всему научился и не допускал ошибок. Поэтому единственная сложность, которая у нас возникала, — нормально себя вести, внимательно слушать и не отвлекаться.

Для ученицы одиннадцатого класса саратовской гимназии № 58 Ксении Щегловой бал стал воплощением детской мечты.

— На мой первый бал меня пригласил молодой человек, — вспоминает Ксения. — Поучаствовать в каком-нибудь бале было моей мечтой с детства. Я любила читать сказки, где молодой принц приглашает девушку на бал, и я тоже хотела стать частью этой сказки. В прошлом году мне это удалось, и я с удовольствием пришла на второй бал. Мне интересно знакомиться здесь с новыми людьми, изучать старинные танцы, русские традиции — это ведь все познавательно. Теперь танцы стали моим хобби, я хочу дальше продолжать ими заниматься.

Фото Андрея Гутынина

Газета «Православная вера» № 02 (574)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: