То ли в шутку, то ли всерьез, говоря о Сретении, люди нередко упоминают о встрече зимы с весной. Однако речь идет о другой встрече. Что означает Сретение? Каков исторический смысл этого события и каково его значение сегодня? Об этом мы побеседовали с настоятелем саратовского храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) протоиереем Александром Домовитовым.
— Отец, Александр, расскажите, о чем вспоминает Церковь в день Сретения?
— Сретение, или «встреча» в переводе на русский язык — это праздник, который совершается на 40-й день после Рождества Христова. Закон иудейский предписывал каждого первенца мужского пола посвящать на служение Господу. Этот закон берет начало во дни Моисея, когда иудейский народ вышел из египетского плена ценой жизни всех первенцев от человека до скота. А так как Спаситель был первенцем, Матерь Божия принесла его в храм для того, чтобы исполнить повеленное от Бога народу израильскому. Ко времени Христа посвящение младенца Богу стало символическим, потому что не все иудеи могли своих детей отдать на такое служение, и как выкуп за дитя люди приносили в храм некую жертву: агнца или пару голубей.
— Но ведь для христиан наиболее важным является не исполнение Марией закона, а некая встреча, что и отражено в названии праздника. Какая же встреча тогда произошла?
— Исторически — встреча с младенцем Христом праведного Симеона, называемого теперь Богоприимцем. Он был одним из 72 переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык для Александрийской библиотеки, в которой планировалось собрать все книги мира. Переписывая из текста пророка Исайи строки о грядущем Миссии «Се дева во чреве приимет и родит сына», Симеон усомнился в слове «дева» и решил его ис¬править, написав «женщина», «жена». Тогда ему явился ангел Господень и сказал, что написанное в Священном Писании — правда, а у человека нет права что-то исправлять. Ангел также возвестил старцу Симеону, что он не умрет до тех пор, пока своим глазами не увидит Спасителя Христа, рожденного Девой. Праведный Симеон прожил 360 лет. И вот, увидев в храме Бо- жию Матерь с младенцем на руках, старец Симеон получил откровение от Бога: это Тот самый, Кого он ждал. Взяв Богомладенца на руки, он произнес такие замечательные слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по обещанию Твоему, с миром, ибо видели глаза мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Обетование о пришествии в мир Спасителя Миссии исполнилось. В этой молитве есть также свидетельство, что спасение пришло не только для праведного Симеона и не только для народа израильского, но для всего человеческого рода. Вместе с тем слова молитвы напоминают и о конце нашей собственной жизни, побуждают задуматься, с чем будем отходить в вечность мы.
— В этом как раз заключается символический смысл праздника Сретения, его значение для каждого из нас?
— Да, на самом деле, Праздник Сретения имеет отношение к каждому человеку, потому что Церковь через этот праздник говорит о необходимости личной встречи с Богом. И, конечно, эта встреча возможна в любой момент жизни. Но произойти она может только тогда, когда человек сам будет к ней готов. Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему... » (Откр. 3:20). То есть Бог у каждого человеческого сердца стоит и стучит — очень тихо, смиренно и кротко.
— Чтобы не принуждать?
— Да, потому что человек имеет свободную волю, имеет право выбора, и именно он решает: отворять эту дверь для Бога, встречаться со Христом или нет. А Господь призывает нас всегда, и через события, важные для всего человечества, и через радостные события частной жизни, и нередко через скорби. Когда ты осознаешь свою немощь, к кому же еще можешь обратиться, как не к Богу? Господь подводит человека к тому, чтобы тот почувствовал необходимость Его присутствия в своей жизни. И Сам Господь говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).
— И ведь на разных людей подействуют разные средства. Чтобы к Господу обратился один, в его жизни должна возникнуть скорбь, нужда в Боге, а другого, возможно, подтолкнет радость, потребность Господа благодарить.
— Господь Сам знает, каким путем каждого вести. Однако самый первый шаг навстречу Богу должен сделать все-таки человек, ведь Господь уже сделал Свой шаг навстречу нам. А потом Господь берет этого человека, как ребенка, за руку и ведет. Если же кто-то не согласен, если ему кажется это не нужным, то Господь не может вторгнуться в его жизнь, взять и ввести в Царствие Небесное.
— Но и в сердцах людей Израиля, и в душе старца Симеона было ожидание Христа, и они как бы двигались Ему навстречу. А для любого рядового человека, который не воспринимает свою жизнь, как путь к Господу или путь от Него, а просто живет, может эта встреча стать не одномоментной? Встреча как процесс?
— Первая встреча со Христом, действительно, станет единственной, и, наверное, самой главной в человеческой жизни. Но потом встречи с Богом для человека должны стать постоянными. В Таинстве покаяния — когда ты просишь прощения у Бога. В Таинстве причащения — когда невидимым образом соединяешься с Телом и Кровью Христовой. В молитве — когда твое сердце просто открывается Богу навстречу. И если бы не было таких встреч, то не было бы и той радости, утешения, успокоения, которые даются Господом. А если говорить о человеке нецерковном, но, скажем, близком Церкви, то встречи с Богом бывают и в его жизни, хотя и крайне редко.
В житии преподобного Силуана Афонского сказано, как однажды, увидев образ Христа, старец обнаружил в Его глазах столько любви, что потом искал этого Христова взгляда всю свою жизнь. Путь к Богу должен быть всегда именно таким - Господь человека призывает, человек Его голос слышит и на этот Божий призыв откликается.
«Саратовская областная газета» №2 (3571)